Интегрированные уроки изобразительного искусства, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Белуш Яна Михайловна

Организация: МБОУ СОШ №27

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Аннотация: создание и развитие инновационной образовательной среды актуализировало проблему межпредметной интеграции, обеспечивающей преодоление предметноцентризма в обучении. В описании опыта прослеживается интеграция изобразительного искусства с разными предметами, анализируются используемые на практике технологии, методы и методики.

 

Ключевые слова: интеграция, взаимодействие, методы обучения, педагогическая технология, средства обучения, системно - деятельностный подход.

 

«Интегрированное обучение является образованием будущего»

 

М.И. Фролов

 

Актуальность проблемы интеграции обучения и воспитания продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Интеграция содержания образования способна сформировать у учащихся универсальные и одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности

Существует множество видов интеграции: по методам, приёмам, способам, уровням, направлениям.

Наиболее эффективным следует считать обращение к трем видам искусства, соответствующим трем учебным предметам гуманитарного цикла: музыке, литературе и изобразительному искусству. Комплексное использование вышеперечисленных предметов помогает учителю вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают учащимся преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет «наглядности» другого. Например, при пластообразной форме интеграции – образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п. Например, при спиралевидной форме интеграции – можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков изо­бразительного искусства с уроками литературы и русского языка, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у учащихся. Восприятие художественных произведений литературы и изобразительного искусства носит схожую природу, неразрывно связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного восприятия, как искусства слова, так и изобразительного искусства. Восприятие произведений искусства и литературного текста неразрывно связано и во многом дополняет друг друга. Использование иллюстративного принципа так же создает условия для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством литературного искусства, например при изучении таких тем, как «Мой любимый литературный герой», «Иллюстрации к литературным произведениям» и др. Учитель изобразительного искусства в целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков может оказывать методическую поддержку учителям литературы в подборе произведений изобразительного искусства к урокам.

В рамках предметов изобразительного искусства и музыки, возможна тематическая интеграция, когда разные учебные предметы раскрывают одну тему, например «Ритм», «Композиция», «Средства выразительности» и др.

Межпредметные связи изобразительного искусства и математики позволяют рассматривать одни и те же объекты с разных позиций, что создает условия для развития умений обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений (например, при ознакомлении с понятием золотого сечения).

Интеграция изобразительного искусства и психологии, осуществляющаяся в разнообразных формах (использование рисуночных проективных методик на уроках изобразительного искусства, применение элементов арт-терапии, использование психолого-педагогических техник, психологических сказок, метафор, притч и др.), позволяет не только нестандартно подать тему соответствующего урока, но и получить диагностический материал для последующей коррекционно-профилактической работы; позволяет обогатить урок нестандартными техниками и материалами, которые выросли из арт-терапии, обратиться к эмоциям ребенка; разнообразить уроки, получить обратную связь от учащихся.

Одним из направлений работы, в рамках интеграции изобразительного искусства и психологии, является использование здоровьесберегающих технологий, а именно приемов арт-терапии. Арт-терапевтические игры-упражнения, например такие, как «Рисунок на асфальте», «Наскальная живопись», «Рисунок на стекле», «Восковой рисунок», «Пластилиновая живопись», «Изображение своего настроения», «Победа над страхом», «Кляксы», «Рисование в воздухе», «Графическая музыка», «Пальцевая живопись», «Волшебные пятна» развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести ребенку коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление. Арт-терапия обращается к эмоциям человека, заставляя активно работать правое полушарие. Кроме того, учитель, вооружает учащихся одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения на будущее. Такое прикладное использование навыков, полученных на уроках, позволяет не только реализовать компетентностный подход, но влияет на повышение познавательного интереса к предмету.

Возможности для проведения интегрированных уроков значительно расширились с появлением компьютерных средств, новых информационных технологий. Одна из главных задач изобразительного искусства — знакомить детей с различной техникой и приемами рисования для того, чтобы в будущем учащиеся могли самостоятельно, по настроению, по впечатлению, выбирать технику для создания творческих композиций. В этом может помочь компьютер с его различными графическими программами. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, а источником мотивации является занимательность.

