Особенности методики Монтессори в занятиях с детьми дошкольного возраста

Конференция: Использование игровых методик по ФГОС ДО

Автор: Малышева Наталья Владимировна

Организация: МАДОУ Детский сад № 47

Населенный пункт: г. Саранск

«Почему из школы уходят «Почемучки?» Ответ на этот вопрос находится в раннем детстве, до школьного образования. Если правильно выстроить линию развития ребенка, можно избежать проблемы потери интереса в школе. Поэтому так актуален вопрос раннего обучения детей.

В современном мире существует много различных методик педагогики. Очень популярна методика Марии Монтессори.

Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, посвятившая детям. Она создала педагогическую систему, когда ребенок обучается сам. Части системы: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, где он учится самостоятельности. Здесь ребенок совершенствует свое физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, приобретает жизненный опыт. Педагог наблюдает за ребенком, помогает ему, только тогда, когда это требуется. «Помоги мне это сделать самому» - девиз и основа педагогики Монтессори.

В школах Монтессори дети сами устанавливают режим занятий: выбирают темы, объемы работ, способы обучения и закрепления материала. Ребенок становится значительно увереннее в себе, когда обучается согласно своему ритму и своим интересам, материал занятий усваивается эффективней. Педагог наблюдает за детьми и руководит их независимой деятельностью, организует условия для полной реализации потенциала учеников. Если дети делают ошибки, сами их исправляют, а педагоги не осуждают и не критикуют ребенка. Это помогает развить малышу чувство собственного достоинства.

Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления.

Вот некоторые, которые из них.

Упражнения на развитие сенсорного опыта

Сортировка предметов (2–5 лет)

Сортировка предметов по форме, цвету или другим физическим характеристикам — замечательное занятие, побуждающее детей внимательно рассматривать предметы и делать логический выбор. Нужны несколько наборов предметов, различающихся по форме, цвету и размеру. Хороший вариант — сортировка пуговиц. Купите или найдите дома несколько наборов из четырех и более одинаковых пуговиц. Смешайте их в большой миске, затем покажите ребенку, как можно выбрать одну пуговицу, отложить ее в миску поменьше и выбрать из большой миски все такие же. Это занятие немного похоже на игры с сенсорными коробками.

Башня из кубиков (1,5–3 года)

Очень хорошее занятие для развития сенсорного опыта у детей — работа с деревянными кубиками разного размера. В монтессори-школах используются наборы под названием «Розовая башня». Можно купить набор деревянных кубиков, которые вставляются друг в друга по принципу матрешки и из которых тоже можно построить башню.

Пирамидка (2–4 года)

Есть много разновидностей этой игрушки, но обычно она состоит из основания с одним или несколькими стержнями и набора элементов. Задача ребенка — найти одинаковые элементы: например, квадраты, восьмиугольники и круги. Затем он должен отыскать самый большой элемент этой группы, надеть его на стержень и продолжить собирать пирамидку, пока она не будет готова. Если ребенок перепутает элементы местами, то сможет сам заметить ошибку: крупные детали будут выдаваться над более мелкими.

Простые пазлы (2–5 лет)

Простые пазлы — традиционные игрушки для малышей. Выбирайте деревянные пазлы с привлекательными картинками. Избегайте картонных и тех, в которых элементы не подходят по размеру к рамке. Если ребенку еще не исполнилось 4 лет, выберите пазлы, где у каждого элемента есть ручка для держания.

Игры со звуком

Когда ребенок становится старше и у него развивается музыкальный слух, можно научить его различать звуки и определять их источник.

Сухая фасоль (1,5–4 года)

Возьмите большую стеклянную или керамическую салатницу и наполните ее наполовину сухой фасолью. Выбирайте крупную фасоль: ребенок не засунет ее в нос или ухо, а при ее пересыпании из большой ложки в миску получится приятный звук. Дайте ребенку большую ложку и покажите, как зачерпывать фасоль и высыпать обратно в миску.

