Формы работы по популяризации русского языка и литературы

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Автор: Агибалова Наталья Ивановна

Организация: ОКОУ Клюквинская школа-интернат

Населенный пункт: Курская область, Курский район, п. Сахаровка

Содержание

  1. Введение
  2. Концепция преподавания русского языка и литературы

в Российской Федерации

  1. Актуальные проблемы русского языка и литературы
  2. Формы внекласной работы как популяризация русского языка и литературы
  3. Заключение
  4. Проект «Частушка - особый жанр русского фольклора, живое наследие предков»

 

Введение

Русский язык является одним из самых распространенных на земном шаре, самым развитым языком мира, на котором написана богатейшая литература. Язык А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова - велик и могуч, а также богат, гибок, мелодичен, образен и точен, такое утверждение стало хрестоматийным.

В середине XX века, после Второй мировой войны, возрос интерес к русскому языку во всем мире. Его стали воспринимать как язык великой державы, как один из самых информативных языков. Государство много делало для усиления роли русского языка как одного из языков мирового значения. В последнее десятилетие появилось негативное отношение к русскому языку, происходит сокращение ареала распространения русского языка. Ученых-лингвистов беспокоит скудость языка, небрежное с ним обращение, порча и засорение.

Литература - достояние народа. Литература – это искусство слова. Термином «Литература» обозначают художественные произведения человеческой мысли, зафиксированные в письменном виде. Литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Миссия литературы – воспитание людей, передача знаний. Тенденции, которые проявляются в современной литературе, тоже вызывают тревогу. Одна из них - это падение интереса к книге, особенно среди молодежи.

Моя работа посвящена такому актуальному вопросу, как популяризация и сохранение русского языка и литературы.

Популяризация

и, ж. (фр. popularisation < лат. см. популярный).
1. Изложение какого-н. вопроса в популярной, общедоступной форме. П. научных знаний.
2. Распространение чего-н., стремление сделать что-н. широко известным, популярным. П. нового методаобработки металла.

 

Состояние русского языка и литературы в настоящее время представляет собой острейшую проблему и для государства, и для всего общества, поэтому возникла потребность в популяризации и сохранении чистоты русского языка, а также в привлечении россиян к чтению.

 

Концепция преподавания русского языка и литературы

в Российской Федерации

В связи с этим распоряжением Правительства РФ 09.04.2016 была утверждена Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.

Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.

Отмечается, что реализация Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования.

Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной.

В условиях многонационального государства необходимо также изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык.

Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в Российской Федерации являются:

модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания русского языка и литературы;

повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы;

развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников; популяризация русского языка и литературы.

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" как на базовом, так и углубленном уровне.

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования также необходимо детализировать указанные требования и учитывать накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений с опорой на действующие примерные основные общеобразовательные программы.

В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести содержание примерных рабочих программ по литературе, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся (в том числе для организации углубленного изучения учебного предмета (профильного обучения).

Необходимо создание:

учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания;

современных словарей разных типов, прошедших обязательную профессиональную экспертизу.

Государственные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения.

Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и "Литература".

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проблемы русского языка

Язык – явление социальное. Все изменения, которые происходят в обществе, отражаются и на языковых процессах. Самым подвижным пластом является лексика – появляются новые реалии - появляются новые слова, их обозначающие, исчезают реалии - исчезают слова. В книге «Живой как жизнь» Корней Чуковский писал: «Лексика каждой эпохи изменчива, и её невозможно навязывать позднейшим поколениям. Прежние смысловые значения слов – исчезают бесследно, язык движется вперед без оглядки – в зависимости от изменений социального строя, от завоеваний науки и техники, и от других чрезвычайно разнообразных причин».

