Работа над проектом «Школа полного дня»

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Мамцева Олександра Васильевна

Организация: МКОУ лицей №11

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

В 2015-2016 учебном году МКОУ лицей №11 г.Россоши принял участие и победил в конкурсе «Лицей – лидер образования». Результатом участия в конкурсе стала работа над проектом «Школа полного дня», который выполняет социальный заказ и обеспечивает полноценное пребывание ребенка в школе.

Лицей начал работу в режиме «Школы полного дня» с первого сентября 2016 года, по результатам анкетирования родителей, которое показали, что не менее 30% учащихся лицея хотели бы обучаться в режиме школы полного дня.

В данном режиме работы, лицей реализует общеобразовательные программы (в том числе программы углубленного изучения математики и физики, профильного изучения информатики и других предметов по выбору учащихся) и программы дополнительного образования, обеспечивая их интеграцию в учебное и внеурочное время.

Основными целями лицея как «Школы полного дня», являются:

формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения программ углубленного изучения математики, физики, профильного изучения информатики и других предметов по выбору учащихся, а также программ дополнительного образования;

адаптация учащихся к жизни в обществе, их активное участие в жизни местного сообщества, формирование активной жизненной позиции;

развитие творческих способностей учащихся на основе их индивидуальных склонностей и запросов;

воспитания гражданственности и правовой культуры учащихся;

создание основы для выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, формирования у учащихся стремления и навыков непрерывного образования и самообразования, воспитание трудолюбия, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Так же создаются дополнительные условия для личностного роста учащихся, формирования их общей культуры, организации содержательного досуга, сохранения и укрепления здоровья, адаптации их к жизни в обществе, развития мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению, самовыражению, стремлению к непрерывному образованию, выработки навыка самостоятельного пополнения знаний.

На сегодняшний день, в лицее №11 формируется образовательное пространство, объединяющее учебную и внеурочную деятельность детей, что обеспечивает более тесное взаимодействие с родителями учащихся и социальными партнерами по вопросам воспитания, здоровьесбережения, профилактики правонарушений и безнадзорности, социальной защиты детей, активного вовлечения молодежи в жизнь местного сообщества, создаются условия для социализации выпускников.

На подготовительном этапе был осуществлён подбор и расстановка педагогических кадров, а режим функционирования школы полного дня был построен на основе учебного плана лицея и с учетом требований СанПиНа.

«Школа полного дня» в лицее функционирует с 8:10 до 18:00. При проведении отдельных мероприятий возможно продление времени работы до 21:00. Работа организуется по урочному принципу, а так же существует возможность создания единого режима для всех параллелей. Учебные занятия могут чередоваться с внеурочными занятиями, занятиями учреждений дополнительного образования. Выделяется время для самоподготовки.

Продолжительность урока - 45 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 - 20 минут. В соответствии с СанПин, предусмотрена прогулка учащихся после окончания уроков, которая длится от 30 мин. до 1,5 часов (зависит от погодных условий). Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность учащихся (посещение спортзала и спортивной площадки, прогулки, игры, отдых, «подвижные перемены» и т.д.).

Лицеисты имеют право посещать культурно-массовые, экскурсионные и другие мероприятия, которые проводятся в лицее и не предусмотрены учебным планом. Из всех курсов по выбору, только элективные курсы и элективные предметы являются обязательными для посещения. Так же они имеют право бесплатного пользования спортивной площадкой и спортивным залом, тренажерным залом, снаряжением спортклуба, театральным залом.

  • реализации программ дополнительного образования «Школа полного дня» лицей заключает договоры о сотрудничестве с другими учреждениями (спорткомплекс, «Молодёжный центр», Дом детей и юношества) и привлекает к ведению спецкурсов педагогов лицея, внештатных сотрудников из числа родителей, выпускников лицея, специалистов-сотрудников сторонних организаций.

Оптимизация процесса развития детей ведётся через интеграцию общего и дополнительного образования. Помимо общеобразовательных предметов в лицее представлен широкий спектр дополнительных дисциплин и спецкурсов, метапредметных и межпредметных модулей, что позволяет учащимся получить разностороннее образование и успешно адаптироваться во «взрослой» жизни.