Малышу можно разрешить просто поиграть с фасолинами. Когда он зачерпывает их ладонями, получается интересный звук. Если ребенок просыпает фасолины мимо, покажите ему, как их поднять и положить в миску. Подчеркните, как важно, чтобы все фасолины были в миске. Будьте готовы к тому, что сначала фасолины могут рассыпаться вокруг миски. Не ругайте ребенка, а покажите ему, как все исправить.

Одинаковые колокольчики (2–5 лет)

Для этой игры нужно подготовить 8 или больше пар колокольчиков, чтобы каждая пара звучала одинаково. Поскольку колокольчики могут выглядеть по-разному, ребенок должен играть с закрытыми или завязанными глазами. Колокольчики могут быть двух видов: с ручкой и, например, на ленте. Ребенок одной рукой поднимает колокольчик за ленту и трясет его или ударяет другой рукой, чтобы он зазвенел. Ребенок звонит в колокольчик и откладывает его. Затем берет второй и звонит в него, чтобы проверить, не совпадает ли звук. Он может захотеть еще раз позвонить в первый колокольчик, чтобы вспомнить звук.

Если первый колокольчик не парный, ребенок его откладывает, берет еще один и слушает, не подходит ли его звук. Когда малыш находит пару, он откладывает ее в другую сторону. Затем он выбирает следующий колокольчик. Игра продолжается до тех пор, пока он не найдет все пары колокольчиков.

Звуковые цилиндры (3–6 лет)

Еще одно упражнение, которое помогает детям развить способность различать звуки, основано на использовании звуковых цилиндров. Сделать их можно из любых деревянных, пластиковых или стеклянных контейнеров. Они должны быть непрозрачными, чтобы их содержимого не было видно. Также контейнер при потряхивании должен производить четкий звук, когда внутри него находится какой-то предмет.

Можно использовать маленькие стеклянные баночки из-под детского питания: нужно закрасить их или закрыть цветной бумагой, чтобы стенки стали непрозрачными. Шесть контейнеров должны быть одного цвета, еще шесть — другого. Попарно наполните контейнеры (пара разных цветов) предметами, издающими интересные звуки (сухим горохом, фасолью, рисом, песком). Ребенок должен совместить контейнер одного цвета с парным другого цвета, издающим тот же звук. В монтессори-школах наборы из 6 контейнеров помещаются в отдельную коробку, крышка которой выкрашена в тот же цвет.

 

Занятия на развитие тактильных ощущений

Есть много способов развития тактильной чувствительности ребенка.

Выбор предметов с одинаковой текстурой (2–5 лет)

Эта игра подходит для развития тактильных ощущений. Вам понадобится набор деревянных квадратов или кругов, одна из поверхностей которых имеет отличающуюся текстуру. Создать ее можно, если нанести тонкий слой клея и приладить кусочек ткани, липучку, семена, песок или что-то еще. Предметы должны быть парными — чтобы текстура поверхности двух кругов или квадратов была одинаковой на ощупь. Если же их перевернуть, все они должны выглядеть одинаково.

Предложите ребенку с закрытыми или завязанными глазами «увидеть» предметы кончиками пальцев и найти парные. При переворачивании предметов ребенок сможет наглядно убедиться, насколько верным был его выбор.

Выбор одинаковых лоскутков (2–5 лет)

Еще один вариант упражнения — корзина с лоскутками разных видов тканей: шелк, шерсть, хлопок, твид и т. д. Подготовьте парные лоскутки каждого вида. Попросите ребенка с закрытыми или завязанными глазами найти пары, одинаковые на ощупь, и положить их вместе на стол. Когда ребенок откроет глаза, он сможет увидеть, правильно ли он выбрал.

