Педагогический опыт по работе с родителями. Семейный клуб «Музыка и я – гармоничная семья»
Конференция: Психологическое развитие ребёнка дошкольного возраста
Автор: Рейнгард Галина Дмитриевна
Организация: МБДОУ д/сад «Северное сияние»
Населенный пункт: Тюменская область, п.Нижнесортымский
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. В современных условиях, когда происходят существенные преобразования в образовательной практике, работа с родителями приобретает особую значимость.
Педагоги много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным, интересным и продуктивным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса. Только в единстве с ними можно достичь прекрасных результатов в воспитании и образовании детей. Однако во все времена именно работа с родителями была одним из самых сложных направлений в образовании. В.А.Сухомлинский выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие целиком и полностью лежит на педагоге, а сами должны лишь контролировать и оценивать действия педагогов, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка. И еще один из актуальных вопросов- это работа с родителями детей с ОВЗ.
Проживая в небольшом населенном пункте, где нет коррекционно-развивающих центров, дошкольных образовательных групп компенсирующей и комбинированной направленности, создание, укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ОВЗ, расширение круга их взаимодействия – является насущным вопросом. Исходя из этого, появилась идея объединить усилия специалистов с целью вовлечения родителей в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Появилась идея создание клуба «Музыка и я - гармоничная семья».
Цель: укрепление связей семьи и детского сада, формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ на основе музыкально-творческого развития детей.
Задачи:
- развивать сотрудничество Учреждения и семьи;
- содействовать формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- способствовать реализации творческой деятельности детей (способствовать музыкальному, слуховому и речевому развитию, овладению двигательными навыками и чувством ритма);
- гармонизировать детско-родительские отношения.
Актуальность:
Одно из условий успешной социализации ребенка является взаимодействие педагогического коллектива с родителями, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательного проекта с семьей (выдержка из ФГОС ДО).
Организация и порядок работы:
- заседания клуба проводятся 2 раза в месяц;
- продолжительность занятий 30 минут;
- участники: родители и дети, бабушки, специалисты Учреждения.
В основу работы положена программа Железновых «Музыка с мамой». Программа способствует процессу общего развития ребенка.
Суть методики заключается во взаимодействии ребенка и родителя.
Модель организации работы:
- подвижные и музыкально-дидактические игры;
- релаксационные и динамические паузы;
- практикум с элементами тренинга;
- музыкально-танцевальные этюды;
- театрализация;
- круглый стол за чашкой чая.
Ее достоинством является:
- развитию мелкой моторики;
- формированию навыков правильной речи;
- оздоровлению общего состояния;
- привитию навыков слушать и выполнять указания родителей и воспитателей;
- налаживанию контактов со взрослыми и сверстниками;
- сближению ребенка с родителями, поскольку занятия происходят по принципу «мама и ребенок».
Принципы:
- принцип открытости и доверия;
- развитие и сотрудничество;
- комплексность;
- принцип воздействия на семью через ребенка.
Ожидаемые результаты клуба:
У дошкольников:
- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
- обретение уверенности в себе;
- овладение двигательными навыками и чувством ритма;
- формирование способности подчиняться общественно принятым нормам (что можно, что нельзя).
У родителей:
- расширение знаний об играх, упражнениях и приемах взаимодействия с детьми;
- формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- формирование умения быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
Тематика встреч разнообразна. Мы приглашаем на встречи нашего клуба родителей, которые делятся личным опытом семейного музыкального воспитания. У нас есть родители, которые играют на музыкальных инструментах и с удовольствием поделились личным опытом приобщения своих детей к игре на музыкальном инструменте.
Дети с удовольствием играют на детских шумовых инструментах. Хочется отметить, что дети очень любят играть в паре с родителями. Отрадно видеть, когда на встречи приходят папы и принимают активное участие в самом процессе. В целях развития мелкой моторики разучиваем пальчиковые игры, применяем нестандартный материал: фасоль, горох, шишки.
По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми, происходят позитивные изменения. В семейном клубе критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства своих детей, а восторженным родителям видны все стороны ребенка.
Семейные клубы очень полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Они необходимы единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с детьми.
Анализ работы семейного клуба:
По итогам работы клуба среди родителей было проведено анкетирование. Можно сделать вывод: дети и родители с удовольствием посещают занятия. Родители удовлетворены самой подачей материала, нестандартной формой проведения занятий. В результате посещения клуба прослеживаются улучшения во взаимоотношениях родителей и детей. У детей развиваются творческие и коммуникативные навыки. Занятия клуба способствовали изменению у родителей отношения к детям с ОВЗ. Родители и дети испытывают желание посещать клуб в следующем учебном году.
Считаю необходимым в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.
Список используемой литературы:
- Баринова М.М. детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи// Школьный психолог. 2010. №2.
- Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю. «Кенгуру»: тренинг раннего развития в паре мама-ребенок: для родителей и детей до 3 лет. СПб., 2008.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.
- Загорская Ю.Н. Семейный клуб//Воспитатель.2015. №4.
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000.