Информационные технологии и их использование на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Романова Татьяна Сергеевна
Организация: МБОУ СОШ №2
Населенный пункт: Владимирская область, г. Меленки
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Древняя мудрость
Мы живем в XXI веке.
1)Это время внедрения новых технологий в различных отраслях производства, экономики, и, конечно, в образовательном процессе;
2)это период появления новых приборов и технических устройств, в силу изменяющихся и возрастающих потребностей людей;
3)это состояние поиска новых перспективных, быстрых, взаимозаменяющих технологий производства новых полимерных материалов, создания новых сортов, пород, штаммов для удовлетворения общих потребностей всего человечества;
4)это стадия развития человечества, когда становится недостаточным, обыденным алгоритмическое решение возникшей ситуации. Решение любой из них требует нестандартного подхода, возникновения новых творческих идей, их всесторонней разработки и последующей реализации.
Современное образование, внедрение ФГОС, преобладание системно-деятельностного подхода позволяет учащимся ориентироваться в огромном потоке информации, которым наполнены книги, средства массовой информации и, конечно, интернет.
Мировое сообщество базируется на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), формируя новую структуру — информационное общество. Обеспечение образования теорией и практикой использования ИКТ является одним из важнейших средств реализации новой государственной парадигмы, что вместе с формированием информационного общества, расширением коммуникаций, обострением конкуренции на всех рынках предъявляют растущие требования к выпускникам образовательных учреждений [6].
Исходя из этого, многие традиционные методы и приемы обучения, направленные на усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, уступают место современным методам и приемам, позволяющим в новых образовательных условиях активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к предмету через освоение способов деятельности. К таким современным технологиям образовательного процесса относятся информационные технологии.
Понятие «информационные технологии» ввёл В. М. Глушков: «Информационные технологии – процессы,связанные с переработкой информации» [4]. Н. В. Апатова конкретизирует это определение следующим образом: «Информационная технология — это совокупность средств и приемов, с помощью которых осуществляется процесс переработки информации»[2].
В трактовке И. В. Роберта под информационными технологиями понимаются “программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т. п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации» [1].
Основываясь на этих определениях и множестве других под информационными технологиями обучения можно понимать структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерных программных средств. В этом свете, на уроке подача информации осуществляется не только при рассказе учителя, но и с использованием презентаций, анимаций, видеороликов с помощью информационных средств (компьютеров, видеосредств, проекторов).
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. [3]
Какие же еще существуют компьютерные средства обучения?
Компьютерные средства обучения
1)Презентации – один из самых распространенных видов представления демонстрационных материалов. Для создания презентаций используются обычно такие программы, как PowerPoint или Open Impress, Flash, SVG. Презентации можно сравнить с электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, презентации могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты и другие элементы интерактивности.
2)Электронные энциклопедии. В них объединены функции демонстрационных и справочных материалов, поэтому они являются электронными аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, справочников, словарей и др. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают дополнительными возможностями: они имеют возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Наиболее известными производителями электронных энциклопедий являются фирмы «Кирилл и Мефодий», «Просвещение – МЕДИА».
3)Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также рефератов и сочинений, представленных в электронном виде в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt, и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
4)Программы- тренажеры, предназначенные для решения математических задач или заучивания иностранных слов, обычно содержат сборники задач и упражнений. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках, сделанных в ходе решения.
5)Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в так называемой «виртуальной лаборатории». Главное преимущество таких программ - они позволяют обучаемому проводить различные эксперименты, которые в реальности провести невозможно по соображениям безопасности, финансовым и тому подобным, например эксперименты с высокотоксичными, взрывоопасными, радиоактивными материалами, эксперименты на промышленных установках и многое другое.
6)Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая, удобная, автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
7)Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучаемых программ.
8)Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием[5].
Описанные типы компьютерных средств обучения могут использоваться как on-line, так и off-line. Таким образом, использование этих компьютерных средств говорит о применении в работе учителя ИКТ.
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А.Г.): [6]
- Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
- Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
- Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
В своей работе я могу выделить 3 направления использования ИКТ.
1.Учебная деятельность.
2. Внеурочная деятельность.
3.Дистанционная деятельность.
1.Учебная деятельность.
Это направление характеризует использование ИКТ на уроках биологии и химии.
Используемый дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, презентации, анимации, различные дидактические материалы: тесты, задания, требующие творческого решения.
Формы использования ИКТ
1. Использование готовых электронных ресурсов (ЭОР и ЦОР) позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
3. Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
4. Использование интерактивной доски и программного обеспечения ACTIV board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).
поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:
- уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;
- межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;
- уроки лекции с просмотром различных сюжетов;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала –уроки на основе сюжетов фильмов и телепередач;
- урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;
- уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.
Методы, используемые на уроках: лекция, поисковые (учебно – исследовательская деятельность), творческие, проектный метод, практические с помощью компьютера становятся более эффективными.
Использую ИКТ при организации контрольно – оценочной деятельности.
2.Внеурочная деятельность.
Я использую ИКТ для развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Моя деятельность и деятельность учащихся здесь направлена на создание и использование презентаций, анимаций, видеороликов, аудиофайлов для проведения мероприятия. Мероприятия, проводимые мною ежегодно:
1)КВН «Живая планета» (5-6 кл.);
2) «Посвящение в химики (8-9 кл.);
3)Интеллектуальная игра «Сильное звено» (по биологии, 10-11 кл.);
4)Игра «Все на поиски сокровищ» (5-6 кл.);
5)Игра «Счастливый случай» (7-8 кл.);
6)Интеллектуальная викторина «Химические элементы» (8-11 кл.)
7)Кулинарный поединок
8)Классные часы.
Кулинарный поединок – это мероприятие, организуемое ежегодно, ставшее традиционным в этом отношении.
Кроме этих мероприятий, каждый год учащиеся участвуют в научной конференции, показывая свои исследовательские работы.
3.Дистанционная деятельность.
Она предполагает использование ИКТ при участии в разных дистанционных конкурсах. Учащиеся очень активно соглашаются участвовать в конкурсах, поэтому степень развития этого компонента в нашей школе высока.
Кроме основных направлений использования ИКТ в образовательном процессе, я использую в своей педагогической деятельности следующие формы работы учащихся:
- индивидуальные (эссе, сочинение);
- индивидуально-групповые (исследовательский проект, экспериментальная работа);
- групповые (групповое взаимодействие: противоречия, парадоксы);
- коллективные (дискуссия, диалог, размышление, обобщение).
Как уже было отмечено выше, использование современных компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе имеет большие преимущества, поэтому педагоги нашей школы активно применяют ИКТ.
Таким образом, современная социально-экономическая ситуация в России требует от личности выпускника образовательного учреждения особого ресурса как совокупности способностей жить и развиваться в непрерывно меняющемся мире, разрабатывать и реализовывать конструктивные модели решения проблем, нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом. А использование ИКТ позволяет решить эти задачи.
Применение информационных технологий на уроках:
- значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию у учащихся, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;
- позволяет преподавателю расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;
- создает условия для экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа;
- материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.
- способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов.
- способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.
- способствует выявлению и поддержке одаренных детей.
Список литературы:
- Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с.
- Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.
- Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. -М.: Наука, 1982. – 552 с.
- Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
- Черепанова М. Н. Информационные образовательные технологии в образовательной деятельности учащихся на уроках математики//Материалы Международной научно-практической конференции “Информационные технологии в образовании и науке «ИТО-Самара — 2011»». 2011
- www.kozlenkoa.narod.ru