Готовность учителей к работе в условиях инклюзии

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Кунаева Ирина Анатольевна

Организация: МБОУ Лицей №10

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Идеи социальной инклюзии, как способ построения справедливого, демократического общества, привлекают все больше и больше интереса и внимания как ученых, так и практиков. Оплотом является инклюзивное общество, инклюзивное образование.

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Это нововведение, которое делает только первые шаги в Беларуси. Инклюзивное образование часто сводится к образовательной интеграции детей с особыми потребностями (ОПФР). На самом деле, понятие образовательного включения гораздо шире. Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения расы, социального положения, этнического происхождения, религии, пола и способностей. Исходя из того, что образование является одним из конституционных прав человека и основа справедливого общества, включение в образование можно рассматривать как признание ценности всех различий детей и их способности к обучению. Включение в образование означает, что система образования адаптируется к ребенку, а не ребенок находится под системой [1. из. 71].

Инклюзивное образование сталкивается со многими вопросами современной школы. Для его развития важно не только наличие правовых и финансовых механизмов, но также требует изменений в системе образования в целом, через значения в понимании роли педагога, изменяя их функцию. Проблема нехватки учителей массовой школы (профессиональное, психологическое и методическое), уже на ранних этапах развития инклюзивного образования является актуальной для работы с «особыми» детьми, показало отсутствие профессиональной компетентности учителей работать в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и стереотипов профессиональных педагогов.

Проблема формирования профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию детей изучены недостаточно, поэтому, ввиду ее важности и сложности, она требует углубленного научного исследования, отметим, что в работах многих исследователей (С. В. Алехин, Е. Н. Кутепова и т.д.). Чтобы охарактеризовать компоненты готовности к педагогической деятельности в условиях включения следует в первую очередь рассмотреть различные подходы к трактовке понятия «готовности» в педагогической науке.

Изучение проблемы готовности к деятельности началось в 50-х годах XX века в связи с необходимостью подготовки людей к различным видам работ. Психология труда, спорта, социальной, инженерной, образовательной и военной психологии содержит материалы, которые характеризуют человека готовности к выполнению определенных видов деятельности. В понимании деятельности по обеспечению готовности ученых определяется понятием «бдительности», «мобилизационной готовности», «боевой готовности», «предстартовой состояние», «производительность» и другие. [2. из. 60].

В описании концепции "готовности к деятельности" выделяются два основных подхода: функциональные и личностные. Сущность функционального подхода находит свое отражение в предположении, что желание есть определенное психическое состояние личности.

Исследователи А. Л. Деркач, Е. Селезнева и О. Михайлов определил личностно-деятельностный подход, как исследование готовности в течение всего функционального или индивидуального подхода не может в полной мере раскрыть суть этой концепции. Готовность, как отмечают исследователи, не может быть сведена только к  обеспечению "настроя" на работу или к набору профессиональных навыков или психического состояния [2. из. 60].

Готовность учителя к работе - это сложная структура, состоящая из множества компонентов. Учитель - профессия многогранная, состоящая из организационных, художественных и методологических навыков. Учитель должен обладать такими качествами, как гражданственность, любовь к  детям, оптимизм, справедливость, коммуникативность, требовательность к себе и детям, альтруизм, волевые качества, толерантность, педагогическое наблюдение, сопереживание, интеллект, современность, креативность и др. Кроме того, учитель должен иметь багаж знания преподаваемого предмета, широкий спектр знаний смежных наук.

Современная педагогика для определения готовности учителя вводит понятие профессиональной компетентности (А.К. Маркова, Л.А. Петровская, В.А. Сластенин и др.), которая выражает единство теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности и характеризует их профессионализм [3. из. 35].

В Хафизуллинина понимает готовность будущих учителей к работе в условиях инклюзии в качестве компонента их профессиональной компетентности, в том числе готовую структуру мотивационного, когнитивного, рефлексивного и функционального компонентов. Автором разработана модель инклюзивной  компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки, которая основана на контексте технологий обучения и включает в себя последовательность взаимосвязанных этапов: информационно-ориентировочного, квазипрофессионального и деятельностного [4. из. 7].

Готовность учителей к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается С. В. Алехиной, М. А. Алексеевой и Е.Л. Агафоновой  два основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность. По мнению исследователей, профессиональная готовность структуры выглядит следующим образом: доступность информации; владение педагогических технологий; базовые знания в области психологии и коррекционной педагогики; знание индивидуальных различий у детей; готовность учителей к моделированию уроков и использованию изменения в учебном процессе; знание индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению. Структура психологической готовности включает в себя следующие компоненты: эмоциональный прием детей с различными видами нарушений в развитии (принятие-отвержение); готовность к приему детей с различными видами нарушений  деятельности в классе (включая изоляцию); удовлетворенность своей преподавательской деятельностью [5. из. 89].

Хитрюк В.В. ввел понятие «инклюзивная готовность», которая определяется как «сложное интегральное субъективное качество личности раскрывается через значимый набор компетенций и определяет возможность эффективной профессионально-педагогической деятельности в актуальных условия». Наличие инклюзивной структуры включает в себя познавательные, эмоциональные, мотивационные, рефлексивные и коммуникативные компоненты, если смотреть в двух аспектах - психологическом и педагогическом [6. из. 83].

Анализ структуры понятия «готовности к педагогической деятельности» показал, что исследователи включают в свой состав множество компонентов, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, часто заполняя их с похожим содержанием: мотивация, чтобы оправдать позитивное отношение к работе и его успех, необходимый объем специальной психологической и педагогических знаний, определенный уровень педагогического мастерства и сложных профессионально соответствующих личностных качеств. Инклюзивная готовность учителей включает в себя компоненты из-за специфики своей работы, в том числе создания условий для совместного и равного образования для всех детей (особенно ОПФР).

Без сомнения, исследования в этой области будет продолжаться, так как готовность к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования помогает специалисту быстро адаптироваться к условиям профессиональной среды и в дальнейшем способствовать успешной профессиональной квалификации и переподготовки. Знание компонентов готовности позволяет проводить диагностические тесты, оценки способности учителей для решения проблем инклюзивного образования, выдвигая на первый план проблемы, с которыми сталкиваются все члены педагогического процесса и условий формирования профессиональных качеств.

Список использованной литературы:

  1. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2014. - №12. Т.2. - С. 60-62.
  2. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя: - М.: Просвещение, 2013. - 193 с.
  3. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Астрахань, 2012. - 22 с.
  4. Алехина С.В. Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - 2013. - №1. - с. 83-91.
  5. Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - №1-1. - С. 80 - 84.

 

 

  

                                                                                    

Опубликовано: 13.11.2016