Игровые формы работы при формировании лексического навыка на уроке иностранного языка

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Остапова Людмила Евгеньевна

Организация: НИУ «БелГУ»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Деятельностный подход в рамках современной теории методики преподавания иностранного языка предполагает использование инновационных интерактивных форм обучения. Как показывает практика, интерактивные игры в группах позволяют раскрыть творческий потенциал учащихся, развить стремление к самостоятельной исследовательской деятельности, пробудить интерес к процессу изучения иностранного языка.  Таким образом, представляя собой диалоговое взаимодействие в процессе решения учебной проблемы, интерактивное обучение, является наиболее эффективным средством для развития множества компетенций.

Формирование лексической компетенции  при обучении иностранному языку представляет собой один из важнейших этапов  развития вербальной иноязычной речевой способности в целом.  Поэтому, уделяя достаточно внимания данной стороне овладения иноязычной речью, учитель значительно повышает уровень коммуникативных умений учеников.

В рамках данной работы  мы рассмотрим систему упражнений, представленных в игровой форме, способствующих поэтапному формированию лексических навыков, а именно:

  1.  

б) организации тренировки и практики иноязычных лексических единиц для репродуктивного усвоения;

в) организации поисковой речевой деятельности.

Первый этап работы с иноязычной лексикой заключается в том, что учитель, опираясь на различные методические и дидактические принципы, вводит новый лексический материал. Далее работа с лексическим материалом связана с отработкой лексического навыка, как на рецептивном (говорение и письмо), так и продуктивном уровне (чтение и аудирование).

Так, например, для отработки навыка узнавания графического образа лексических единиц можно использовать следующие  игры с карточками:

1. подчеркнуть знакомые слова;

2. идентифицировать графически верные варианты;

3. вставить пропущенные буквы;

4. разгадать ребусы;

5. составить слова из букв;

6. исправить ошибки.

Для отработки навыков, связанных с фонетическим восприятием слова, можно использовать различные игры с элементами аудирования. Так, например, учитель зачитывает много слов на иностранном  языке, а учащиеся в команде должны назвать знакомые им слова.  Также интересной и продуктивной для учеников будет  работа с песнями, главной задачей которой становится распознавание звукового образа слова.  

Тренировка и практика иноязычных лексических единиц для репродуктивного усвоения предполагает выполнение определенных упражнений, направленных  на   создание прочных и гибких лексических речевых навыков. Под лексическими речевыми навыками понимается связь:

1) слухо-речемоторного образа слова и его значения;

2) связь слова с другими словами иностранного языка в словосочетаниях, создаваемых в устной речи.

Содержание работы на этих этапах составляют условно-речевые подлинно речевые, лексически направленные ситуативные и контекстные упражнения [2, с. 104].

Так, для тренировки узнавания слухо-речемоторного   образа слова и его значения  можно использовать различные  карточки с отдельными  картинками, либо картинки, на которых изображены целые тематические ситуации. Например, можно предложить следующие игры:

1. «Найди картинку» (учащиеся в одной команде читают слова, а участники  другой команды должны показать их на картинке, затем наоборот).

2. «Охотники за словами» (играют две команды. Ученики в командах стоят друг напротив друга. У учеников одной команды в руках картинки, а другие, называя правильно слова, соответствующие картинке, перетягивают их на свою сторону).

3. «Словесный волейбол»  (дети одной команды называют слово на русском языке и кидают мяч любому участнику другой команды, последний должен поймать мяч, назвать слово на немецком языке и кинуть мяч обратно)

4. «Найди свою пару» (с помощью этой игры можно  поделить учащихся на команды; таким образом очень хорошо тренировать сложные слова, состоящие из двух компонентов: учитель говорит одним участникам первые компоненты слов, а другим – вторые. Например: Reise – Tasche, Regen – Bogen,  Tisch – Lampe.  Когда ученик называет первый компонент слова, другой ученик называет второй компонент. 