В нашем обществе при сплошной конкуренции сложились такие условия, которые требуют наличие грамотной речи, умения общаться, знаний приемов речевого воздействия. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для многих людей, стремящихся достичь успеха в жизни. Я считаю, что трудно встретить сегодня человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворенного ее состоянием. Образованная часть общества никогда не была безразличной к своему языку. А вот как к родному языку относится молодое поколение? Знание языка, его законов, заложенных в нем возможностей, знание искусства владения речью - позволяют воздействовать на других людей, использовать слово как оружие. Слово может спасти человека, может и убить. Поэтому очень важно кто этим оружием владеет. Я хочу исследовать такие вопросы: как этим оружием владеет подрастающее поколение, можно ли считать, что речь моих ровесников отражает богатство и величие языка.

Очень чувствительно откликаются на перемены в обществе – подростки. На фоне всеобщей речевой неграмотности возникает молодёжный сленг. Интернет, компьютер диктуют свою определенную эстетику и вводят новые слова, сленговые варианты. Например, «комп», «завис», «скачать», «клава». Молодёжный слег возникает как возрастная особенность и необходимость в утверждении своих личностных прав в обществе подростков. Сленг помогает адаптироваться в сложной, враждебной среде, или отгородиться от взрослого мира. Типичные особенности молодежного сленга:

  • проглатывание звуков;
  • ускоренный темп речи;
  • большое количество слов - паразитов (типа, ваще, блин, реально);
  • бедный словарный запас (не надо мучительно подбирать и вспоминать слова);
  • обращение друг к другу по прозвищам;
  • незнание толкования слов.

По результатам анкетирования, проведенного среди обучающихся школы-интерната, выявились такие актуальные проблемы языка и литературы: снижение грамотности и речевой культуры, бедность словаря, молодежный сленг, слова-паразиты.

Как говорят сегодняшние подростки?

Результаты анкетирования: 100% респондентов употребляют в речи молодежный сленг, слова-паразиты, сквернословие.

Результаты наблюдений таковы: вот слова, наиболее часто употребляемые нашими подростками: шняга, чел, лох, олень, тормоз, чмоки, споки, ляжь, без пальта, тУса, убитый (плохо выглядит), клёвый (хороший), пенишься (злишься), препод, хвост (задолженность по предмету), забить на что-то, я тя лю, пантовый, лажа, пургу гнал, чё, не фига, не въеду (не пойму), не финти.

Обучающиеся школы-интерната в своей речи широко используют такие слова-паразиты: ваще, в смысле, супер, чётко, ништяк, как бы, это, ну, э-э-э, по это, блин, к примеру, чисто, блинский, пипец, в шокЕ.

Не случайно в последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями.

От чего язык надо защищать? От сквернословия, прежде всего. От бездумного использования иностранных слов. От элементарного незнания родного языка. К сожалению, современные информационные технологии, «язык» компьютеров и сотовых телефонов не способствуют повышению речевой культуры. Сейчас молодежь общается посредством SМS-писем, которые в целях экономии места на дисплее и денег на счету - без заглавных букв, переносов и знаков препинания. Скоро окончательно забудут о правилах русского языка.

В последнее десятилетие в русском языке появилось очень много иностранных слов. Происходит засорение речи заимствованиями. Конечно, заимствования - это неизбежный процесс для любого языка. Но всегда ли уместны заимствованные слова, которых так много в русском языке? Заимствований так много, что не успеваешь запоминать значения слов. Приходится постоянно обращаться к словарю иностранных слов. Проблема в том, что часто используют слова неуместно, не зная или путая значения. Поэтому речь становится совершенно непонятной, иногда доходит даже до юмора.

Проблемы литературы

Анкетирование проводилось среди обучающихся школы-интерната, в котором приняло участие 45 респондентов. На вопрос: читаете ли вы книги? Положительно ответили 18 обучающихся (40%). Это доказывает, что интерес к чтению у подростков довольно низкий.

Удивительно, но теперь можно хранить у себя на ноутбуке потрясающие своим размахом библиотеки и слушать произведения литературы с помощью МР3-плеера. Так почему же не читают?

Проблемы литературы таковы:

утрачиваются традиции семейного чтения; увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю; снижается интерес населения к печатной прессе; утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре.

