Инновационная деятельность педагога как ресурс повышения педагогического мастерства
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Золотова Ирина Сергеевна
Организация: МАОУ Физико-математический лицей №38
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Для начала разберемся в понятиях.
Инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и обучающегося. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Попытаемся раскрыть основные моменты инновационной деятельности учителя старших классов. Данная деятельность направлена на повышение качества воспитания и образования школьников. В разные периоды своего становления эти новообразования обладают различными целями, задачами, содержанием, проявлением. К современным педагогам предъявляются новые требования, среди которых обязательным является применение ими инновационных методик и технологий. Учителя встают перед выбором эффективных способов осуществления инновационных педагогических идей в школе.
Учитель уже не является источником информации: учащиеся самостоятельно добывают знания и проверяют их на практике.
В развитии инноваций выделяются следующие направления:
● создание новых типов школ с целью индивидуализации и дифференциации обучения;
● акцентирование внимания на дисциплинах эстетического цикла;
● создание и внедрение новых учебных курсов, изменение содержания образования;
● большое внимание уделять формированию экологической культуры; разработка учебников, учебно-методических пособий, программ;
● внедрение инновационных технологий, методик;
● создание экспериментальных площадок, классов;
● внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий.
Инновационная деятельность в начальной школе включает в себя технические, учебные и внеучебные инновации.
В связи с обновлением и новым содержанием образования выделяют методико-ориентированные и проблемно ориентированные инновационные процессы. Современные условия жизни диктуют внедрение в образовательный процесс школы инноваций, что в свою очередь является важнейшим качеством профессионального педагога, благодаря которому можно достичь высокого уровня педагогического мастерства.
Нельзя умалять значение инновационной деятельности педагога. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности:
● активизирует его стремление к получению новых знаний,
● к повышению аттестации,
● к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач,
● к развитию творческого потенциала.
На мой взгляд, все инновации должны быть подчинены единой цели: повышения качества образования, его эффективности в развитии и социализации личности ребенка. Социокультурные условия постоянно меняются, а, значит, и меняются образовательные потребности учащихся в различных направлениях образования. Учителям школы важно отслеживать динамику этих изменений и учитывать ее в проектировании учебных планов. Обязательным является условие организации инновационной деятельности. Любые инновации должны быть обеспечены материально – технической базой, кадровыми ресурсами, учебно-методическими пособиями и т.п.
Самой главной функцией экспериментальной и инновационной деятельности является инициация творческой самостоятельности педагога, повышение его мотивации к собственному профессиональному развитию, постоянному самосовершенствованию, которое проявляется в использовании в собственной практике новшеств, стремлении повысить качество работы, применении новых, в том числе самостоятельно разработанных, методик и дидактических средств. Эта функция создает условия для развития субъектной позиции педагогов в их профессиональной деятельности, что создает все необходимые и достаточные условия для развития субъектности учащихся.
Использованная литература:
1. Байбикова Л.Р. Инновационная деятельность преподавателя
2. Леонтович. Экспериментальная инновационная деятельность как средство развития субъектной позиции учащихся и педагогов, -Москва
3. Милованова Л.А. Инновационная деятельность учителя начальных классов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6
4. Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.