«Слушание музыки в группах раннего развития детей 3-4 лет на музыкальной основе» (из опыта работы)

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Игнатова Ирина Николаевна

Организация: СПб ДШИ имени М.И.Глинки

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Введение:

Слушание музыки, по мнению автора, является наиважнейшим звеном в структуре занятий с детьми 3-4х лет, так как именно этот раздел в максимальной степени способствует достижению цели раннего приобщения детей к огромному космическому миру музыки, что способствует их общему гармоничному развитию, помогает выращивать грамотных профессиональных любителей музыки, а также способствует ранней профессиональной ориентации музыкально одаренных детей.

В процессе слушания музыки в неразрывном единстве решаются как общие развивающие, воспитательные задачи раннего развития детей 3-4х лет с учетом их психофизиологических особенностей, так и специфические задачи музыкального развития детей, в первую очередь, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, а также эмоциональной отзывчивости и музыкальной одаренности.

В качестве основных методов использую:

- вербальный метод (рассказ, беседа, чтение)

- наглядно-изобразительный метод (использование при «Слушании» дидактических игрушек, картинок, методических пособий, просмотр видео и др.)

- практический метод (игра на детских ударно-шумовых инструментах) [1].

 

Основные направления и содержание деятельности в разделе «Слушание музыки» для детей 3-4х лет.

 

Раздел «Слушание музыки» строится исходя из возрастных особенностей детей этого возраста. Внимание детей очень неустойчиво (~5-7 мин.), что требует большой динамики и переключения разных методов в зависимости от задач и содержания материала слушания.

В тематическом плане в раздел «Слушание» включаю основные направления:

  1. Знакомство со звуками окружающего мира;
  2. Слушание вокальной, инструментальной (народной и классической музыки), в том числе, специально аранжированной для малышей, исходя из особенностей их слухового восприятия (высокие звуки они воспринимают гармоничнее);
  3. Знакомство с краткими биографиями русских и зарубежных композиторов.

В соответствии с содержанием раздела «Слушание музыки» решаются следующие общие задачи развития детей данного возраста:

- расширение представлений об окружающем мире, знакомство с временами года и их отличительными признаками (3 года), знакомство с месяцами (4 года), знакомство с русскими народными праздниками и традициями (Рождество, Новый год, Масленица, Пасха);

- развитие речи: побуждение к пересказу услышанного, расширение и активизация словарного запаса и т.д.

Также решаются задачи воспитания воли, концентрации внимания, развития памяти, мышления, воображения, нравственно-коммуникативных свойств личности ребенка.

Решаются также следующие специфические задачи развития музыкальных способностей:

  1. развитие музыкального слуха: звуковысотного, динамического, тембрового;
  2. развитие чувства ритма (через прохлопывание сильных метрических долей в разном темпе (размер 2/4, двудольный), а также через музыкально-ритмические движения под музыку; через игру на ударно-шумовых инструментах в такт с музыкой;
  3. развитие музыкальной памяти, слухового внимания, - слушая музыку контрастного характера (веселая, бодрая, задорная, спокойная, нежная), слушая и различая на слух звуки различного происхождения: деревянные, стеклянные, металлические звуки; звуки бумажные, шуршащие.
  4. расширение музыкального кругозора ребенка, воспитывая в нем интерес к миру звуков природы (шум леса, моря), при знакомстве с образцами русской народной музыки, шедеврами классической музыки (М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, И.С. Баха, Л. Бетховена, В. Моцарта, А. Вивальди – 3 года, М.П. Мусоргского, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Э. Грига – 4 года), современной классической музыкой (С. Прокофьев, Д. Кабалевский и др.), современной песенной музыкой (В. Шаинкского, С. Рыбникова и др.);
  5. знакомство детей с понятиями:

- композитор, музыкант, дирижер, певец, балерина, балет, опера;

- соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, оркестр (оркестр русских народных инструментов, симфонический оркестр).

 

Примерный репертуар для «Слушания» варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей данной группы. Так, например, музыку П.И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома» даю слушать всем, показывая куклу Бабы Яги – смешную и даже немного симпатичную – детям она нравится, и они не боятся ни ее, ни музыки Чайковского. А вот пьесу М.П. Мусоргского даю не всегда и не всем, так как музыка «Избушка на курьих ножках» из сюиты «Картинки с выставки» звучит довольно зловеще и может пугать некоторых детей. А вот «Балет невылупившихся птенцов» (на Пасху) из этой же сюиты Мусоргского даю и слушать, и потанцевать под эту музыку всем детям 4х лет.

 

Обязательно знакомлю детей с маршем Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Детским альбомом» Чайковского («Марш деревянных солдатиков» - с движениями под музыку; «Сладкая греза», «Вальс», «Камаринская»);

И.С. Баха, «Ария» (под звуки морского прибоя), А. Вивальди, «Времена года» («Зима», «Весна»), П.И. Чайковского, альбом «Времена года» («Ноябрь» - «На тройке»; «Апрель» - «Подснежник» и др.)

К. Сен-Санса «Карнавал животных» («Королевский марш львов», «Слон», «Черепаха», «Кукушка», «Аквариум», «Лебедь» и др.)