Для тренировки рецептивных лексических навыков, связанных с вызыванием слова из долговременной памяти, можно также использовать следующие игры:

1. Кроссворды

2.  Составить  слова из одного большого  слова

3.  Загадки

4. Лото (два плотных листа бумаги делят на 20-25 частей. Затем на одном из листов пишут слова на немецком языке. На другом листе в соответствующих квадратиках пишут слова на русском языке, и этот лист разрезают на квадратики, слова перемешиваются. Затем учащиеся делятся на две команды, каждая группа получает по две  карточки. Кто вперед сделает задание – закроет все квадратики словами и сделает это правильно – тот победитель).

5. Домино (на карточки из плотной бумаги наклеиваются   картинки, изображающие определенные предметы  с одной стороны, а с другой стороны помещается  название этих предметов  на русском языке. Ход игры происходит по правилам  всем известной игры  «Домино»).

6. «Гусеница» (учитель кладет на столе много различных слов, а перед каждой  из команд по одному тематическому слову. Ученики должны за определенное время подобрать к слову подходящие по теме слова и построить цепочку).

7. «Что исчезло?» (на столе лежат картинки или предметы. Когда ученик уходит, учитель убирает один из предметов и просит назвать, какие предметы находятся на столе, а  чего не хватает).

8.  «Составь из картинок слова» (На столе лежат  картинки, обозначающие определенные предметы или явления, ученики складывают картинки и называют получившиеся сложное слово).

Следующий уровень по тренировке лексических навыков связан с формированием механизмов по употреблению его в речи, установке семантических связей с другими языковыми единицами. На данном этапе рекомендуется использовать следующие упражнения:

1. Формирование тематических групп (здесь можно провести следующую игру:  учитель кладет перед учениками две картинки, на одной картинке изображена  ферма, а на другой -  лес. Ученикам необходимо к каждой картинке подобрать соответствующие  карточки с названиями животных, растений, каких-то сооружений  и т.д. на немецком языке. Например: der Wald – Pilze, der Bär, der Hase, das Moor usw.

2. Систематизация слов в синонимичные группы (в качестве примера можно привести игру «Kleiderschrank», направленную на работу с лексическим материалом по теме «Kleidung». Игра проходит следующим образом: Перед каждой командой лежит лист бумаги с  подписанными карманами: Kopfbedeckung,  Oberkleidung, Schuhe.  Команды должны сложить предметы одежды на нужные полки.

3. Систематизация слов в группы антонимов (так например, можно заготовить специальные карточки с разделительной чертой посередине, одну сторону нужно закрасить черным цветом, а другую оставить белой.  Ученики должны подобрать к каждой карточке  пару антонимов).

4. Составление словосочетаний  (глагольного или атрибутивного характера):

5. Составление цепочек  производных слов.

Для дальнейшей автоматизации лексического навыка  целесообразным представляется обращение к различным постановочным или ролевым играм. В действующих пособиях для школьников [1] предлагается после выполнения упражнений репродуктивного характера переходить к подстановочным упражнениям и упражнениям на расширение речевого образца. Выполняя такие упражнения на игровой основе, рекомендуется постоянно повторять ограниченное количество лексических единиц  и структур, расширять сферу их применения для стимулирования продуктивного переноса на новые ситуации; использовать смену ситуаций для активизации индивидуальных механизмов детской речи и, наконец, создавать естественные ситуации общения для применения изученных структур и стимулирования детей к продуктивному говорению.  Моделирование проблемных ситуаций посредством игры, использование поискового метода  способствуют развитию компетенций, отвечающих не только за формирование определенных знаний, навыков и умений, но и их применения в реальных жизненных ситуациях,   формирует  грамотную речь и адекватное речевое поведение учащихся.

Необходимо также отметить, что организация подобного рода работы требует от учителя высокой профессиональной компетенции, теоретической подготовки в вопросах психологии, лингвистики, педагогики и методики преподавания. Необходимо тренировать и отрабатывать  навыки каждого этапа развития лексической компетенции, учитывая особенности психолингвистической сущности данного процесса. 

Литература:

1. Колкер Л.М., Устинова Е.С., Енашеева Т.Н. Практическая методика обучения иностранному языку. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 394 с.

2. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 412 с.

Опубликовано: 13.01.2017