Большие возможности для интеграции с уроками изобразительного искусства есть и уроков технологии. Выполненные на уроках изобразительного искусства эскизы и чертежи учащиеся используют в практической деятельности на уроках технологии. Обращение к интеграции уроков изобразительного искусства и технологии продиктовано и тем, что она (интеграция) является еще и основой развития у детей пространственного представления, позволяющих обучаемым выработать эффективный способ переработки информации – ее визуализацию.

При проведении интегрированных уроков возможно применение различных методов и технологий, эффективно способствующих развитию познавательной деятельности учащихся: методы уровневой дифференциации; игровые методы обучения; методы личностно-ориентированной и деятельностной педагогики; методы проблемно-поискового обучения; метод проектов; методы и приемы технологии развития критического мышления; методики психолого-педагогической диагностики и др.

Использование на интегрированных уроках изобразительного искусства проектного метода обучения способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности и в то же время умения работать в коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся. Привлечение к проектной деятельности учителей-предметников обеспечивает наибольшую эффективность развития познавательной активности учащихся. Проекты могут быть краткосрочными, такие как, например, интегрированный проект по изобразительному искусству - технологии - природоведению «Фитодизайн», изобразительному искусству - экологии «Экодом». Проекты также могут быть и долгосрочными, такими как, например, интегрированный проект по изобразительному искусству – психологии на тему «Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся, изобразительному искусству - информатики «Школьная газета», «Создание логотипа школы» и др. Проект может начинаться на уроке и продолжаться во время изучения элективного курса «Ландшафный дизайн», тем самым интегрируя изобразительное искусство и предпрофильную подготовку, как, например, в творческом проекте «Дизайн детской площадки на школьном дворе».

Применение методик психолого - педагогической диагностики позволяет целенаправленно изучать развитие познавательного интереса, мотивацию к изучению предмета, развитие воображения, творческого мышления учащихся и др. Постоянное обогащение арсенала диагностических методик, может помочь учителю вести мониторинг, контроль и анализ результатов своей работы по художественно-творческому развитию учащихся. Использование методов диагностики позволяет оценивать развитие УУД у учащихся, является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

В процессе проектирования интегрированного урока необходимо учесть затруднения, которые часто возникают.

Во-первых, следует внимательно просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

Во-вторых, если урок готовиться двумя педагогами, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому преподавателю и строго придерживаться данного регламента.

В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы воспитанников и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к нему. Важно, чтобы преподаватели строго соблюдали регламент урока, тщательно продумывали формы и методы работы. Такие уроки также требуют от преподавателей умения импровизировать.

За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.

В свое время И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

 

Используемые источники:

  1. Васильева Н.В. Интегрированные уроки в школе. - М.: ВАКО, 2009.
  2. Волков И. П. Учим творчеству. - М., 1988.
  3. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах// Начальная школа. - 1989. - №9.
  4. Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. - Волго­град: Учитель, 2008.
  5. Кашекова И. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания // Искусство в школе.– 2001.– №4.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практич. пособие для учителей, классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов - на-Дону: Учитель, 200
  7. Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» // Начальная школа, 2002.- №1.
  8. Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации /автор-составитель А. Б. Носкова и др. - Волго­град: Учитель, 2011.
  9. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  10. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2006.

 

Используемые Интернет-ресурсы:

http://www.it-n.ru/communities.

http://ido.tsu.ru/ss.

german-ee.ru/interest/108-gloss

ru.wikipedia.org/wiki

http://festival.1september.ru/articles/561477/

http://www.bestreferat.ru/referat-188001.html).

http://www.openclass.ru/wiki-pages/84119).

http://xreferat.ru/71/4008-1-integrirovannyiy-urok-v-nachal-noiy-shkole.html)

http://www.proshkolu.ru/user/IamAlice/file/2013419/)

http://school50.tomsk.ru/development/development2/mpi)

Опубликовано: 18.08.2017