Сохранение русского языка и литературы – это основа государственности. Однако забота об отношении к русскому языку и литературе как общенациональной ценности – дело и каждого гражданина.

 

Формы внекласной работы как популяризация русского языка и литературы

Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе, организуется для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы. Она помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус, способствует популяризации русского языка и литературы.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель:

-развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам;

- формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе как неисчерпаемому богатству великого русского народа.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

-расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем самым помогая обучающимся лучше усвоить программный материал;

- научить обучающихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему; ·

- сформировать коммуникативную компетенцию учащихся (выступать перед аудиторией, защита и презентация рефератов, проектов, организовывать вечера, конкурсы);

- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.

Для себя же я определила ещё ряд основных задач внеклассной работы по русскому языку и литературе:

осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице русского языка и литературы;
– развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
– активизация познавательной и мыслительной деятельности;
– воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культуры общения.

К подготовке и проведению внеклассных мероприятий стараюсь привлечь как можно больше заинтересованных, влюбленных в идею людей: учителей - предметников, педагогов дополнительного образования, библиотекаря, обучающихся и родителей. Чтобы добиться определённых результатов, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем.

Учитель является организатором и непосредственным участником мероприятий, отбирает и рекомендует тематический материал.

Библиотекарь школы помогает учителю в пропаганде книги (подготовка рекомендательных списков книг для самостоятельного чтения, выставок книг, книжных бюллетеней, проведение бесед).

Родители осуществляют помощь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, сами являются активными участниками конкретного мероприятия.

Но самая главная задача стоит перед обучающимися школы. Они главное действующее лицо, они – исполнители.

  • организации внеклассной работы по русскому язы­ку и литературе в нашей школе разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, выпуск школьной газет, олим­пиады различного уровня, литературные гостиные, экскурсии в музеи, театры, встречи с интересными людьми и т. д.

Как уже было сказано, внеклассная работа по предмету является продолжением учебного процесса с целью вовлечь каждого ученика в активную познавательную деятельность. Внедрение информационных технологий способствует такому важному направлению работы как проектная деятельность. Проект предполагает как индивидуальные формы работы, так и групповые, например, для выпуска школьной стенной газеты. С помощью творческой группы ученики подбирают и продумывают, как подать материал в наиболее интересной форме. Использование проектов увеличивает эффективность процесса образования и развития школьников и даёт возможность:

- включить их в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность в школе и за её пределами;

- совершенствовать коммуникативную компетенцию;

- использовать современные технологии для сбора, обработки и представления информации;

- интегрировать знания из различных областей, развивая способность к осознанию целостной картины мира;

- развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах подготовки проекта.

В процессе создания проекта удаётся сформировать сплочённый разновозрастной коллектив единомышленников, объединённый едиными целями, повысить эффективность и качество обучения по русскому языку и литературе. Результаты проделанной работы дополняют учебный процесс, пополняют дидактическую копилку учителя, открывают новые возможности самореализации обучающихся.

Проектная деятельность носит проблемный характер, повышает познавательную деятельность обучюащихся, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, на практике применять полученные знания и умения.

Вашему вниманию представляю проект, подготовленный к VI региональному форуму «Молодежь – фундамент инновационного развития России».

 

Частушка русская любима народом, её

с удовольствием слушают и ещё поют, и

пока она жива – жив народ.

В.Богомолов.

 

«Частушка - особый жанр русского фольклора, живое наследие предков»

Введение

С ростом грамотности устное народное творчество стало изменяться. Среди его многочисленных жанров любимым в народе остаётся частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно – музыкального творчества. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание.

Цель проекта: исследовать частушки как особый тип народной поэзии, доказать значимость частушек для русского народа.

