Особенности подбора игровых методов для инклюзивного образовательного пространства

Конференция: Использование игровых методик по ФГОС ДО

Автор: Старкова Елена Владимировна

Организация: СПБ ГБУСОН «ЦСРИДИ Невского района»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Введение

Современная система образования, ориентированная на принципы инклюзии и доступности, предъявляет новые требования к организации логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная категория обучающихся характеризуется значительным полиморфизмом речевых нарушений, которые редко выступают в качестве изолированного дефекта и чаще всего входят в структуру сложных нарушений развития, таких как расстройства аутистического спектра (РАС), детский церебральный паралич (ДЦП), интеллектуальные нарушения, задержка психического развития. Это обуславливает необходимость пересмотра традиционных подходов и внедрения комплексной, многоуровневой модели логопедического сопровождения, интегрированной в общий учебно-коррекционный процесс. Актуальность темы определяется потребностью в научно обоснованных методиках, позволяющих преодолевать устойчивые, сочетанные дефекты речи у детей с ОВЗ через использование современных, в том числе интерактивных, здоровьесберегающих и информационных технологий. Целью данной статьи является анализ организационных форм логопедической помощи и систематизация современных технологий, обеспечивающих их максимальную эффективность.

1. Многоуровневая система организации логопедической помощи детям с ОВЗ

Организация логопедической работы с детьми с ОВЗ должна носить системный, непрерывный и индивидуально-ориентированный характер. Ее можно представить в виде многоуровневой модели, включающей несколько взаимосвязанных блоков.

Диагностико-консультативный блок.

Данный блок является отправной точкой и основой для построения всей дальнейшей коррекционной работы. Его цель – комплексное, всестороннее обследование ребенка. В отличие от традиционной логопедической диагностики, обследование ребенка с ОВЗ требует междисциплинарного подхода с привлечением смежных специалистов: психоневролога, дефектолога, психолога. Задача логопеда на этом этапе – не только констатировать характер речевого нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия и др.), но и выявить его специфику в структуре ведущего дефекта. Например, при РАС оценивается не только формальная сторона речи, но и ее коммуникативная функция, прагматика, наличие эхолалий.

Используется гибкий, нестандартизированный инструментарий, позволяющий оценить потенциальные возможности ребенка (зона ближайшего развития). Результатом данного этапа является коллегиальное заключение и разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) или адаптированной образовательной программы (АОП).

Коррекционно-развивающий блок. Это основной, практико-ориентированный блок, реализуемый через различные организационные формы:

1. Индивидуальные логопедические занятия. Являются основной формой работы при тяжелых речевых нарушениях. Они позволяют реализовать строго индивидуальный подход, максимально адаптировать методы и приемы под специфические потребности и возможности ребенка, обеспечить необходимый уровень психологической безопасности.

2. Подгрупповые занятия. Организуются с детьми, имеющими сходную структуру речевого дефекта и сопоставимый уровень развития.

Эффективны для отработки коммуникативных навыков, элементов звукового анализа, развития связной речи в условиях диалога.

3. Интегрированные занятия в рамках образовательного
процесса. Логопед работает совместно с воспитателем, учителем или дефектологом, включая коррекционные задачи в содержание общеобразовательного занятия. Это обеспечивает перенос сформированных речевых навыков в различные жизненные контексты.

4. Логопедизация всей образовательной среды. Данная форма предполагает, что все участники образовательного процесса (педагоги, родители, тьюторы) используют единую систему коммуникативных и коррекционных приемов, рекомендованных логопедом (например, использование визуальных расписаний, жестов-помощников, речевых шаблонов).

Динамический контроль и мониторинг. В связи с вариативностью развития детей с ОВЗ, коррекционный процесс требует постоянного мониторинга. Логопед регулярно отслеживает динамику речевого развития, фиксируя малейшие продвижения, и оперативно вносит коррективы в ИОМ. Это позволяет гибко реагировать на изменения в состоянии ребенка и поддерживать его в зоне оптимальной трудности.

2. Современные логопедические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Современные технологии – это не просто использование нового оборудования, а целостная система методологически обоснованных приемов и методов, повышающих эффективность коррекционного воздействия.

2.1. Технологии сенсорной интеграции и эрготерапии

У многих детей с ОВЗ (особенно с РАС, ДЦП, тяжелыми нарушениями речи) наблюдается дисфункция сенсорной интеграции – неспособность мозга правильно обрабатывать информацию от органов чувств. Это напрямую влияет на речевое развитие.

Применение: Перед началом логопедического занятия проводится кратковременная (5-7 минут) сенсорная стимуляция, направленная на нормализацию тонуса и улучшение обработки сенсорной информации.

Это может быть использование утяжеленных жилетов или одеял, тактильных ковриков, балансировочных досок, качелей, игр с материалами разной фактуры (песок, крупы, гидрогель).

Коррекционный потенциал: Снижение уровня тревожности и нежелательного поведения, улучшение концентрации внимания, нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата, создание благоприятного функционального состояния нервной системы для восприятия речевого материала.

2.2. Арт-терапевтические технологии (песочная, изо-, сказкотерапия)

Данные технологии предоставляют ребенку невербальные каналы для самовыражения, что особенно важно при мутизме, алалии, выраженных коммуникативных барьерах.

