Методы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации

Конференция: Психологическое развитие ребёнка дошкольного возраста

Автор: Бородкина Анна Валерьевна

Организация: ГКУЗ АО «Северодвинский дом ребенка»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Северодвинск

Адаптация к детскому саду – сложный переходный период в жизни ребенка. В норме она протекает от нескольких недель до месяца, может затянуться до двух месяцев, а в тяжелой степени до полугода и больше [4; c.3]. Наиболее часто встречающиеся признаки дезадаптации детей – это беспричинный плач, двигательное возбуждение, отсутствие самостоятельной активности, навязчивые движения, нарушение сна и аппетита, нарушение тактильных контактов со знакомыми взрослыми, вредные привычки: сосание пальца и т.п.

Скорость и качество прохождения адаптации зависит от индивидуально-психологических особенностей детей, возраста их поступления, стиля детско-родительских отношений, а также от характера взаимодействия педагогов с детьми. [4; c.3] На базе наше учреждения работают группы дневного пребывания детей, они имеют свои специфические особенности в отличие от групп детского сада. Как правило, дети приходят в группу дневного пребывания последовательно на протяжении всего года, возраст вновь поступивших детей колеблется от 1 года до 3,5 лет, группы формируются разновозрастные. Дети направляются в учреждение через органы социальной защиты населения и зачастую на ребенка в его привычной социальной среде уже воздействуют ряд отягощающих факторов: трудная жизненная ситуация в семье, необходимость раннего выхода мамы на работу, развод родителей или неполная семья, сложные внутрисемейные отношения и т.п. В семьях чаще всего встречаются две крайности воспитания: гипоопека или гиперопека, что также затрудняет прохождение адаптации к новым условиям, формирование социально-бытовых навыков и обучение правилам жизни в коллективе. Поэтому очень важно создание условий для обеспечения психологического благополучия в период адаптации детей раннего возраста, ребенка путем использования игровых технологий и методов, приемов релаксации. Основными методами работы будут – игровые упражнения, работа с песком и другими сыпучими материалами, игры с водой, психогимнастика, релаксационные упражнения.

Каждая ига позволяет решать свои задачи в адаптации ребенка. В установлении контакта, снятии напряжения, повышение эмоционального фона помогают игры-развлечения, игры с сыпучим материалом и игры с водой. Вода и песок хорошо заземляют отрицательные эмоции и служат посредником при коммуникации между взрослым и ребенком. Это могут быть игры: «Здравствуй водичка/песочек», «Найди клад», «Отжимание губки», «Переливание/пересыпание», «Чьи следы», «Спрячем ручки» и т.д. [2]. Игры-развлечения, музыкально-ритмические игры задают положительный эмоциональный фон к взаимодействию между ребенком и взрослым и стимулируют подражание и желание к участию во взаимодействии. Успешно проходят такие игры как «Каравай», «Раздувается пузырь», «Большие ноги шли по дороге», «Мыши водят хоровод», «Зайка серенький сидит», «Дай ручку», «Ку-ку», «Прятки», «Ножками затопали», «Мишка косолапый», «Дождик, дождик ка-да-кап», «Закружились бусинки» и т.д. [1, с 120-134, с.150-164; 4, с.3-4; 5].

В знакомстве с дидактическим материалом: матрешкой, вкладышами, пирамидками, строительным материалом и со способами манипуляции с ними для снятия напряжения и создания ситуации успеха при работе во время НОД с воспитателем помогают игры на развитие предметно-манипулятивной деятельности. [1, с.165-185; 3, с. 179-184, 5].

Для отыгрывания психотравмирующих ситуаций и формирования норм социально-желаемого поведения в новой социально-образовательной ситуации можно использовать такие игры как «Зайчонок идет в гости», «Мы идем гулять» и т.д.

Список использованной литературы:

  1. Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. Волгоград: Учитель, 2013. – 205 с.
  2. Алексеева Т.А., Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Силиванова Л.В. Игры занятия с водой и песком. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 52 с.
  3. Забаровская Ю.И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 192 с.
  4. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие. – 2-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 112 с.
  5. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 128 с.
Опубликовано: 16.11.2017