Лабораторные работы как средство реализации коммуникативного аспекта в преподавании литературы
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Маглеваная Елена Ивановна
Организация: МОУ Школа № 88
Населенный пункт: ДНР, г. Донецк
Лабораторные работы на уроках литературы являются продуктивной технологией для реализации коммуникативного принципа изучения лите-ратуры.
Они позволяют организовать групповую работу, дифференцируя ее по степени сложности. Кроме того, формируются умения идентифицировать, сравнивать, обобщать, пользоваться спектром ассоциаций.
Так, изучая лирическое произведение, можно давать задания по опреде-лению роли словесных концептов, фоносемантики стихотворения.
Спикер распределяет задания, презентует результаты исследования.
Примером такой работы могут быть следующие задания:
- Охарактеризуйте прием звукозаписи в стихотворении И.А.Бунина «Донник»;
Составьте каталог собственных ассоциаций.
- Презентация полученных результатов.
1-я группа. Звуки знойного вечера: [з], [ж], [с], [ш]. Зной, сукмень, хлеб, шафранный свет. Поет, выговаривает крестьянский рожок. Нехитрый инструмент, который может передать самое сокровенное, что есть в душе крестьянина: боль, тревогу и веру.
Отчет 2-ой группы: Основной словесный концепт – поле - дорога жизни, труд, радость, счастье, тепло, свет.
Говоря о звуковой инструментовке стихотворения С.А.Есенина «О Роди-на, счастливый и неисходный час!», учащиеся приходят к выводу: в стихо-творении рефреном звучат обращения, логически выделяя звук [о], создаю- щий ощущение чего-то огромного, величественного, как солнце, собор, вечность.
Учитель:
- Назовите кульминационный центр стихотворения.
Ученики определяют таковым третий катрен:
Святись преполовеньем
И рождеством святись.
Чтоб жаждущие бдения
Извечьем напились.
Он очень важен для понимания народной духовности, сопрягающей и душу, и плоть и разум. Источник незыблемости бытия – в духовном пре-половенье, народной нравственности, жертвенности, умении поставить свою жизнь на алтарь общего блага. Лирический герой готов нести бесконечные бденья во имя Родины, которая в данном катрене не абстрактна, а вполне конкретна и величественна в своих просторах. Здесь же звучит и духовный завет, данный еще нашими предками и живущий в духовных кладовых нашей памяти – преобразиться, измениться, нравственно возвыситься и окрепнуть.
Учитель:
Обратите внимание на слово святись. В древнерусском языке слова свет и свят были однокоренными. Все, что светилось, было свято, и все, что было свято, светилось изнутри. Вспомним выражение светлый человек – это человек со светлой душой, излучающий свет. В русском языке сохранилось определение Родины – белый свет. Само это словосочетание, возникшее в произведениях народного творчества, обозначало только Русь. Параллельно существовали словосочетания Божий мир, Святорусье, то есть русский мир, земля, белый вольный свет на Руси, которое приводится в словаре В. Даля.
Таким образом, данный метод позволяет реализовать и информационную, и коммуникативную, и социальную компетентности, служит мотивирующим фактором глубокого личностного прочтения художественных произве-дений.
Литература:
1. Пешковский А.М. Вопросы методики и стилистики. – М., 1930. – С. 159 -160.
2. Ходякова Л.А. Приобщение школьников к национальной культуре средст-вами изобразительного искусства // Русский язык в школе . – 2004. - № 6.
3. Карпенко М.А. Культурологическая направленность содержания образования // Педагогика, 2000, № 11.
4. Крупко С.А. Культурообразный подход в совершенствовании преподава-ния специальных дисциплин // Педагогический альманах, 2002, № 1. С. 107 – 110
5. Лебедев В.А. Русский язык как культурно – историческая среда // Русский язык в школе, 2000, № 3.
6. Левицкий В.В. Приобщение к русской культуре посредством родного язы-ка // Русский язык в школе 1998, № 6. С. 23-25.
7. Руденко В.Н. Образование в контексте культуры // Славянская педагоги-ческая культура. Тирасполь, 2002, № 1. С.15.
8. Семенов В.П. Проблемы языка как культурно – исторической среды // Рус-ский язык в школе, 1990, № 7. С.14.
9. Лабораторные работы. Русский язык. 11 класс. Составители: Бережная И.В., Симонова И.В. / под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк, 2012 – 152с.