О некоторых трудностях внедрения проектно-исследовательской деятельности в средней школе

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Автор: Афанасьева Ирина Валентиновна

Организация: МОУ лицей №14

Населенный пункт: Московская область, г. Жуковский

Вряд ли сейчас найдётся хоть один педагог, не слышавший о проектно-исследовательской деятельности, даже хотя бы в силу того факта, что она предусмотрена ФГОС ООО [1]. И вряд ли кто подвергнет сомнению пользу от проектно-исследовательской деятельности. Действительно, выполнение исследования или проекта – это знаковое событие, видимый шаг в развитии ребёнка.

 

Но, как это часто бывает, легко сказка сказывается, да трудно дело. И проблема не в отсутствии утверждённых учебников, которых, наверное, в принципе не может быть по творческой по своей сути работе, а в иных нюансах. В этой статье я, как классный руководитель пятого класса и учитель математики, хочу поделиться своим опытом внедрения проектно-исследовательской деятельности, и не столько посетовать на сложности, сколько подумать о путях их преодоления. Всё нижесказанное основано на личном практическом опыте первого года внедрения проектно-исследовательской деятельности в пятом классе. Не все коллеги согласятся со мной, поэтому этот доклад буду позиционировать как дискуссионный. Успехи первого года я оставлю за рамками доклада, сосредоточившись только на проблемах.

 

Первая важная проблема – это нехватка руководителей работ. Понятно, что ребёнок не в состоянии чётко поставить себе цель исследования, равно как и не в состоянии понять на какие мелкие, но важные детали следует обратить особое внимание, и даже не может сам оформить работу согласно техническому регламенту. Если бы мог, то мы бы видели перед собой готового кандидата наук. Во всяком случае, в 5-6 классах ребёнка ещё нужно вести за руку, показывая ему что, почему, и как нужно делать, а чего делать нельзя. Да и в более старших классах, вероятно, тоже. И что бы ни утверждалось теоретиками, один преподаватель не в состоянии вести больше, чем 2-3, максимум 4 работы в год, а ведь обучающихся-то в классе от 25 и более! Необходимы ещё руководители. Руководство частью работ могут взять на себя учителя-предметники, но этот резерв чрезвычайно мал, ведь предметники преподают сразу в нескольких классах. Ситуация усугубляется тем, что в классе физико-математического направления ребята не будут выбирать много тем по гуманитарным и естественным наукам, что ограничивает круг предметников ещё сильнее.

 

В выгодном положении находятся школы, находящиеся в орбите педагогических ВУЗов, наверняка там имеется немало студентов, готовых руководить проектами школьников. Нашему лицею этот ресурс недоступен. Была предпринята попытка привлечь студентов технических ВУЗов, и в начале учебного года среди студентов нашлись энтузиасты. Жаль, их энергии хватило ненадолго. На самом деле этого следовало ожидать, потому что будущие инженеры и учёные, которым сейчас самим всего лишь по 20 лет, не видят быстрой отдачи от «малышни», и после пятого-десятого повторения что такое бит, и чем он отличается от байта, просто опускают руки. В конце концов, они ведь не видят себя будущими педагогами.

 

Что же делать? Год назад пятый класс формировался из детей, закончивших разные классы начальной школы, и даже вообще разные школы. Сейчас мы уже подросли до шестого, появилась некоторая сплочённость, как среди детей, так и среди родителей. Основные надежды в очередном году я возлагаю на родительское сообщество. Надеюсь, что появятся групповые проекты, выполняемые под руководством инициативных родителей, и в таких микрогруппах сможет участвовать больше ребят. Дело в том, что среди наших родителей много инженерных и научных работников, они легче находят между собой общий язык, это заметно и на собраниях, и на внеклассных мероприятиях. Сработает ли эта надежда? Посмотрим весной.

 

Вторая проблема субъективно видится мне с точки зрения математика – а что в математике можно нового исследовать? Задолго до нас всё открыли Пифагор с Архимедом, а что пропустили они, с тем разобрались Декарт и Паскаль. Что нового можно изучить и открыть? На самом деле есть и в математике разделы, не охватываемые школьной программой – это, в основном, приближённые численные вычисления, и алгоритмы. Разработка таких тем связана с освоением ребятами программирования, и это можно лишь всячески приветствовать. По моему глубокому убеждению, чем раньше ребёнок начинает программировать, тем лучше. На любом языке.

 

Но, глядя шире на круг тем для физико-математического класса, я с бóльшей перспективой смотрю на физику. Физика притягательна своим прикладным характером, её можно буквально пощупать руками – изготовить какое-либо устройство, работающий механизм, разобраться с особенностями его работы. Физика даёт детям дополнительно работу руками, навык обращения с материалами, с инструментами и приборами, чувство погрешности измерения. А если физический эксперимент можно ещё и подвергнуть проверочному расчёту с применением численных методов, для чего привлекается программирование, то это вообще замечательно.

 

В нашем городе хорошим стимулом для выполнения проекта или исследования, является традиционная конференция школьников «Интеллектуальное будущее Наукограда», организуемая управлением образования г.Жуковского ежегодно в начале весны. Мероприятие в высшей степени положительное, предоставляющее ученикам площадку для выступлений перед публикой и строгим жюри. Жаль, что в прошлом году многие желающие спохватились поздно, когда до конференции оставалось слишком мало времени, в итоге работы остались незавершёнными, а вместо заряда оптимизма был получен заряд разочарования. Что же, в новом учебном году начнём разбег пораньше.

 

Не могу не сказать несколько слов об упомянутой конференции школьников. Для нас она – настоящее спасение. Это определённая веха, к которой нужно успеть закончить работу. Это точка интереса на муниципальном уровне, аналогичную которой по престижности мы на уровне лицея не сможем создать. Очень привлекательное для ребят событие, даже несмотря на то, что диплом конференции не даёт «материальной выгоды» в виде положительных оценок по соответствующему предмету. Кроме того, конференция задаёт определённую планку, и тем самым не даёт нам скатываться в штампование шаблонных рефератов. Иметь такой маяк очень важно.

 

И, наконец, есть ещё один неприятный момент, с которым мы в пятом классе пока ещё не столкнулись, но он приближается с неизбежностью судьбы. Это ЕГЭ. Баллы, набранные на ЕГЭ, определяют возможности будущего абитуриента, поэтому логично, что подготовка к экзамену вытесняет из головы школьника все другие виды учебной деятельности, за исключением лишь участия в олимпиадах. Что же делать с этим? Пока я для себя отвечаю на этот вопрос, что ничего не делать, потому что в нашей действительности приоритет проектно-исследовательской деятельности по сравнению с ЕГЭ действительно невысок.

 

Всем коллегам желаю удачи и успехов в 2017/18 учебном году, инициативных учеников, новых открытых горизонтов!

Использованная литература:

1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644). http://минобрнауки.рф/документы/543

Опубликовано: 05.07.2017