Развитие детской одаренности,открытая методическая школа(из опыта творческой поисковой деятельности педагогов Новосибирской области)

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Автор: Малахова Наталья Николаевна

Организация: МБУДО ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

В настоящее время свою актуальность подтверждает мысль известного отечественного психолога Л.С. Выготского о том, что «одаренность становится также задачей воспитания в то время, как в прежней психологии она фигурировала только как условие и факт его» [1, С.252]. Концепция развития дополнительного образования детей, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации к числу важнейших приоритетов практической педагогической деятельности относит «создание условий для поддержки детской одарённости, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта». Достичь такого значительного межведомственного результата можно только объединив усилия всего сообщества творчески работающих педагогических работников региона.

В Новосибирской области сложилась собственная система работы с одарёнными детьми. Наши учащиеся достойно представляют область на Международном и Всероссийском уровнях. Реализуется государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы». В рамках решения одной из задач данной программы кафедрой педагогики и психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования подготовлено пособие «Развитие детской одарённости: открытая методическая школа».

Материал для методической серии был тщательно отобран из публикаций, прошедших общественную и конкурсную экспертизу в журналах «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области», «Сибирский учитель», сборниках методических материалов по итогам городских и областных педагогических чтений, научно-практических конференций и других профессионально значимых педагогических событий региона.

Комплексное методическое пособие представляет опыт творческой поисковой деятельности педагогов Новосибирской области по вопросам поддержки и развития детской одаренности. Выпуски пособия носят следующие названия:

Научно-техническое творчество

Исследовательская культура

Художественно-творческое развитие

Социальное творчество

Духовно-нравственное развитие

Система внеурочной деятельности

Методическая серия – это автодидактическое пособие, основная цель которого активизировать субъектную позицию педагога-практика в выявлении и поддержке детской одарённости. Результатом такой кропотливой самостоятельной работы станет, по нашему мнению, создание авторских педагогических систем развития талантливых детей Новосибирской области. Нам близка точка зрения В.Я. Синенко об индивидуальности и хрупкости феномена детской одаренности, «требующего к себе со стороны педагогов грамотного, этически всесторонне продуманного, терпеливого отношения» [3, С.191].

Во всех выпусках методической серии выдержана единая структура, представленная тремя разделами:

«Методическая система педагога». Материалы, раскрывающие взаимосвязь специально-предметной направленности с общеметодической культурой педагога в работе с детской одаренностью.

«Методический калейдоскоп». Содержит наиболее интересные методические находки педагогов Новосибирской области. Для повышения эффективности самостоятельной работы информационно-дидактические материалы представлены в виде педагогических ситуаций с вопросами и заданиями к ним и структурированы по трем рубрикам: Проблемный анализ, Педагогические наблюдения, Методический практикум.

«Системно-комплексный анализ практического педагогического опыта» предоставляет возможность методисту, опытному педагогу-практику самостоятельно проанализировать различные авторские подходы к работе с детской одаренностью и на этой основе попытаться выстроить свою собственную методическую систему.

Все материалы принадлежат педагогам-практикам и ученым, работающим и проживающим на территории Новосибирской области. В процессе обобщения опыта педагогов региона выявлены уникальные подходы, методики и приемы. Например, способы развития индивидуальной технической мысли и учебно-изобретательской мотивации ученика; развивающие социокультурные возможности села в формировании бережного отношения к природе родного края; вариативность и многоплановость таких организационных форм как летняя экспедиция, экологический рейд, летняя юридическая школа, фестиваль-смотр детских инициатив. Среди уникальных региональных моделей работы с одаренными детьми: метод социальных проб, краеведческая деятельность, исследовательские работы в области экологии, создание открытой воспитательной системы, воспитательно-развивающий феномен русской печи и многие другие.

Размышления, возникающие у учителей и педагогов дополнительного образования на основе профессионального опыта удивляют многообразием методической палитры. Например, попытки собственного смыслового понимания феномена одаренности методистом М.Н.Чёшевой: «Одарённость – это не творение вещей, а творение отношений, в которых незримо происходит творение внутреннего мира человека, пробуждение его внутреннего творческого потенциала» [2, С.28].

Безусловно, представленное пособие не претендуют на исчерпывающие ответы по всем вопросам, связанным с выявлением и поддержкой одаренных детей и подростков. Однако идея открытой методической школы подчеркивает приоритет и особую значимость практико-ориентированного опыта в раскрытии феномена одарённости. Самостоятельные методические выводы творчески работающих педагогов-практиков Новосибирской области органически соединяют в себе элементы прикладного научно-теоретического знания и живой, глубоко личностный по своей природе, выстраданный жизнью авторский педагогический опыт. Открытый обмен методическими идеями, представленный на страницах пособия, по нашему мнению, будет способствовать эффективному развитию региональной системы поддержки талантливых детей и молодежи.

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; Педагогика-Пресс – М., 1999. – 536 с.

2. Развитие детской одаренности: открытая методическая школа. Из опыта творческой поисковой деятельности педагогов Новосибирской области / Выпуск 4. Социальное творчество // Авт.-сост. Л.И. Боровиков, Н.Н. Малахова. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015. – 110 с.

3. Синенко, В.Я. Ведущие проблемы работы с интеллектуально одарёнными детьми [Текст] // Сибирский педагогический журнал. № 3. 2012. – С.189-191.

Опубликовано: 25.01.2017