Повышения интереса населения к детскому художественному творчеству через виртуальные музеи

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Шиков Роман Станиславович

Организация: Виртуальный музей «Арт Диалог»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Аннотация. В последние годы особую популярность получают виртуальные музеи. Анализ точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод о том, что с их помощью можно повысить интерес населения к детскому художественному творчеству.

 

Ключевые слова: виртуальный музей, детское художественное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, фотоискусство, арт-диалог.

 

VIRTUAL MUSEUMS AS A MEANS OF INCREASING PUBLIC INTEREST IN CHILDREN'S ARTISTIC CREATIVITY

 

Abstract. In recent years popular get virtual museums. The analysis of viewpoints on this issue leads to the conclusion that they can be used to increase public interest in children's artistic creativity.

Keywords: virtual museum, art children's creativity, fine arts, decorative arts, photography, art dialogue.

 

 

Интенсификация процессов развития информационных технологий и их широкое применение во всех областях человеческой деятельности привело к трансформации привычных реалий и их отражении в виртуальном пространстве. В качестве примера можно рассматривать виртуальные музеи, которые по своей сути представляют собой некую базу данных, содержащую экспонаты в электронном виде, графические, цифровые, фото- и другие материалы. В этой связи повышается актуальность вопросов, связанных с использованием онлайн площадок в качестве одного из эффективных способов повышения интереса населения к детскому художественному творчеству.

В настоящее время в научном сообществе, пристально рассматривающем проблематику функционирования виртуальных музеев как одного из средств повышения интереса населения к художественному творчеству, в том числе детскому, не сформировалось единого мнения относительно данного феномена. Одни авторы утверждают, что благодаря размещению в сети Интернет произведений изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, фотоискусства и др., для широкой общественности открываются уникальные возможности знакомиться с редкими экспонатами [4]. Другие считают, что такие музеи выполняют функции дополнительного образовательного центра с ярко выраженным досуго-развлекательным оттенком [2].

Кроме того, некоторые представители музееведов полагают, что расширение практики организации виртуальных музеев позволяет не только в значительной мере повысить интерес широкой публики к художественному творчеству, созданному детьми и подростками. Они считают, что, преобразовав работы в электронный формат, таким образом можно сохранить творческое наследие на долгие годы [1].

Вместе с тем, существует группа ученых, которые подходят к существованию и функционированию виртуальных музеев достаточно скептически. По их мнению, тотальная оцифровка произведений искусства может сохранить лишь цифровые копии, а не сами объекты культурного наследия. По нашему мнению, данный тезис не вполне корректен. Это обусловлено тем, что виртуальные музеи аккумулируют на своих страницах работы детей из различных регионов, включая самые отдаленные. Многие из лиц, делающих свой весомый вклад в искусство, не имеют возможности выехать в культурный центр либо иным образом выставить свои работы на ознакомлении публики. Для них подобные онлайн площадки становятся единственно возможным вариантом заявить о себе. Помимо этого, имеет место тот факт, что благодаря Интернету есть уникальная возможность показать свое художественное творчество не только в рамках отдельного региона или страны, что характерно для классических музеев, но и в контексте мирового масштаба. Это, в свою очередь, заслуживает исключительно положительной оценки.

Особый интерес вызывают научные труды Т.Е. Максимовой, которая соглашаясь со своими коллегами, обращает внимание на колоссальные функциональные возможности, свойственные виртуальным музеям. Это проявляется в следующем [3]:

  • осуществление бесплатного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп;
  • приобщение населения к культуре и современным механизмам культурного наследования;
  • обеспечение сохранения культурного наследия посредством использования инноваций;
  • формирование единого культурного пространства при одновременном сохранении национальных традиций, культуры и колорита народов России;
  • активное развитие творческого потенциала населения;
  • содействие развитию новых культурных форм и видов искусства и т.д.

В контексте настоящего исследования в качестве примера виртуального музея, ориентированного на повышение интереса населения к детскому художественному творчеству, будем рассматривать онлайн площадку "Арт-диалог". Специфическая особенность данного проекта заключается в том, что он направлен на комплексное и всестороннее отражение образов культурного и исторического наследия, воплощенных в детском художественном творчестве.Самые лучшие работы, отобранные из всех регионов страны в рамках существующих крупнейших всероссийских и региональных художественных конкурсов, образуют виртуальную экспозицию «Моя Россия», которая будет служить эффективным инструментом продвижения культурных, духовных и патриотических ценностей не только на внутренней, но и на международной культурных аренах.

Анализируя функционирование данного портала можно сформулировать основные преимущества, которые характерны для виртуальных музеев:

  • возможность детям и подросткам из самых отдаленных городков нашей страны заявить о себе и показать всему миру собственные результаты работы;
  • привлечение внимания заинтересованных лиц к проблемам творческого развития детей и подростков;
  • удобная структура для Интернет-пользователей, что позволит в оперативном режиме ознакомиться со всеми работами;
  • широкий арсенал художественных техник, принимаемых к публикации;
  • ознакомление с историческими, культурными, национальными и другими специфическими особенностями регионов России;
  • экономичность и др.

Таким образом, идея создания виртуальных музеев обладает ярко выраженной позитивной окраской, поскольку способствует повышению интереса населения к детскому художественному творчеству.

Список использованной литературы:

  1. Грачева Е.С., Муханова С.А. Музей как социокультурное явление современного общества // Вестник Саратовского государственного технического университета. №1. Том 3. 2009.
  2. Коротков А.М., Земляков Д.В., Иванов Е.В., Штыров А.В. Виртуальные музеи как часть единой образовательной среды // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. № 4 (109). 2013.
  3. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен [Текст]: автореферат на соискание ученой степени кандидата культурологии (24.00.01) / Татьяна Евгеньевна Максимова; Московский государственный университет культуры и искусств. - Москва, 2012.
  4. Рузикулова М.Ю., Якубов М.Г.У. Виртуальные музеи: понятие и смысл // Будущее науки. 2015.
Опубликовано: 24.02.2017