Формы организации учебного процесса по физкультуре для студентов специальной медицинской группы

Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС

Автор: Черепанов Владимир Петрович

Организация: Братский государственный педагогический колледж №1

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

В докладе рассматривается форма организации учебного процесса по физкультуре студентов специальной медицинской группы с пятью разделами данной программы. Выявлена и обоснована необходимость последовательно приводить студента к постепенному познанию собственного заболевания. На основе данного доклада предлагается по итогам всего курса обучения защита реферата по комплексу профилактических мероприятий с доказательствами полученных результатов.

 

Физическая активность – одно из важнейших условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма. Воспитание здорового человека – одна из основных задач и при подготовке специалистов в ГОУ СПО «Братский педагогический колледж №1».

Однако, в последние годы, среди студентов колледжа, увеличилось число отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Обеспокоенные этим фактом, преподаватели кафедры физического воспитания предлагают проводить занятия по физической культуре для таких студентов, основываясь на инновационной форме организации учебного процесса.

Такая форма организации предлагает пять разделов данной программы.

Студенты, поступившие в колледж, в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки, с учетом медицинских справок определяются в три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. В основной и подготовительной группах занимаются студенты без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии. В специальной медицинской группе студенты с хроническими заболеваниями или после травм опорно-двигательного аппарата.

Комплектованием этих групп занимается врач. Студенты в таких группах характеризуются слабым физическим здоровьем и низким функциональным состоянием. Как правило, они были освобождены от уроков физкультуры в школе.

Занятия проводятся по расписанию, два раза в неделю по 90 мин., согласно программе для средних профессиональных образовательных учреждений. Однако с физиологической точки зрения, лучше проводить занятия четыре - пять раз в неделю по 35 - 40 мин. Сложность в дозировании нагрузок заключается в том, что группы студентов неоднородны по характеру заболеваний, а также многие считают свои заболевания «комплексом неполноценности». Поэтому необходимо проводить в основном индивидуальные занятия. Лекционные занятия использовать для объяснения нового материала, где не акцентируются индивидуальные отклонения студентов.

Основные задачи, которые приходится решать в процессе обучения: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования заболевания; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

Основные принципы, которые обеспечат высокую результативность занятий: систематичность, регулярность, длительность, дозирование нагрузок, индивидуализация.

Темы лекций и практических занятий соответствуют образовательным стандартам специальностей. Каждая лекция независима, но в то же время невозможна без знания материала, рассмотренного или изученного в предыдущей лекции или на практическом занятии. Последовательность приводит к постепенному познанию собственного заболевания. От одного занятия до другого, изучая новое и вспоминая старое, студент проходит все этапы познания себя, сопоставляя требования выбранной специальности со своими физическими способностями.

Первый раздел рабочей программы «Физиологические особенности организма» научит студентов познавать свой организм. Именно свой, объясняя, что нет одинаковых людей, нет одинаковых процессов. Студенты познают природу своего заболевания (знание основ патологии), выясняют, какие у них происходят физиологические процессы, что произошло с ними в результате перенесенного или врожденного заболевания. Учатся вычислять свои биологические ритмы, находить собственные показатели самочувствия, определять средний пульс для оценки самочувствия в конкретный промежуток времени. В результате многие научились по пульсу давать адекватную оценку самочувствия.

Объясняя себе, что человек может выучить любое стихотворение, прочитать любую книгу, если что непонятно спросить, но никто не может прочитать книгу природы, написанную самим человеком о себе. Не зная себя, не умея собой руководить, нельзя ничего достичь. Это тяжело здоровому человеку, а заболевшему еще тяжелее. На рынке труда этим людям придется конкурировать со здоровыми. Изучение себя процесс непростой и долгий, чтобы чего-нибудь не пропустить, студенты учатся записывать свои чувства, «самочувствие» (с помощью тестов, пульса и т.д.). На протяжении всего периода обучения они должны вести дневники самоконтроля, проводить антропометрические исследования своего организма. Чем точнее они записывают свои результаты, тем быстрее учатся выходить из трудных ситуаций (большой поток информации на уроке, эмоциональная перегрузка и т.п.).

