Здоровьесбережение в начальной школе

Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС

Автор: Павлова Людмила Александровна

Организация: МОУ Бортсурманская СОШ

Населенный пункт: Нижегородская область, село Бортсурманы

Здоровьесберегающие технологии должны быть приоритетными в деятельности учителя, работающего с детьми младшего школьного возраста. В последнее время двигательная активность детей стала низкой, и это угрожает их психическому и физическому здоровью. Наша цель- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, а также сформировать у него необходимые знания о здоровом образе жизни. А главное, научить его применять эти знания на практике. В этом и состоит смысл деятельностного подхода в стандартах нового поколения.

Здоровьесберегающее обучение достигается через учёт особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу. Одним из важнейших компонентов здоровьесбережения является системная работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В своей деятельности основной задачей считаю формирование системы спортивно-оздоровительной работы, которая реализуется через: проведение оздоровительных пауз во время уроков, внеклассную работу, а также работу с родителями. Одним из необходимых условий эффективности здоровьесберегающих технологий является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении. Мною в 3 классе была проведена анкета с целью исследования гигиенической грамотности учащихся. Обработав данные, получила следующие результаты. 7 человек из 10 (70%) предъявляют жалобы на здоровье, проявляющиеся частыми головными болями, усталостью глаз. Несмотря на младший возраст, 50% учащихся обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо, или ждут, когда родители сами заметят их плохое самочувствие. Это может быть не только свидетельством недостаточной медицинской активности ребёнка, но и индикатором имеющегося во внутрисемейных отношениях неблагополучия. Интересными получились данные о режиме дня учащихся. На вопрос о том, с чего начинается твоё утро, 5 человек из 10 ответили, что пойдут чистить зубы, 1 человек делать зарядку, а 4 человека идут смотреть телевизор или играть в игру на планшете. И опять всё сводится к неправильному гигиеническому воспитанию в семье. И поэтому, семьи должны быть активно включены в систему здоровьесберегающих технологий.

Работая над созданием здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно- оздоровительные мероприятия:

1.физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определённых частей тела и органов. Физминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. В комплекс упражнений для физминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки;
  • укрепления зрения;
  • укрепления мышц рук;
  • упражнения для ног;
  • релаксационные упражнения для мимики лица;
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Дети после физкульминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

2.Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью способствуют получению заряда положительных эмоций.

3. Классные часы в форме уроков здоровья. Провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Особенно важны такие уроки для учеников первого класса, главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры младшего школьника. Темы таких занятий: «Друзья Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров», « Что мы знаем о глазах, зубах, осанке» и др. Дети участвуют в викторинах, сценках, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

4. Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных, а также контроль санитаров класса за соблюдением учащимися правил гигиены.

5. Прогулки на свежем воздухе. Сочетание активных движений с пребыванием детей на свежем воздухе оказывает благоприятное влияние на развитие физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость). В зимнее время благодаря влиянию холодного воздуха, действующего на ограниченную поверхность кожного покрова, катание на лыжах, санках способствует улучшению терморегуляционных процессов в организме и, следовательно, закаливанию детей. Повышается сопротивляемость к простудам и отмечается сокращение протекания того или иного заболевания. Одним из средств физического воспитания являются прогулки – походы, в ходе которых развивается любознательность, инициатива, творчество, дружеские взаимоотношения, а главное, морально- волевые качества.

6. Участие детей в проектной деятельности на тему сохранения здоровья. Среди них « Наши витамины», «Полезное питание» « Поговорим об осанке», « Наши любимые подвижные игры».

7. Родительские собрания по данной проблеме. Носят как теоретический, так и практический характер: обсуждение ситуаций, анкетирование, дискуссии. Темы собраний: «Секреты здоровья детей», «Пути оздоровления младших школьников», « Формирование у детей основ здорового образа жизни», « Содружество семьи и школы - залог успеха в воспитании здорового образа жизни». Привлечение родителей даёт возможность более углублённой всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместные игры, походы укрепляют и физическое и духовное здоровье ребёнка, развивает приобретение детьми коммуникативного опыта, создание взаимопонимания в группе единомышленников.

8.Организация мероприятий в рамках месяца здоровья. Планирую мероприятия в целях привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышения уровня их физической подготовленности и укрепления здоровья. Среди них:

  • «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • Праздник Здоровья
  • Весёлые старты
  • Театрализованные представления
  • Конкурсы рисунков на тему здорового образа жизни.

В заключении отмечу, что работа по формированию здорового образа жизни дали положительные результаты:

- увеличилось количество детей, посещающих спортивные кружки;

- по опросам детей и родителей увеличилось количество детей, выполняющих утреннюю зарядку;

- значительно сократилось количество пропусков по болезни.

И чтобы существующая система школьного образования не носила здоровьезатратный характер, мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы, взрослые, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здорово и развито не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Список литературы:

1. Дзятковская Е.Н. Колесникова Л.И. Сберегающие здоровье технологии в образовании.-СПб., 2002.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М.: «ВАКО», 2007

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

Опубликовано: 13.02.2017