Песочная терапия: Работа с песком на световом планшете позволяет прорабатывать психотравмирующие ситуации, снижать эмоциональное напряжение. Логопед может интегрировать в процесс автоматизацию звуков (рисовать буквы на песке), работу над лексико-грамматическим строем (составлять рассказ по картине, созданной в песке).

Изотерапия: Рисование, лепка способствуют развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Через анализ рисунка логопед может получить ценную информацию о внутреннем состоянии ребенка.

Сказкотерапия: Позволяет в метафорической форме работать над коррекцией страхов, негативных поведенческих проявлений, обогащать словарь и развивать связную речь.

2.3. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

ИКТ открывают новые возможности для визуализации, повышения мотивации и индивидуализации обучения.

Использование интерактивных логопедических игр и тренажеров. Специализированное программное обеспечение («Игры для Тигры», «Merry ABC» и др.) позволяет в игровой форме работать над дыханием, голосом, звукопроизношением, фонематическим слухом. Компьютер предоставляет немедленную обратную связь, что крайне важно для детей с ОВЗ.

Применение интерактивных досок и столов. Позволяют проводить   групповые занятия с высокой степенью наглядности и вовлеченности.

Дети могут совместно выполнять задания, что стимулирует коммуникацию.

Использование программ-коммуникаторов (AAC – Augmentative and Alternative Communication). Для невербализирующих детей (с тяжелой дизартрией, алалией, РАС) технологии AAC (PECS, коммуникативные кнопки, приложения на планшетах типа JABtalk) становятся «голосом», позволяя им выражать потребности, мысли и чувства, что является базой для дальнейшего речевого развития.

2.4. Телесно-ориентированные и кинезиологические технологии

Данные технологии направлены на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию нарушений на уровне тела.

Биоэнергопластика. Метод, при котором артикуляционные упражнения синхронизируются с движениями кистей и пальцев рук.

Синхронная работа артикуляционного и двигательного центров усиливает возбуждение в речевых зонах коры головного мозга, способствуя более быстрому и прочному формированию артикуляционных укладов.

Кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). Комплекс простых двигательных упражнений, направленных на активизацию межполушарных связей. Такие упражнения, как «Кулак-ребро-ладонь», «Перекрестные шаги», выполняемые в начале занятия, улучшают концентрацию внимания, память, повышают способность к обучению.

Логопедический массаж и самомассаж. Является необходимым элементом работы при дизартрии. Используются зондовый, ручной, точечный массаж, а также самомассаж с помощью массажных шариков, су-джок колец. Массаж нормализует мышечный тонус артикуляционных органов, улучшает их проприоцептивную чувствительность.

2.5. Технологии развития эмоционального интеллекта и коммуникации

Для детей с ОВЗ, особенно с РАС, целенаправленное обучение распознаванию, пониманию и выражению эмоций является критически важным.

Применение: Использование «Карт эмоций», пиктограмм,  видеомоделирования. Ребенка учат идентифицировать базовые эмоции на фотографиях и пиктограммах, а затем и на лицах окружающих. Видеомоделирование позволяет записывать и анализировать успешные акты коммуникации самого ребенка. 

Социальные истории. Короткие, индивидуально составленные рассказы, которые в понятной для ребенка форме описывают  сложные для него социальные ситуации и предлагают модели  адекватного поведения в них.

3. Принципы отбора и применения технологий

Эффективность использования любой технологии определяется соблюдением ряда принципов:

Принцип индивидуального подхода: Выбор технологии должен основываться на структуре дефекта, актуальных возможностях и  ведущем канале восприятия ребенка (визуал, кинестетик, аудиал).

Принцип комплексности: Ни одна технология не является панацеей.

Максимальный эффект достигается при их разумном сочетании и интеграции в целостную систему коррекционного воздействия.

Принцип мотивационной направленности: Технология должна быть интересна ребенку, вызывать у него положительные эмоции и желание участвовать в деятельности.

Принцип научной обоснованности: Применяемые методы должны иметь четкое теоретическое и методологическое обоснование, подтвержденное практикой.

 

Заключение

Организация логопедической помощи детям с ОВЗ в современных условиях представляет собой сложный, многокомпонентный процесс, требующий от специалиста не только глубоких предметных знаний, но и владения широким арсеналом инновационных технологий. Переход от жестко регламентированных форм работы к гибкой, индивидуализированной модели сопровождения, основанной на междисциплинарном взаимодействии, является магистральным путем развития современной логопедии. Системное и обоснованное применение технологий сенсорной интеграции, арт-терапии, ИКТ, телесно-ориентированных и коммуникативных практик позволяет преодолевать вторичные барьеры в развитии, активизировать компенсаторные механизмы и выстраивать для ребенка с ОВЗ эффективную траекторию речевого и личностного становления.

Результатом такой работы является не только коррекция речевого дефекта, но и успешная социальная интеграция ребенка, повышение его качества жизни и реализация права на полноценное общение.

Опубликовано: 29.11.2025
Мы сохраняем «куки» по правилам, чтобы персонализировать сайт. Вы можете запретить это в настройках браузера