Приёмы и методы использования электронных образовательных ресурсов в преподавании английского языка
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Штурмина Ольга Сергеевна
Организация: МБОУ СОШ № 18
Населенный пункт: Нижегородская область, р.п Лукино, Балахнинского района
В практике работы современного учителя электронные образовательные
ресурсы (ЭОР) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.
В условиях традиционного обучения в основу конструирования
моделей использования ЭОР в учебном процессе могут быть положены:
• характер деятельности учащегося при использовании ЭОР в учебном процессе;
• характер взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ЭОР в учебном процессе.
По характеру деятельности учащегося в учебном процессе можно выделить следующие группы методов обучения:
1) объяснительно-иллюстративные;
2) репродуктивные;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковые;
5) исследовательские.
Рассмотрим более подробно особенности использования ЭОР в учебном процессе в соответствии с каждой группой методов обучения.
1. Объяснительно-иллюстративные. Учитель использует содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности. Учащийся пассивно взаимодействует с содержанием ЭУМ на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т. д.
2. Репродуктивные. Эта группа методов предполагает использование учителем ЭОР для формирования у учащихся умений и навыков, а также для осуществления контроля знаний.
При организации учебного процесса преимущественно используются практические ЭУМ, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму;
контролирующие ЭУМ, направленные на повторение и закрепление
пройденного.
Учитель использует ЭОР для демонстрации примеров образцов действий, а также для контроля и оценки знаний и умений на уровне воспроизведения усвоенного материала. При этом учащиеся включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу, заранее заданному алгоритму, контроль и оценку качества воспроизведения знаний.
3.Проблемное изложение изучаемого материала. Построение
учебного процесса на основе этой группы методов позволяет использовать ЭОР как на уроке, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся. Содержание ЭУМ (преимущественно информационного или практического) может выступать как источник создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения.
В ходе урока учитель, опираясь на проблемное содержание ЭУМ (отражение разных подходов к решению проблемы, история решения проблемы в науке и т. д.), активизирует деятельность учащихся по поиску учебной проблемы, помогает им сформулировать учебную проблему в форме проблемного вопроса, проблемного задания, проблемной задачи и т. д. Учитель может
использовать ЭУМ для демонстрации способов решения проблемы, вскрытия логики научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления.
Организуя самостоятельную деятельность (например, выполнение
домашнего задания), учитель предлагает учащимся самостоятельно познакомиться с проблемным содержанием ЭУМ и попытаться сформулировать проблему, например, в форме проблемного вопроса.
4. Частично-поисковые. Эта группа методов предполагает использование ЭОР преимущественно при организации самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя.
При этом актуальным становится использование различных типов ЭУМ:
- информационных, содержание которых носит проблемный
характер;
• практических, направленных на освоение учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали;
• контролирующих, направленных на систематизацию, обобщение уже усвоенных знаний, стимулирования многоаспектного осмысления явлений.
Учитель, используя содержание разных типов ЭУМ, организует самостоятельную работу обучающихся поискового типа:
анализ проблемной ситуации, постановку проблемы и поиск вариантов
ее решения, открытие нового знания, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых. Однако содержание ЭУМ может использоваться и на уроке для организации эвристических бесед, дискуссий, учебных конференций.
5.Исследовательские. ЭОР используются при организации самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей: самостоятельное изучение материала, организация и проведение лабораторных ипрактических работ, написание учащимся исследовательских работ, создание учебных проектов, организация учебных игр.
При организации самостоятельной работы учащихся ЭОР могут использоваться:
• для выбора необходимой информации;
• для изучения нового учебного материала;
• для выполнения лабораторных и практических работ;
• для анализа и построение моделей в виртуальных лабораториях;
• для создания собственных продуктов учебной деятельности:
конспекты, рефераты, проекты и т. п.;
• для отработки умений и навыков;
• для подготовки выступлений и презентаций;
• для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным
турнирам;
• для выполнения учебно-исследовательских работ;
• для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.
Необходимо отметить особую роль ЭОР в создании условий в учебном процессе для реализации инновационных технологий обучения, прежде всего, таких как проектное обучение, дистанционное обучение, кейс-технологии.
Подготовка к итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ по иностранному языку начинается ещё в среднем звене обучения и включает в себя задания, упражнения и компетенции, способствующие развитию у учащихся навыков говорения, аудирования, работы с текстом грамматикой и лексикой. Для полноценной и всесторонней подготовки учащихся к экзамену для учителя и ученика окажутся полезными следующие сайты:
http://минобрнауки.рф/ - официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.edu.ru/ - федеральный портал "Российское образование"
http://www.fipi.ru - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Данные сайты позволяют ознакомиться с экзаменами в формате ГИА и ЕГЭ, имеется также нормативная документация. Безусловным преимуществом этих сайтов является то, что существует возможность пройти он-лайн экзамен из банка заданий предыдущих лет.
