Система заданий для формирования личностных результатов на примере учебного предмета «Русский язык» (3 класс)

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Автор: Карпова Татьяна Валентиновна

Организация: МКОУ Аннинская СОШ №1

Населенный пункт: Воронежская область, п.г.т. Анна

Оглавление.

  1. Введение                                                                                    стр.3-4
  2. Основная часть (разделы, части)                                       стр.5-14

I глава.  Вступительная часть.                                            Стр.5-7

II глава. Система  заданий для формирования личностных результатов.                                                                              Стр.8-16

  1. Формирование личностных результатов.           Стр.8-10
  2. Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы.                                   Стр.10-12                                                                                                      
  3.  
  1. Выводы (заключительная часть).                                       Стр.17

Приложения.                                                                                       Стр.18-19

Список использованной литературы.                                               Стр.20

Введение  

          В XXI веке в связи с изменением парадигмы образования  возникло понятие «универсальные учебные действия» (далее УУД). Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

   Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов ) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. бурменской, И.А.Володарской,О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В.Молчановым под руководством А.Г. Асмолова» [1; 3]

В настоящее время школа является важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития страны. Школа призвана научить молодёжь творчески мыслить и действовать так, как этого требует общество. Начальная школа является основой, фундаментом. Именно в начальной школе должна быть выполнена основная часть работы по формированию умений учиться.

В составе основных видов УУД можно выделить 4 блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный;
  3. коммуникативный;
  4. познавательный.

Так, как личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, что является определяющим в дальнейшей  жизни  воспитанников, это  привлекло моё внимание к данному вопросу.

      Для своей работы мною была выбрана следующая тема: «Система  заданий для формирования личностных результатов на примере учебного предмета «Русский язык» (3 класс). Сказанное выше,  позволяет считать актуальной избранную  тему реферата.

Объект исследования – система заданий по  русскому  языку для учащихся начальной школы.

Предмет исследования − значение системы заданий по русскому языку  для формирования личностных результатов  у учащихся начальных классов.

Цель исследования − изучить  в учебниках по русскому языку систему заданий по  формированию личностных результатов, которые положительно влияют  на успеваемость учащихся.

Гипотеза исследования –  в учебниках по русскому языку должна быть  система  заданий для формирования личностных результатов.

Для написания реферата использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ методологической, педагогической, теоретической, психологической литературы.
  2. Изучение передового педагогического опыта.
  3. Наблюдение.
  4. Сравнение результатов деятельности.
  5. Изучение документации.

 

Основная часть

 

I глава. Вступительная часть.

   В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.

Личностные УУД делят на 3 блока:

1) самоопределение;

2) смыслообразование;

3) нравственно-этического или морально-этического оценивания .

В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём  развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...». При поступлении в школу, путем диагностики, определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.  Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о  семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья.    Изучая стихотворения А. Барто «Разлука», «Две сестры глядят на братца», Я. Акима «Мой брат Миша», Э. Мошковской «Трудный путь» формируется личностная идентичность, ребята рассказывают о том, как они заботятся о родителях, братьях и сестрах. Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики.

        Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. Например, работая над стихотворением А. Барто «Я выросла», активно формируется школьная мотивация; беседы о школе, успехи в учебе или внеклассных мероприятиях, широкое применение ИКТ в решении образовательных задач тоже способствуют этому.

       Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности. Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.

II глава. Система  заданий для формирования личностных результатов.

                                     

  1. Формирование личностных результатов.

В Примерной  основной образовательной программе начального общего образования  от  08 апреля 2015 года написано, что «[3;15] в результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться». Далее даётся разъяснение, что  понимать под личностными универсальными учебными действиями и что должно быть сформировано у выпускника начальной школы.  Вот, что должно быть  сформировано у выпускника:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Кроме всего вышеперечисленного,  у выпускника будет возможность  для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

2.2. Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основными характеристиками развития  личностных результатов у младших школьников служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно‑познавательных и социальных мотивов, понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва;

морально‑этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов при получении  начального общего образования строится вокруг оценки:

сформированности внутренней позиции обучающегося, которая обучающегося к образовательноой организации, ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;

знания моральных норм и сформированности морально­этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников  при получении начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке.

2.3. Системазаданий для формирования личностных результатов по предмету «Русский язык».

