Дистанционное обучение

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Шукайлова Светлана Николаевна

Организация: МБОУ Средняя школа №58 им. Г.Д.Курнакова

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Дистанционное обучение отличается от привычных занятий в школе. И в условиях падемии весны 2020 года нам пришлось столкнуться с трудностями такого обучения. Рассмотрим самые распространенные проблемы, которые возникли у педагогов и как справиться с ними.

1. Мало опыта и наработок. Как быть, если освоение и продумывание работы занимает много времени?

Удаленная форма работы — это возможность для учителя продумать новые сценарии работы и попробовать разные инструменты. Помните о том, что первичной остается все-таки методика и учебные цели, а инструменты дистанционного обучения вторичны.

С помощью онлайн-инструментов можно отрабатывать материал и поддерживать мотивацию учеников.

2. В каком формате проводить уроки?

Для начала определите, все ли ученики класса могут перейти на дистанционную форму обучения: готовы ли родители оставить детей дома, какие возможности с точки зрения оборудования и интернета есть у учеников.

По возможности откажитесь или сведите к минимуму изучение нового материала и сосредоточьтесь на повторении ранее пройденного.

Если хотите дать новый материал, выберите доступный формат подачи — используйте сервисы для видеоконференций, покажите детям обучающее видео ( во время онлайн-урока или отправить ссылку в veber), дайте литературу для самостоятельного обучения.

Когда вы определились с материалом на период карантина, подумайте, как лучше разбить его на блоки и в какой логике работать.

3. Как будет выглядеть школьное расписание? Как спланировать день, неделю?

Зафиксируйте «учебное время». Оптимально — первая половина дня. Расскажите детям и родителям, в какие часы будет проходить обучение — это позволит четко организовать расписание.

Задавайте ученикам четкие рамки, когда нужно сделать самостоятельную работу (во время онлайн-урока или после, но озвучить время в течение которого выполняется работа). Часть заданий пусть дети решают в учебное время. Это позволит вам сразу видеть прогресс ребенка и корректировать работу по необходимости.

Определите, как и за что вы будете оценивать учеников на дистанционном обучении. Для оценивания используйте статистику, которую выдают цифровые сервисы.

4. Как проверять задания учеников?

Выбирайте сервисы с автоматической проверкой заданий в режим онлайн и мгновенной аналитикой. Так, например, в Яндекс.Учебнике вы можете подобрать задания, соответствующие целям занятия и выдать их ученикам. Дети получат задания и смогут их выполнить в удобном для себя режиме. Учитель может сразу увидеть и оценить результаты работы, а дети сразу понимают, где они ошиблись. Сервис поможет избежать сложностей с передачей заданий. Вам не понадобятся фотографии, сканы и прочие формы, не предназначенные для этого.

5. Как получить обратную связь от родителей?

В течение рабочей недели определите фиксированное время для обратной связи от учеников и родителей. По возможности каждую неделю устраивайте две онлайн-встречи — одну с учениками и одну с родителями. Договоритесь с родителями, что обратная связь будет двусторонней: вы делитесь результатами учеников, а родители рассказывают о трудностях, которые возникают у детей.

6. Как поддерживать учеников?

Вовремя и правильно поставленная цель стимулирует упорство и окрыляет, повышая самооценку. Разделите цели на перспективные (долгосрочные) и краткосрочные. Выделите в каждой категории самое привлекательное. Делайте эмоциональный акцент на промежуточных результатах, это поможет повысить желание заниматься, настроить на конечный результат.

7. Как дистанционно вести групповые и командные занятия? Как среди всех ресурсов и онлайн-школ найти соответствие конкретной школьной программе?

Все инструменты условно делятся на несколько крупных блоков. Можно использовать самые распространенные и ресурсы:

1. Сервисы для видеоконференций: Skype, Zoom. С их помощью можно детям теорию, попросить конкретного ребенка включить видео и ответить на ваш вопрос.

2. Инструменты для совместной онлайн-работы: Google Classroom и Google Docs.

3. Образовательные онлайн-платформы с готовым контентом, который можно выдавать детям для автономной работы дома: сервисы с теоретическим материалом — МЭШ, РЭШ, InternetUrok.ru, РЕШУ ВПР, РЕШУ ОГЭ; с практическими заданиями — Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс.

Таким образом, дальнейшее развитие дистанционного образования позволит сформировать единое образовательное пространство в сети. Каждый ученик сможет получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни.
 

Литература:

1. Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения : монография. — СПб.: Астерион, 2004.

2. Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. — 2000. — № 1(2).

3. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.

4. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. — 2002. — № 36.

Опубликовано: 30.06.2020