Работа над двухголосием в детском хоре на начальном этапе обучения

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Проскурякова Ольга Александровна

Организация: МБУ ДО ДШИ № 4

Населенный пункт: Московская область, г. Мытищи

С чего начинать работу над двухголосием в хоре? А главное, когда и как? Подобными вопросами озадачены многие руководители детских хоровых коллективов. На сегодняшний момент существует два мнения, две теории относительно того, когда надо начинать изучение произведений на два голоса. Первое базируется на том, что вначале необходимо добиться чистоты интонации, чистого унисона в хоре и только потом приниматься за обучение пению двухголосия. Второе опирается на то, что, несмотря на отсутствие стабильного унисона, начинать осваивать двухголосие правомерно и допустимо как можно раньше.

С одной стороны, о каком двухголосии может идти речь, если в хоре вместо унисона порой звучит «многоголосие», когда дети не могут чисто спеть один звук? Но с другой стороны, юные хористы явно слышат разницу между высокими и низкими звуками! Они не могут пока что их правильно воспроизвести (из-за разбалансированности или недостаточной координации слуха и голоса), но прекрасно понимают, что разница в звуках есть. Успешное освоение навыка точного воспроизведения высоты звука – дело времени. Рано или поздно хор будет чисто петь в унисон, но развитие юных музыкантов должно быть всесторонним, включающим в себя целый комплекс дисциплин – это и теория (знакомство с нотной грамотой), и практика (освоение вокально – хоровых навыков), и слушание музыки (накопление музыкального багажа, расширение своего музыкального кругозора), и постоянное развитие слуха, в том числе гармонического. Поэтому начинать знакомство с двухголосием возможно, не дожидаясь того, когда хор станет чисто интонировать унисон.

  • чего начинать двухголосие в хоре? Обучение двухголосию необходимо начинать с остинато или органного пункта (выдержанного тона) в одном из голосов, а не с канонов и параллельных терций в мелодии, как это обычно начинают делать многие хормейстеры. Поскольку в целом у детей отсутствует опыт и навык домашнего музицирования, и, вследствие этого, практически у всех у них слабо развит слух, нарушена координация слуха и голоса, они не могут правильно и чисто воспроизвести мелодию. А раз нет элементарного унисона, то о каком каноне или параллельном подголоске может идти речь? Одновременно с этим не следует забывать о развитии чувства ритма, в том числе ритмического двухголосия. Эта работа должна происходить единовременно с развитием навыка пения на два голоса. На начальном этапе обучения, когда учащиеся только начинают овладевать определёнными вокально-хоровыми навыками, следует подбирать произведения, адекватные их возможностями, и которые бы соответствовали бы их уровню развития и способностям. ледовательно, для освоения навыка пения на два голоса, необходимо подбирать простые и доступные для восприятия детьми упражнения и произведения. При выборе упражнений надо ориентироваться в первую очередь на двухголосие с широкими интервалами, потому что они наиболее «слышимые» у детей с различным слуховым опытом. Произведения же должны иметь простую в интонационном плане мелодию, легко запоминающуюся. Например:

Р.н.п. в обработке А. Рудневой «Калина-малина»

Р.н.п в записи А .Рудневой «Ой, на дворе дождь»

Р.н.п. в обработке Л. Мекалиной «Пойду ль я, выйду ль я»

В. Калинников , сл. народные «Журавель»

Для более успешного развития гармонического слуха, без которого не освоить двухголосия, рекомендуется каждой хоровой партии учить оба голоса, чтобы уметь исполнять их попеременно. При этом целесообразно (в начале работы над двухголосием), чтобы педагог исполнял партию второго голоса тогда, когда хор поёт основную мелодию. И наоборот, хор поёт второй голос, а педагог основной.