Актуальность: на сегодняшний день фольклор претерпел существенные изменения, уже не создаются былины, исторические песни, сказки, но есть жанры, которые модифицировались, это частушки, они выжили, существуют. Очень важно постоянно фиксировать те примеры, которые есть, так как жанр на грани исчезновения. Необходимо проявлять еще больше внимание молодого поколения к прошлому, уважать прожитую жизнь старшего поколения, учиться у него умению веселиться, достойно скрашивать невзгоды, и на фоне всего этого частушка выступает, как хорошее средство воспитания молодежи.

Гипотеза: частушка - поэтический экспромт, живое наследие предков, отражающее мимолетное переживание человека в данную минуту.

Задачи:

1)изучить историю создания и особенности построения частушек;

2) произвести комплексный анализ собранных частушек с точки зрения лингвистики и литературоведения: - тематика и содержание, - стиль, тип речи, связь между предложениями, - морфология, - синтаксис, - словообразование, - изобразительно - выразительные средства языка, - рифма и ритм;

3)доказать значимость русской частушки для человека.

Предмет исследования: Русские частушки и их виды.

Объект исследования: Поэтическое содержание частушек.

 

Первое появление частушек как жанра

Частушка - особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы.

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка». «Частушка»,-писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».

В самостоятельный песенный жанр частушки выделяются лишь в 80-е годы XIX в. В 90-е годы XIX в. частушки приводятся во многих газетных и журнальных статьях. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Из дореволюционных изданий наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова (1913) и «Сборник великорусских частушек» Е. Н. Елеонской (1914), в которых публикуется более девяти тысяч частушек, записанных в самых различных губерниях России.

Версии Возникновения:

- одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках;

- другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.

Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме частушки.

Доказательства:

  1. В частушке совсем не отражена отмена крепостного права 1861 г., зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х г.г. XIX в.:

русско-турецкая война, русско-японская война, 1-ая русская революция 1905 г.

  1. В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля 1866 года издания слова «частушка» нет.

Впервые слово «частушка» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;

В русской литературе частушка появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её названием, определяющим её характер или прямо указывающим на место её рождения.

 

Частушка возникла на стыке между городом и деревней. Первые частушки были запи­саны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Именно здесь, на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположные культуры - традиционная фольклор­ная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Процесс формирования

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.

Классификация частушек

Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.

Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных тем:

1. Частушки о любви и любовных страданиях;

2. Частушки о гармонисте и гармони;

3. Частушки о жизни в колхозе и «забавах» молодежи в деревне;

  1. Частушки на военную тему;
  2. Частушки о политике;
  3. Заключительные частушки.

Размеры частушек

 

Первоначально частушки не имели строго определенного размера. Наряду с четырех- строчными возникали многострочные — в 6, 8, 10 и 12 строк. Затем постепенно стала господствующей четырехстрочная частушка. Интересно отметить, что часть многострочных частушек впоследствии переделалась в четырехстрочные. Исследования показывают, что по своим поэтическим истокам, генетически, частушки наиболее тесно связаны с традиционными народными песнями, и прежде всего - песнями частыми: плясовыми, игровыми и хороводными.

Средства поэтического стиля частушек

Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония, юмористический подтекст. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения.

Отличие частушки от старых лирических песен

Частушки богаты не только бытовым, но и конкретным социально-историческим содержанием. И в этом они существенно отличаются от традиционных лирических песен, которые главное внимание уделяли бытовой тематике. Отличаются частушки от старых лирических песен и по своему основному эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Преобладающее место в них занимают настроения бодрости, активного жизнеутверждения. С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения сказались в частушках плясовых, шуточных и юмористических.

 

Лингвистический анализ

Частушки - текст, характеризующийся лаконичностью, смысловой законченностью . В основном они состоят из двух осложненных простых предложений:

Паровоз пары пускает,

По дороженьке бежит.

Собираются ребята

В Красной армии служить.

изредка из одного предложения:

Мы с подружкой дружно жили

Из окна в окошечко,

Одного вдвоем любили,

Серчали немножечко.

Есть тексты, представляющие собой сложноподчиненное предложение

Хорошо гармонь играет,

Гармонисту хорошо,

Если б я играть умела,

Заменила бы его.

Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек. Вторая часть текста (3, 4 строчки) движет текст, конкретизирует первую часть, внося новую информацию. Имеется несколько частушек, в которых первые две строки не связаны по смыслу с остальными. Они выполняют функцию зачина, так как основное содержание раскрывается в 3 и 4 строчках.

На дубу сидит ворона,

Кормит вороненочка.

В перестройку посылаю

Своего миленочка.

Основной тип речи – повествование, хотя в некоторых частушках содержится описание или элементы описания внешности или характера лирического героя.

У миленка моего

На носу веснушки.

Напишите про него

Новые частушки.

Частушки – текст разговорного стиля и предполагают неофициальное общение людей в быту. Лексика частушек многообразна и выразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой частушки. Тексты частушек насыщены историзмами, разговорными и просторечными словами, образными выражениями, заслуживающими толкования.

Морфологический анализ текстов

Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках частей речи: глаголов ( утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, объявили, поднимаются… ); местоимений (ко мне, у мово, мому, у нас…); имен существительных ( перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, туристы …); междометий (ох, ой, ах); частиц (только, вон, бы, уж, неужели); полных и кратких прилагательных (узкая, большой, тяжелая, дефицитные, хороши, трудна, глубоку …); наречий ( подскочило невзначай, разденут догола, жили веселее, будет завсегда… ); имен числительных ( на восьмом десятке, двести зрител ей, двадцать лет, сорок пять… ); слов категории состояния (не жалко, не видно, можно, стыдно). Реже используются причастия (голодающий народ, заработанные денежки). Данные части речи показывают на разговорный, эмоциональный текст частушек.

Синтаксический анализ текстов

Синтаксический анализ текстов показал преимущество простых осложненных и сложноподчиненных предложений. Простые предложения осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами. По цели высказывания предложения в основном побудительные и повествовательные, реже – вопросительные. Эмоционально окрашенные. Есть предложения с прямой речью, диалог, неполные предложения.

Может, вместе мы возьмемся

И порядок наведем,

Кой с кого за это спросим

И к ответу привлечем.

(простое повествовательное предложение, осложнено вводным словом и однородными членами).

А еще попросим вас

Провести бы газ для нас,

Чтоб деревню все любили,

Из нее не уходили. (сложноподчиненное предложение)

Словообразовательная характеристика частушек

С точки зрения морфемики, можно заметить много слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами ( беленькой, песочек, милёнок, Россиюшка, головушка, Ниночка, икорочка, водичка, корочка, хлебушка, козоньку, перестроечка, детушек, сторонушка, судьбинушка, спинушка , годики , вороненочка, дровишек, прибауточек, коечка, старушкам …); слова с разговорными суффиксами (милка , мужик, старухам , ухажёр …); прилагательные оценочного значения (аккуратненький, тоненький, проклятую, чудесны…).

Выразительные средства языка

Богато используются в частушках выразительные возможности языка. Как было сказано ранее, в частушках много обращений, междометий, частиц, кратких прилагательных, предложений с прямой речью, предложений с однородными членами, которые оживляют частушки.

В магазине все исчезло –

Песок, сахар и мука.

Из-за этой перестройки

Силы нет у мужика. (однородные члены)

Ах, соперница моя,

Из травы, не видно.

Кабы стоила меня,

Не было б обидно (обращение, частица)

 

Ах, бывало, милый спросит:

«Как, Наташенька, дела?»

А теперь я не услышу

Его ласковы слова. (прямая речь)

Кроме того, создавать образы частушечных сюжетов помогают - сравнения:

Врозь фашисты побежали

Через балки, через рвы

Словно зайцы наступали,

Удирали, словно львы.

- эпитеты ( в беленькой рубашке , жизнь тяжелая, милая сторонушка, от тяжелого труда, в проклятую войну, годы молодые , милая подруга );

- антитеза:

Мама, чаю, мама, чаю

Из большого чайника.

