Инновационная деятельность педагога как ресурс повышения педагогического мастерства

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Золотова Ирина Сергеевна

Организация: МАОУ Физико-математический лицей №38

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Для начала разберемся в понятиях.

Инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и обучающегося. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Попытаемся раскрыть основные моменты инновационной деятельности учителя старших классов. Данная деятельность направлена на повышение качества воспитания и образования школьников. В разные периоды своего становления эти новообразования обладают различными целями, задачами, содержанием, проявлением. К современным педагогам предъявляются новые требования, среди которых обязательным является применение ими инновационных методик и технологий. Учителя встают перед выбором эффективных способов осуществления инновационных педагогических идей в школе.

Учитель уже не является источником информации: учащиеся самостоятельно добывают знания и проверяют их на практике.

В развитии инноваций выделяются следующие направления:

● создание новых типов школ с целью индивидуализации и дифференциации обучения;

● акцентирование внимания на дисциплинах эстетического цикла;

● создание и внедрение новых учебных курсов, изменение содержания образования;

● большое внимание уделять формированию экологической культуры; разработка учебников, учебно-методических пособий, программ;

● внедрение инновационных технологий, методик;

● создание экспериментальных площадок, классов;

● внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий.

Инновационная деятельность в начальной школе включает в себя технические, учебные и внеучебные инновации.

В связи с обновлением и новым содержанием образования выделяют методико-ориентированные и проблемно ориентированные инновационные процессы. Современные условия жизни диктуют внедрение в образовательный процесс школы инноваций, что в свою очередь является важнейшим качеством профессионального педагога, благодаря которому можно достичь высокого уровня педагогического мастерства.

Нельзя умалять значение инновационной деятельности педагога. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности:

активизирует его стремление к получению новых знаний,

к повышению аттестации,

к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач,

к развитию творческого потенциала.

На мой взгляд, все инновации должны быть подчинены единой цели: повышения качества образования, его эффективности в развитии и социализации личности ребенка. Социокультурные условия постоянно меняются, а, значит, и меняются образовательные потребности учащихся в различных направлениях образования. Учителям школы важно отслеживать динамику этих изменений и учитывать ее в проектировании учебных планов. Обязательным является условие организации инновационной деятельности. Любые инновации должны быть обеспечены материально – технической базой, кадровыми ресурсами, учебно-методическими пособиями и т.п.

Самой главной функцией экспериментальной и инновационной деятельности является инициация творческой самостоятельности педагога, повышение его мотивации к собственному профессиональному развитию, постоянному самосовершенствованию, которое проявляется в использовании в собственной практике новшеств, стремлении повысить качество работы, применении новых, в том числе самостоятельно разработанных, методик и дидактических средств. Эта функция создает условия для развития субъектной позиции педагогов в их профессиональной деятельности, что создает все необходимые и достаточные условия для развития субъектности учащихся.

 

Использованная литература:

1. Байбикова Л.Р. Инновационная деятельность преподавателя

2. Леонтович. Экспериментальная инновационная деятельность как средство развития субъектной позиции учащихся и педагогов, -Москва

3. Милованова Л.А. Инновационная деятельность учителя начальных классов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6

4. Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

Опубликовано: 03.05.2020