Л. Бетховена («Сурок», отрывок из «Лунной сонаты»), Ф. Шопена – вальсы, В. Моцарта («Маленькая ночная серенада», «Марш», «Рондо»), Леопольда Моцарта (отца В.Моцарта) «Менуэт», Э.Грига «В пещере горного короля» и др., Д.Кабалевского «Клоуны», М.И. Глинки «Полька» и др.

 

При знакомстве с музыкой Н.А. Римского-Корсакова рассказываю сюжет сказки А.С. Пушкиина «Сказка о царе Салтане» и прослушивание музыки «Полет шмеля» превращаю в любимую детьми игру «Ловишка», где использую игрушку шмеля, которую дети по очереди передают друг другу. Рассказываю, что быстро-быстро сыграть эту музыку музыкантам на разных музыкальных инструментах, является предметом их гордости!

 

Процесс слушания музыки теснейшим образом связан с разделом «Музыкальные инструменты» [2]. Так, дети 4х лет хорошо отзываются на симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк», которую композитор специально сочинил для знакомства детей с инструментами симфонического оркестра. Каждое действующее лицо сказки имеет свой инструмент в оркестре со своим голосом или тембром, как говорят музыканты.

Дедушка изображен низким деревянным духовым инструментом – фаготом. Дедушка сердится на своего внука Петю, а фагот звучит немножко ворчливо – вот и выбрал его Прокофьев для изображения сердитого дедушки. А для вкрадчивой кошки – кларнет – деревянный духовой инструмент, звучащий повыше фагота. Для утки – гобой, для птички - флейту. Вот и знакомятся дети через сказку с четырьмя деревянными духовыми инструментами: флейтой, гобоем, кларнетом, фаготом, которые представляют группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Для охотников звучат все деревянные инструменты и барабаны. Волк изображен валторной – медным духовым инструментом. Звучит она немножко страшно, но ведь волка все боятся, и только Петя не побоялся! А Петю Прокофьев изобразил при помощи инструментов струнных - смычковых. В эту группу симфонического оркестра входят: скрипка, альт, виолончель и контрабас. И все они звучат для главного героя Пети то песенкой, то танцем, то маршем – как будто Петя что-то напевает или пританцовывает, подпрыгивая на ходу, когда он идет в лес на поиски волка, или марширует немножко одновременно. Так определил эту музыку другой известный композитор прошлого века – Дмитрий Кабалевский, который тоже написал много музыки специально для детей [3]. (Даю слушать аудиозапись в исполнении актера Литвинова симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк», а затем веселый мультфильм, снятый на студии Уолта Диснея по этой сказке с музыкой Прокофьева)

В качестве примера знакомства с биографиями композиторов, в первую очередь, знакомлю с М.И. Глинкой, чье имя носит наша школа. Рассказываю о детских годах Михаила Ивановича Глинки, которые прошли в селе Новоспасском (недалеко от города Смоленск), в доме бабушки, которая его очень любила, баловала и нежила внука. На праздники из красивой семейной церкви на всю округу раздавался малиновый радостный перезвон колоколов. Мишенька очень любил слушать колокольный звон, где звонким маленьким колокольчикам вторил большой колокол с низким гулким голосом. Дома он пытался повторить этот перезвон, расставив медные тазы из-под варенья и колотя по ним палкой. Но больше всего маленький Мишенька любил слушать оркестр своего дяди, который иногда приезжал к ним в гости из соседнего имения. Попробовал играть на разных инструментах, но очень уж его привлекла скрипка, на которой он и научился играть, садясь с ней в оркестр вместе с остальными музыкантами. Часто Мишенька слушал нянины песни, заполнившиеся ему на всю жизнь. Любил он убегать в поле и слушать пение крестьян, занятых работой, смотреть как крестьянские девушки хороводы водят и весну кличат, - «Веснянки» поют. Знойным летом любил лежать на траве, раскинув руки и глядя в синее-синее небо, слушал пение маленькой птички-жаворонка. Все это он опишет потом в своей музыке, когда станет композитором [4]. (Даю послушать пьесу М.И. Глинки «Жаворонок»).

Хорошим дополнением к разделу «Слушание музыки» является урок-концерт «Первые шаги» и совместное посещение детьми и родителями концертов, спектаклей. Ежегодно, с начала появления абонемента «Путешествие в Закулисье» в 2010 году, вожу 8-ой год своих учеников в Михайловский театр, а также в музыкальный театр «Зазеркалье» на спектакли на музыку П.И. Чайковского «Детский альбом», также С. Прокофьева «Петя и волк» и др. Также совместное посещение Музея музыкальных инструментов в Шереметьевском дворце является важным продолжением уроков по знакомству детей и родителей с аутентичными музыкальными инструментами в рамках раздела: «Слушание музыки».

Список литературы:

  1. И.Н. Игнатова «Раннее развитие детей 3-4х лет на музыкальной основе», - СПб.: Союз художников, 2008.
  2. И.Н. Игнатова «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», - СПб.: Союз художников, 2013.
  3. Д. Кабалевский «Про трех китов и про многое другое», - М.: Детская литература, 1972.

О. Владимирова «Слушание музыки» (учебное пособие), - СПб.: Композитор, 2008.

Опубликовано: 18.12.2018