Я не выйду за простого-

Выйду за начальника.

 

- олицетворения

Эх сторонушка родная,

Дорогая сторона!

Нас приветливо встречают

Все озера и поля.

 

- лексический повтор :

Дома строят, дома строят.

Хорошо и дешево.

Хорошо - то хорошо,

Да ничего хорошего.

Ритмическая структура частушки

Своеобразна частушка и по своей ритмической структуре, по организации стиха в ней. Под влиянием литературной поэзии (ее четырехстрочных строф-куплетов) в частушке закрепилась и стала основной четырехстрочная форма. В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы:

парные

Дровами чтобы не топить

Надо газ нам проводить

С газом – свет, тепло, уют

В каждый уголок придут

перекрёстные

Гармонист, гармонист

Белые ручоночки.

Не тебя ли, гармонист,

Любят все девчоночки!

опоясывающие

Меня милый провожал
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал

Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.

Прислал милый письмецо,

Марка голубая.

«Ох, как скучно без тебя,

Моя дорогая».

Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двухчастотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.

В нашей школе среди обучающихся 5-11 классов был проведён опрос о значимости русской частушки в современном обществе. Всего было 72 респондента. Анализируя ответы, выяснено следующее: на первый вопрос « На ваш взгляд, раньше пели больше или меньше частушек?» ( 61% - ответили «больше»; 15% - «меньше»; 24% - «затруднились ответить»). На второй вопрос «В вашей семье знают частушки?» (39% - ответили «да»; 25% - «нет»; 36% - «затруднились ответить»). На третий вопрос «Где впервые вы познакомились с этим жанром?» (44% - ответили «в школе»; 32% - « в детском саду»; 24% - «в семье»). На четвёртый вопрос «Как часто вы поёте частушки?» (21% - ответили «редко»; 79% - «никогда»).

Мы видим, что частушка как уникальный жанр русского фольклора, к сожалению, постепенно исчезает, уходит из нашей жизни.

Заключение

Представленный анализ показал богатство содержания, эмоциональную выразительность частушек. Частушки - это не просто тексты. За ними стоят живые исполнители, яркие личности. Их жизненный опыт не должен уйти. Необходимо, чтобы частушки звучали, чтобы не исчез этот уникальный фольклорный жанр. Радоваться и грустить, жить насыщенной жизнью – вот чему учат нас частушки. В них – история нашей страны, рассказанная через лирические переживания наших предков.

Заключение

Сохранение русского языка и литературы – это основа государственности. Однако забота об отношении к русскому языку и литературе как общенациональной ценности – дело и каждого гражданина.

По моему мнению, спасти социальный статус русского языка и литературы в мире может только укрепление политического сотрудничества с Россией, активное распространение российских ценностей и культуры, пропаганда литературы. Сегодня, в условиях обострившихся проблем языковой безопасности, жизненно необходим Закон «О защите русского языка и литературы».

«Общество растеряно, общество расколото, и без русского языка и русской литературы нам не найти путь друг к другу», – считает президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.

Берегите русский язык и литературу! Это наша национальная гордость

 

Использованная литература:

  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов.- Изд.30-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011г.
  2. А.Л. Арефьев. Русский язык на рубеже XX-ХХI веков. (Электронный ресурс). — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.
  3. К. Чуковский «Живой как жизнь», Изд. «Молодая гвардия», 1962г.
  4. Л.И. Скворцов. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи,1996
  5. Федеральный Закон о русском языке.
  6. Федеральная целевая Программа «Русский язык на 2016-2020 г.г.»
  7. Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007- 2020г.г.
  8. Указы Президента РФ.

 

Интернет- ресурсы:

Консультант Плюс http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

http://trueinform.ru/modules.php

http://www.dialogi.su/discussions/

www.rg.ru/plus/poezia.

www.rg.ru/plus/koroleva.

http://zhurnalov.net/magazines/ .

http://ria.ru/news_company/2015

Textologia.ru http://www.textologia.ru/

Опубликовано: 07.11.2018