«Волшебная сумка» (3–6 лет)

Это одна из любимых детских игр. Обычно для нее нужна простая матерчатая сумка или коробка с дыркой, куда ребенок может засунуть руку и пощупать предмет, который он не видит. Потребуется набор небольших предметов, хорошо знакомых малышу. Попросите его закрыть глаза и положите любой предмет в сумку или коробку. Пусть он на ощупь узнает, что это. Если он угадает, поменяйтесь ролями. Для детей постарше игру можно усложнить, используя, например, шишки, ракушки или геометрические фигуры.

Игра на развитие обоняния

Как правило, у детей обоняние развито гораздо лучше, чем у большинства взрослых. Это упражнение поможет ребенку развить его и научиться узнавать и называть разные запахи.

Баночки с запахами (3–5 лет)

Вам нужен набор из 12 маленьких одинаковых пластиковых или стеклянных контейнеров с крышками. Хороши цилиндрические баночки для специй с закручивающимися крышками, но можно использовать и баночки из-под детского питания. Нужно сделать два одинаковых набора по 6 баночек в каждом. Декорируйте один набор синей бумагой, а второй — зеленой. Поместите в каждую баночку ватный шарик с нанесенным на него запахом. Шарики должны быть парными: один — в синей баночке, а второй — в зеленой. Для каждой пары используйте свой запах.

Можно использовать жидкие ароматизаторы, например ваниль, миндаль, мяту, лимон, или духи. В некоторые баночки вместо ватного шарика можно положить кусочки настоящих продуктов с сильным и приятным запахом, например кусочек лимона или апельсина, специи, такие как гвоздика или корица. Тогда убедитесь, что ребенок не видит, что в банке. Со временем эти вещества теряют запах, и периодически их нужно будет заменять. Ребенок берет баночку из одного набора, открывает крышку и нюхает. Его задача — найти такой же запах в баночке из второго набора. После этого он отставляет найденную пару и продолжает с оставшимися баночками.

Все дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики.

Правила методики Марии Монтессори:

  • Когда ребенок просит, всегда откликайтесь, прислушивайтесь, помогайте.
  • Не ругайте малыша за сделанную ошибку. Дайте ему ее исправить. Останавливайте ребенка, только если его действия не безопасны.
  • С ребенком общайтесь в хороших манерах.
  • Никогда не говорите о ребенке плохо.
  • Помогайте ребенку в поиске чего-либо, будь то предмет или занятие для себя.
  • Если ребенок решил отдохнуть, не принуждайте его к действиям.
  • С любовью, заботой рассказывайте малышу о том, что он еще не освоил.
  • Подготавливайте окружающую среду к развитию детей.
  • Показывайте, как правильно работать с развивающим материалом и где он находиться.

В методике М. Монтессори выделяют следующие недостатки системы:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Следует помнить, что в настоящее время мы имеем доступ ко множеству методик и систем, и в наших силах выбирать лучшее для своих детей.

 

Список литературы:

1.Афанасьева Т. Учить по Монтессори. - М., 1996.

2. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори. – М., 1994.

3.Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. - М., 1996.

4. Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому. –М. 2000

5.Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. – Гомель, 1993.

6.Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. – 1995. – №4.

7.Монтессори М. Подготовка учителя: // Альманах «МАМА»: Научно-методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации. – Вып. 1. – М., 1994.

8.Монтессори М. Разум ребенка // Монтессори. — М., 1999.

9.Сумнительный К.Е. М. Монтессори // Энциклопедия Аванта. Духовный мир человека. Том 18. Человек. Часть третья. М., Аванта. 2004. – 912 с..

10.Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мама и малыш. – 2004. - №9. – С. 7-30

11.Таубман В.В., Фаусек Ю.И. Теория и практика детского сада Монтессори. - М.: Мысль, 2003. – 133 c.

12.Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. - М., 2000.

13.Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. – Ч. 1-2. – М., 1992-93.

14.Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). – М., 1999.

Опубликовано: 09.02.2020