Равномерность учебной нагрузки учащихся осуществляется за счет единого расписания первой и второй половины дня, использования уроков психологической разгрузки. Расписание построено таким образом, что учащиеся имеют возможность посещать индивидуальные консультации у преподавателей; чередовать предметы, направленные на развитие различных видов деятельности, что позволяет поддерживать работоспособность учащихся в течение всего дня.

Основным требованием при составлении учебного расписания является сочетание учета индивидуальных потребностей учащихся и отсутствия у лицеистов «окон». Допускается возможность пересечения предметов основного и дополнительного образования в течение дня. Возможно также внесение в расписание дополнительных предметов по просьбам родителей.

Стало возможным ведение урока несколькими преподавателями как основного, так и дополнительного образования; деление класса на мини-групы как за счет часов основных, так и за счет часов дополнительного образования.

Образовательный, воспитательный и оздоровительный процессы объединились в единый функциональный комплекс.

Поляризация образовательной среды в лицее осуществляется с помощью выделения разноакцентных зон:

- в информационно – библиотечном центре имеется читальный зал, где учащиеся имеют возможность выполнять творческие задания и подбирать материалы для выполнения различных проектов и индивидуальных работ;

- в компьютерных классах, в учебных аудиториях есть доступ в Интернет, поэтому для учащихся созданы дополнительные условия для самообразования, есть возможность для оперативного получения и обработки информации;

- в спортивном зале ежедневно занимаются секции по баскетболу и волейболу, работает секция по общей физической подготовке, тренажерный зал;

- в коридорах лицея оборудованы зоны для самоподготовки, творческой деятельности, спокойных игр, пространства для общения и уединения.

Основной формой дополнительного образования в Лицее является очная. В ходе занятий по ряду дисциплин, допускающих такую возможность (спецкурсы по предметам, по подготовке к ЕГЭ и ГИА), возможно применение дистанционных и сетевых методов обучения.

Дополнительное образование учащихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях. Занятия проводятся по комплексным интегрированным программам, направленным как на расширение кругозора, предметных и внепредметных знаний, так и на их углубление. Занятия могут быть организованы как дополнение основному образованию (консультации, факультативы), и/или носят чисто прикладной характер. Каждый учащийся может заниматься в нескольких объединениях.

Заместитель директора лицея по УВР осуществляет планирование, общее руководство и контроль за функционированием «Школы полного дня», составляет расписание занятий основного и дополнительного образований. Тьюторы сопровождения ведут основную документацию, координируют индивидуальный учебный план учащегося лицея, занимающегося в режиме «Школы полного дня». Педагоги лицея и педагоги дополнительного образования, тьюторы сопровождения проводят занятия согласно утвержденному расписанию, отвечают за организацию образовательного пространства, за жизнь и здоровье учащихся, посещающих дополнительные занятия, самоподготовку, проводимые мероприятия. Для работы ШПД привлекается психолог, заведующий библиотекой, учителя-предметники и другие штатные и внештатные (по согласованию) сотрудники лицея.

Медицинское обслуживание учащихся обеспечивается медперсоналом, которое закрепляется органами здравоохранения Россошанского муниципального района за лицеем и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий с соблюдением санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.

Здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в Лицее, работающего в режиме «Школы полного дня», включают в себя:

- создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчества учителей, учащихся и родителей, выпускников Лицея;

- наличие психолого-педагогической службы, медицинского обслуживания; - организацию горячего двухразового питания;

- оборудование мест отдыха и психологической разгрузки;

- прогулки на свежем воздухе;

- оборудование мест и создание условий для организации занятий физкультурой и спортом.

Заместитель директора по ВР организует и контролирует соблюдение принципов здоровьесбережения в ходе работы «Школы полного дня». Учащиеся имеют возможность получать четырехразовое горячее питание (1 завтрак, 2 завтрак, обед, полдник), а также пользоваться услугами столовой в соответствии с графиком ее работы в течение всего учебного времени. Организация питьевого режима – через кулеры.

Как показал опыт работы, режим «Школы полного дня» пользуется спросом у учащихся и родителей. Улучшилось качество знаний, качество выполнения домашнего задания. Учащиеся меньше предоставлены сами себе и с удовольствием принимают участие в различных формах внеурочной деятельности.

 

Список использованной литературы:

  1. http://lyceum11r.ucoz.ru/index/dokumenty_razrabotannye_v_ramkakh_realizacii_proekta/0-181
Опубликовано: 09.02.2017