Учебные предметы гуманитарного цикла, и, конечно же, «Русский язык» в их числе, наиболее адекватны для формирования универсального действия морально-этической ориентации. Существенное значение имеют формы совместной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, которые открывают зону ближайшего развития морального сознания. Так, в учебниках и рабочих тетрадях на печатной основе, частовстречаются заданиятипа:

  • «У Даши пять ошибок. На какие группы можно разделить эти ошибки? [5;43-44]Что ты посоветуешь Даше?»
  • «Проверь, правильно ли Ира нашла подлежащее в предложениях. Почему учительница отметила ошибки?  Запиши предложения в тетрадь и правильно определи подлежащее. [5; 70]»
  • «Сравни,  как выполнили предыдущее упражнение Даша и Валера. Кто из них справился с работой, а кому ты посоветуешь ещё раз прочитать, как искать сказуемое?» [5; 74]
  • «Посмотри, как Юля определила члены предложения. Нет ли у неё ошибок? Запиши первое четверостишие в тетрадь и подчеркни правильно» [5; 91]

Задания на смыслообразование.

  • «Прочитай, как обращаются к разным людям и как прощаются в письмах. Можешь ли ты определить, к кому обращены письма- к ровесникам или взрослым? Что помогло тебе догадаться?» [5; 76]
  • «А вот как обращался в своих  письмах к родным и близким А.П.Чехов.  … Какое обращение было бы приятно тебе прочитать в письме?» [5; 76]
  • «Алёша сказал, что… . Наташа не согласна с Алёшей. Она считает, что… . Наташа предложила сравнить … . Вот что у  неё получилось:..  . Мы согласны с Наташей. А ты?» [5; 78]
  • «Прочитай письмо Саши к своему девятилетнему другу. (Приложение 1) Представь, что такое письмо прислали тебе. Стоит ли друзьям так общаться друг с другом? Как можно исправить  Сашино письмо?» [5; 80]
  • «Вот такое письмо  получила Вера Михайловна от своей бывшей ученицы, которая переехала в другой город (девочка учится, как и ты, в третьем классе). (Приложение 2) Прочитай, какие ошибки в письме Наташи нашли  ребята. Согласишься ли ты с ними?

Дима сказал, что девочка неправильно поздоровалась и попрощалась с учительницей («привет», «пока»).

Нина заметила отсутствие последовательности во втором абзаце письма.

Никита не понял, кто же написал Наташе.

Серёжа нашёл слова, которые не стоит употреблять в письмах: «аж жуть», «классно».

Алла добавила, что Наташа напрасно повторила три раза подряд слово «хорошо».» [5; 81]

  • «Прочитай текст. Замени вопросы подходящими по смыслу словами. Получившийся текст запиши в тетрадь» [5; 86]
  • «Сравни предложения.

Дети вернулись домой.

Дети вернулись домой из похода.

Дети вернулись домой из похода вечером.

Можно ли согласиться с таким высказыванием: «В третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были»?» [5; 86]

  • «Прочитай текст. О чём забыла Зина, когда писала письмо своей подруге? (Приложение 3) Попробуй исправить текст письма Зины. Что для этого необходимо сделать?» [5; 93]
  • «Настя занимается в музыкальной школе, она играет на  фортепиано. Её подруга Аня музыкой не занимается. Как ты думаешь, чего не учла Настя, когда писала письмо Ане? (Приложение 4)  Как ты думаешь, если девочка не занимается музыкой, знает ли она слова арпеджио, сольфеджио, бемоль, тональность, фуга?» [5; 95]
  • «Прочитай текст. Помоги ему стать более точным, красочным и ярким. Что для этого необходимо сделать?»

Задания на самоопределение.

Задание на сформированность основ гражданской идентичности

  • «Выпиши из предложений сочетания слов по образцу.

Образец: Ялюблю ездить в деревню Почемучкино.

Выписываем: деревня Почемучкино. Первым человеком, побывавшим в космосе, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

В столице России, городе Москве, на улице Волхонке есть чудесный музей.

Северные берега России омываются Белым море, Карским морем, морем Лаптевых, Баренцевым морем» [5; 7]

  • «Прочитай. Спиши, выбирая нужные слова.
  •  

Миша мечтает съездить в город … .

Высоко в небе парил… .

  •  

Старый … сошёл на землю.

За свой характер кот получил кличку…» [5; 8]

  • Задания по русскому  языку на основе текстов известных русских писателей и поэтов.
  • «Выпиши три или четыре слова, которые состоят: 1)из одного слова;

2) из двух слогов; 3)из трёх слогов. Какие из этих слов нельзя переносить? Почему?

Когда живётся дружно, что может лучше быть!

И ссориться не нужно, и можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей:

Они тебе помогут, и с ними веселей.

(С.Михалков)» [5; 8]

  • «Прочитай, выделяя в словах ударный гласный звук.

В дождливый день я подходил к Светлому озеру. Дождь уже редел. На одной стороне неба показались просветы, ещё немножко- и покажется горячее летнее солнце. Лесная тропинка сделала крутой поворот, и явышел на отлогий мыс, вдававшийся широким языком в озеро.(Д.Мамин-Сибиряк)

Учитель попросил ребят списать рассказ, обозначая безударные гласные не буквой, а значком – (чёрточкой).