На следующем этапе работы над двухголосием предлагается добавлять упражнения и выбирать произведения, в которых голоса движутся в разном направлении. В этом случае учащиеся будут слышать друг друга и меньше вероятности того, что они будут «сбиваться» на другой голос. Для примера приведём несколько двухголосных произведений разнонаправленного голосоведения:

В.Кирюшин, сл. Народные «Зайка»

Р.н.п. в обработке А. Луканина «Как у наших у ворот»

Р.н.п. в обработке А. Луканинк «Заплетися, плетень»

Р.н.п. в обработке Н. Владыкиной-Бачинской «У меня ль во садочке»

Р.н.п. в обработке Н .Владыкиной-Бачинской «Я с комариком плясала»

Третьим этапом работы над освоением навыка пения на два голоса является обучение в прямом и параллельном движении. При этом нужно избегать постоянного терцового соотношения голосов, поскольку это самое трудное для восприятия детьми на начальном этапе обучения. Эпизодически терция в двухголосии неизбежна, но надо всё же стараться выбирать те произведения, в которых терцового соотношения голосов будет немного. Например:

Р.н.п. в хорровой редакции С.Любского, обработка для фортепиано Т.Потапенко «Ах, вы сени, мои сени»

Р.н.п. в обработке И.Пономарькова «Во поле рябинушка стояла»

Р.н.п. в обработке А.Луканина «Как по морю»

Р.н.п. в обработке А.Гречанинова «Сеяли девушки яровой хмель».

Наконец, последний этап работы – это включение в учебный процесс и репертуар хора сочинений, в которых встречаются различные приёмы голосоведений в рамках одного произведения. Это самый интересный, насыщенный и трудный период в освоении навыка пения двухголосия. В этих произведениях могут встречаться такие приёмы голосоведения, как перекрещивание голосов, постепенное их включение, долее сложные виды полифонии, включая каноны. Пение канонов является наиболее доступной, интересной и результативной формой работы по овладению пением на несколько голосов. Канон вносит в работу элементы игры, соревнования при полном равенстве мелодического материала. Это своего рода вершина в освоении вокально-хоровых навыков в детском хоре. К их числу (это не только обработки народных песен, но и оригинальные, авторские произведения), следует отнести такие произведения как:

 

Р. н. п. в обработке Н. Владыкиной-Бачинской «При долинушке калинушка стоит».

А. Гречанинов, слова народные «В чистом поле дуб стоит»

Р. Бойко, слова .С Есенина «Утро»

Р. н. п. в обработке А.Ю. Думченко «Зелёная рощица»

Р. н. п. в обработке А.Ю. Думченко «Как у бабушки козёл»

Успешная работа по обучению многоголосного пения невозможна без развития гармонического слуха, а так же навыков внимания, активного слушания. Гармонический слух позволяет «подстроится» к звучанию другого голоса, слить с ним звучание собственного голоса, охватить вниманием сразу несколько звучащих мелодических линий. Такого качества слуха можно добиться лишь путём специально подобранного песенного материала и вокально-хоровых упражнений. Навыки активного слушателя не приходят к учащимся сами собой. Они воспитываются руководителем и сводятся к следующим основным моментам:

- поощряется умение сразу «схватить» новый музыкальный материал; услышать замечания руководителя, сказанные как будто вскользь, найти ошибку в индивидуальном и групповом пении учащихся, звучании хоровой партии;

- внезапный опрос по только что сказанному;

- краткий разбор произведения после первого прослушивания.

Одним из необходимых условий верного многоголосного звучания является чистота унисонных партий. Поэтому необходимо тщательно разучивать на разводных репетициях партию каждого голоса.

Современное преподавание – не только в детских хоровых коллективах – отличается большим разнообразием методических разработок, авторы которых относятся к различным школам. Но нужно всегда помнить о том, что основными критериями при выборе упражнений и произведений для детей остаются: доступность, интересность, простота. Доступными сочинения должны быть потому, что у каждого возраста имеется свой потолок восприятия информации. Ребёнок должен понимать и принимать то материал, который ему предлагается. Интересными – потому, что у детей должен проявиться отклик на сюжет, о котором рассказывается в той или иной песне или упражнении. Простота – это доходчивость материала; как мелодического, так и литературного. Поэтому не стоит браться за более сложный репертуар, чем тот, который осилят дети.

Использованная литература:

1.Думченко А. Ю. «Работа над двухголосием в детском хоре на начальном этапе обучения». Сборник методических статей «Вокально-хоровые технологии» вып.2 «Композитор» СПб. 2014.

2.Муругова Г.Н. Вокальная работа в хоре: учебно-методическое пособие/ Автор - составитель Г.Н.Муругова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000.

3.Голоскова А.А. К вопросу о методике вокальной работы с детьми. Материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002.

Опубликовано: 03.05.2017