Сегодня существует возможность найти достаточное количество сайтов, на которых представлены разнообразные аудио и видео материалы, которые дают возможность работы над аудированием. Для отработки аудирования можно использовать такие сайты, как
http://www.itests.com/ Интерактивные тесты по английскому языку;
www.busyteacher.org Ресурс письменных работ для учителей английского языка
www.macmillan.ru, http://www.english.language.ru/, www.teachenglish.org.uk, http://engblog.ru
- English-test.net – упражнения по грамматике – это не единственный материал этого сайта. Вам также предоставлены упражнения на отработку лексического запаса, идиоматических выражений и др.
- Tolearnenglish.com – помимо огромной базы упражнений (более 10 000), ресурс обладает теоретической информацией по грамматике, представленной в виде уроков по той или иной теме.
- Grammar-quizzes.com – много тестов по разным грамматическим аспектам плюс тренировка пунктуации.
- Englishgrammarsecrets.com – к каждому грамматическому аспекту, представленному на этом ресурсе, есть небольшое теоретическое обоснование. Мне очень нравятся упражнения этого сайта, так как они представлены в формате swf (flash), и выполнять их очень интересно и совсем не скучно.
- Autoenglish.org – перед выполнением того или иного упражнения вы можете почитать теорию, представленную тут же, или же посмотреть видеоролик, объясняющий данное грамматическое правило. Задания можно выполнять онлайн или письменно, скачав и распечатав необходимое упражнение.
- Englisch-hilfen.de – большая база интересных и разноплановых онлайн-упражнений, который можно использовать на разных уровнях обучения
В работе на уроке можно использовать такие словари, как Oxford Dictionaries– oxforddictionaries.com, Dictionary of Contemporary English – ldoceonline.com, Cambridge Dictionary Online – dictionary.cambridge.org и The Free Dictionary – thefreedictionary.com.
Если у вас хорошо работает зрительная память, воспользуйтесь словарями в картинках (picture dictionaries) для расширения вашего словарного запаса, а использование таких словарей в начальной школе делает уроки интересными и захватывающими для детей.Вот интересные ресурсы:
Languageguide.org – тематический словарь в картинках с озвучиванием каждого слова.
Learningchocolate.com – очень много тем, слова озвучены. Более того, вам предлагается выполнить несколько упражнений разного типа после изучения той или иной группы слов.
Learnenglish.de – тематический словарь с определениями слов в виде анимационных картинок.
Интересуетесь бизнес-лексикой? Станьте частым гостем сайта videovocab.tv и учите слова, просматривая видео-ролики на разную тематику из области бизнес-отношений.
Прекрасные упражнения для отработки грамотного произношения звуков английского языка расположены на сайте learners-dictionary.com. Если вы сомневаетесь в произношении какого-либо английского слова, вы можете прослушать его звучание на уже упомянутом выше ресурсеdictionary.cambridge.org или на сайте Macmillan Dictionary. И, конечно, не обойдите стороной раздел «Pronunciation tips» сайта BBClearningenglish.
Engvid.com – бесплатные уроки английского языка на английском. На этих уроках продолжительностью 10-20 минут носители языка рассказывают о грамматических правилах,синонимичности слов, идиомах и сленге, наиболее употребляемой лексике и т. д.
Usingenglish.com – статьи и тесты, материалы для изучающих английский и для учителей английского, форум. Ресурс обновляется постоянно.
Learnenglish.de – ресурс, упомянутый выше. Игры на английском, диктанты, произношение, уроки английского языка, английский для учителей – это лишь часть разделов этого полезного сайта.
Ego4u.com и correctenglish.ru – два сайта с обширным меню, разделы которого удовлетворят самого требовательного ученика!
Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть и услышать жителей этих городов. Мне огромную поддержку в обучении оказывает Solutions Elementary, Pre Intermediate DVD. С уверенностью можно отметить, что тематика видеоклипов и диалогов может быть использована для развития приобретенных языковых навыков в ситуациях реального общения. Также данные ЭОР представляет темы для обсуждения по различным школьным предметам.
Использованная литература:
- Научно-методические материалы
«Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе», Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007г.
- Презентация «Современные электронные образовательные ресурсы в образовательной практике», автор Барышева О.В.,
ст.методист центра медиаобразования ХК ИРО, 2012г. - Книга для учителя «Solutions» intermediate, Oxford University Press, 2 издание, 2015г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования по английскому языку.