Проверь начало работы Ксении.( Приложение 5)

Как ты думаешь, в чём причина ошибок Ксении? Попробуй самостоятельно выполнить задание» [5; 24]

  • «На рассказ упали капли дождя. Спиши, заполняя пропуски. Какие буквы пострадали?

Я –ищу з-л-той ключик! Тот, заветный, который может распахнуть любое сердце ученика, и тогда проказница Чичи превратится в прилежницу, а л-нтяй Дадон станет отличником. А н-йти этот ключикможнов своём характере.(Н.Дурова)

Расскажите о том, что вы знаетеосемействе Дуровых» [5; 25]

  • «Прочитай текст. (Приложение 6) Как ты думаешь, кто из ребят прав?

Выводы:

       Актуальность личностного развития учеников в учебно-воспитательном процессе особенно возросла в последние годы. Научно-техническая революция потребовала от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства (технологиям). Современному работнику любой отрасли производства надо уметь ориентироваться в нарастающем (и часто противоречивом) потоке информации. Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательной организации. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательной деятельности, иных программ.

      Результаты работы  по теме реферата, позволили нам убедиться в истинности высказываний гипотезы о том, что в учебниках по русскому языку есть система  заданий для формирования личностных результатов, которые положительно влияют на весь учебно-воспитательный процесс и трудовую деятельность учащихся в дальнейшем.

Приложения

Приложение 1

Здравствуй, Пётр!

Твоё письмо получено и прочитано мною. На поставленные тобой вопросы отвечаю:

В данный момент прохожу обучение в третьем классе.

Успеваемость удовлетворительная, в связи с чем лишён удовольствия находиться на улице.

Возможность нашей встречи следующим летом будет зависеть от воли моих родителей.

Прощай. Александр.

Приложение  2.

Привет, Вера Михайловна!

        Я так много по вам скучаю, аж жуть! Классно было учиться на ваших уроках, здорово!

       Они мне написали, и я прыгала до потолка. У меня всё хорошо. Я учусь хорошо. Хорошо, что вы учили меня два года.

        Пока.  Обнимаю крепко- ваша Натуся.

 

Приложение 3.

Люда, здравствуй!

     Я получила твоё письмо.  Твоё письмо интересное. Наши мальчишки  обыграли в футбол  третий «Б». Ты не написала про учёбу.  Я учусь хорошо.  Я прочитала книгу Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Это очень интересная и смешная книга. Мы поздравили мальчишек.  Мой любимый предмет-русский язык. Но наши мальчишки только играют в футбол и забывают делать домашнюю работу. А как ваши ребята? Мы им помогаем. Ты приедешь ко мне на день рождения? До свидания. Твоя подруга Зина.

 

Приложение 4.

Здравствуй, Анечка!

     Я так по тебе соскучилась! Спасибо за письмо. Я его читала и перечитывала. Ты пишешь очень интересно. Я тоже расскажу тебе, чем я занимаюсь.

    Сейчас я уже во втором классе музыкальной школы. Выучила арпеджио, только иногда ошибаюсь на бемолях.  На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность.  Я выучила фугу.  Буду играть её на концерте.

        Мне купили новое платье. В нем я буду выступать.

        До свидания. Пиши. Настя.

Приложение 5.

В  д-ждливый день я п-дход-л к Светл-м-  оз-р-. До-дь уж- ред-л.

Приложение 6.

Я Заметил, что в начале года учиться почему-то всегда трудней. Уроки кажутся длинными, будто их кто-то нарочно растягивает. Если б я был главным начальником над школами, я бы сделал как-нибудь так, чтобы занятия начинались не сразу, а постепенно,  чтоб ребята понемногу отвыкали гулять и понемногу привыкали к урокам. Например, можно было бы сделать так,  чтоб в первую неделю было только по одному уроку, во вторую неделю- по два урока, в третью- по три, и так далее. Или ещё можно было бы сделать так, чтобы в первую неделю были одни только лёгкие уроки. Может быть,  кто-нибудь подумает, что  я ленивый и вообще не люблю учиться, но это неправда. Я очень люблю учиться, но  мне трудно начать работать сразу: то гулял, гулял, а то вдруг  стоп, машина, -давай учись. 

(По Н. Носову)

Список использованной литературы:

  1. Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.-152с.
  2. Оценка достижения планируемых  результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. Ч.1/ Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-2-е изд.- М.:Просвещение, 2010.-215с.
  3. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1/(С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова  и др.)-3-е изд., перераб. –М.:Вентана-Граф,2013.-192с.
  4. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.2/(С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова  и др.)-3-е изд., перераб. –М.:Вентана-Граф,2014.-192с.
Опубликовано: 26.01.2017