Второй раздел«Взаимосвязь физической и умственной работы» несет на себе тяжесть сопоставления двух видов деятельности. Например, разминка, представленная в физической деятельности, не что иное, как упражнения, направленные на разогрев организма, а в умственной деятельности быстрое просматривание текста перед ответом или подготовка на экзамене. Разбирая все предстартовые состояния, какие встречаются в физической деятельности, находим все эти элементы в умственной. Давая оценку утомлению, очень быстро находим точки соприкосновения обоих видов деятельности. Для студентов станет просто определить (уже по пульсу), какой объем информации они смогут изучить, что будет с ними при высокой концентрации умственной деятельности. Они сами пытаются методом проб и ошибок находить вариант выхода из создавшейся ситуации. Изучив этот раздел, студенты сумеют составить свой индивидуальный режим дня, учитывая собственные возможности и биологические ритмы. А затем подстроят его под расписание учебных занятий, которые, увы, не могут изменяться под каждого. Студенты уже в стенах учебного заведения развивают умение адаптироваться к работе, правильно распределять отдых и трудовую деятельность.

Третий раздел«Лечебная физическая культура» рассматривается как возможность применения физических, упражнений для регулирования самочувствия, снятия усталости, как физической, так и умственной. Студенты учатся составлять индивидуальные комплексы упражнений разных форм физической культуры для нормализации функционального состояния и профилактики заболеваний. Здесь они применят все, что было изучено ранее, и биологические ритмы, и виды деятельности, и возможности собственного организма.

Требования к комплексам очень строгие, так как эти комплексы может использовать только один человек, сам создатель. Каждое упражнение имеет собственную дозировку. Количество упражнений может варьироваться в зависимости от цели комплекса, а сами упражнения от их назначения и места выполнения. Проверка величины нагрузок и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем подсчета пульса в процессе занятий.

Четвертый раздел«Массаж и гигиена в трудовой деятельности» помогает изучить основные элементы массажа и самомассажа. Правильное применение приемов тоже оказывает помощь в улучшении самочувствия человека. Если массаж рассматривается как основа индивидуального лечения, то изучаются все его приемы и основные методы. Практические занятия у студентов вызывают некоторое стеснение из-за чувства неловкости, что они не такие, как все. Поэтому самомассаж продуктивнее преподавать малыми группами. Ну, а чувство «для себя» уже приведет студентов в «полную боевую готовность» для достижения цели.

На занятиях СМГ будут даваться знания не только как правильно надевать обувь и одежду, но и как исправить многие физиологические и анатомические дефекты тела.

Пятый раздел – «Я Сам» подводит итог всем полученным знаниям и умениям. Анализируя эти данные, студенты пишут итоговую квалификационную работу. В ней они дают полный анализ своего состояния, причины заболевания, возможности устранения кризисов и главное – каким характеристикам они соответствуют согласно выбранной профессии, а какие станут им доступны благодаря их желанию жить и трудиться, согласуя всю деятельность с индивидуальными возможностями собственного организма.

Итогом всего курса обучения станет защита реферата по комплексу профилактических мероприятий с доказательствами полученных результатов.

Литература:

  1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. – М.:Медицина 2007г.
  2. Безруких М.М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. – М. 2004г.
  3. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. – М. 2009г.
  4. Велитченко В.К. Организация занятий с детьми специальной медицинской группы. – М.:Медицина 2010г.
  5. Дубровский В И Спортивная медицина Владос г Москва 2010г..
  6. Епифанов В.А. Лечебная физкультура и массаж. – М. 2014г.
  7. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. – М.:Медицина 2011г.
  8. Попов С Н. Лечебная физическая культура Издательский центр Академия г. Москва 2013г.
Опубликовано: 27.11.2017