Использование проектной технологии обучения на уроках математики
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Крылова Евгения Сергеевна
Организация: ГБОУ Школа № 2
Населенный пункт: Донецкая Народная Республика, г.о. Енакиево
Одна из важнейших задач современной школы – развитие личности обучающегося путем формирования как предметных компетентностей, так и освоения обобщенных способов деятельности.
Сегодня важность учителя основывается не только на передаче информации учащимся, но и на обучении детей тому, как применять свои знания, умения и навыки, приобретенные в жизни, быть мобильными, уметь обрабатывать и получать необходимую информацию быстро и эффективно. В новом образовательном стандарте основная часть образовательного процесса - написание проектов.
В последнее время в педагогике активное внимание уделяется методу проекта как технологии, которая направлена на решение фундаментально важных для образования проблем. Но на практике применение метода проекта практически для всех учителей является источником трудностей, проблем и недопонимания среди детей. Традиционные методы и формы обучения придают учебному процессу свой шарм. Систематичность, четкость, научность - все это придает логическую и правильную форму подачи учебного материала, но не позволяет решать всех задач, стоящих перед современной педагогикой. Бесспорно, метод проектов является актуальной темой на сегодняшний день, но возникает ряд противоречий, таких как - динамика профессиональных задач и внутренней готовностью к их осуществлению; - личные интересы школьников и возможность реализации.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий обуславливает актуальность данного опыта.
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем всех детей, без всякого исключения.
Практическое значение опыта состоит в создании учебно-методического обеспечения процесса изучения математики, позволяющего реализовать личностно-ориентированный подход в обучении на всех этапах и типах уроков и, как следствие, дающего возможность активно и творчески применять полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных практических задач, эффективного достижения жизненных целей. Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно - ориентированном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
Ведущие положения проектной методики основаны:
- на учете особенностей личности учащихся;
- на связи идеи проекта с реальной жизнью;
- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
- на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями.
Уроки математики с использованием проектных технологий обучения дают высокий уровень самостоятельности учащихся при выполнении поставленных задач; более высокие результаты в овладении знаниями и навыками практического характера; дают возможность создавать условия для внутренней мотивации учебной деятельности, возрастания интереса к обучению, повышения самооценки; создают условия для рассмотрения проблемы с различных точек зрения; обеспечивают условия для восприятия информации учащимися различных типов: визуалов, аудиалов, кинестетиков, учащихся дискретного типа восприятия.
Проектная методика является:
- альтернативным подходом в современной системе образования;
- обновленной педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств;
- продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование.
Современный ученик современной школы значительно отличается от того ученика, каким мы его видели раньше. И главное отличие состоит в том, что меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, основной задачей которых является формирование УУД (универсальных учебных действий) Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию УУД, выступающая как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Итак, особенности Стандарта в современном учебном процессе – это:
- Ориентация на результат
- Системно – деятельностный подход к процессу обучения
Согласно Стандарта, общими требованиями к уровню подготовки выпускников образовательных организаций с 11-летним сроком обучения являются:
- умение ориентироваться в многообразных информационных потоках, работать с различными источниками информации, владеть современными технологиями ее поиска, извлекать необходимую информацию из различных источников, перерабатывать и применять в практических целях;
- владение системой полученных знаний, умений, навыков, способов деятельности, опытом творческой деятельности в целях понимания и объяснения процессов, явлений, закономерностей, происходящих в природе, обществе и государстве, осознание собственной роли и предназначения в коллективном и индивидуальном жизнетворчестве;
- способность жить в постоянно изменяющихся жизненных условиях, влиять на них для достижения личностно значимого и общественно полезного результата;
- владение приемами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, систематизации, сопоставления и др.
Из всего выше сказанного понятно, что при переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования. Деятельность школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования. Что и определяет новизну и современность (инновационность) образования.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Используя метод проектов, я всегда ориентирую учащихся на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот способ органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования, которые я использую в методе проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, эксперимент, наблюдение, пр.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита, творческий отчет и др.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
В зависимости от метода, доминирующего в проекте, можно выделить следующие виды проектов.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. Такие проекты могут быть реализованы детьми на ежегодных школьных конференциях по математике.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн - петли»: определение потребности; исследование (дизайн-анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, видеофильм и др.).
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотека, СМИ, Интернет и др.), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами) и презентации (доклад, публикация, размещение в Интернет и др.).
Практико – ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и четкая координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
Основными критериями выбора проектов учащихся являются:
- оригинальность, доступность, надежность;
- техническое совершенство;
- эстетические достоинства;
- безопасность;
- соответствие общественным потребностям;
- удобства эксплуатации;
- технологичность;
- материалоемкость;
- стоимость и т. д
Трудности при организации проектной деятельности :
- постановка ведущих и текущих целей и задач;
- поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
- осуществление и аргументация выбора;
- самостоятельные действия;
- сравнение полученного с требуемым;
- корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
- объективная оценка деятельности и результата проектирования.
Этапы работы над проектом.
Работа над проектом включает четыре этапа:
1. планирование;
2. аналитический этап;
3. этап обобщения информации;
4. этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
I. Планирование.
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.
Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей
Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.
2. Определение общего направления исследовательской работы
Когда определены все возможные направления исследований, предложить учащимся высказать свое отношение к идеям. Затем необходимо:
- выделить наиболее удачные;
- определить сроки, необходимые для получения конечных результатов;
- сформулировать в помощь ученикам 5-6 связанных друг с другом подтем;
- продумать вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса.
Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.
II. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:
- уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
- ищет и собирает информацию, учитывая:
• собственный опыт;
• результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;
• ведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.
- анализирует и интерпретирует полученные данные.
На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.
Последовательность работы:
1. Уточнение и формулировка задач.
Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены неправильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.
2. Поиск и сбор информации.
Прежде всего, учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:
- личных наблюдений и экспериментирования;
- общения с другими людьми (встречи, опросы);
- работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).
Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
3. Обработка полученной информации.
Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это, прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.
III.Этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Учащиеся:
- систематизируют полученные данные;
- объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;
- выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.
Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
IV. Представление полученных результатов работы (презентация).
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Проект предполагает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Творческий проект - организационная форма работы, которая (в отличии от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса. В школе его можно рассматривать как учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся, имеющую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участника проекта.
Использование современных компьютерных технологий в организации проектной деятельности позволяет реализовать проект, повышает мотивацию к обучению, активизируют творческий потенциал, позволяет обеспечить учащихся необходимой информацией.
В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности. На проблемы развития творчества направлено внимание психологов, философов, социологов, педагогов и других специалистов.
Всё, что создают школьники, - все их тексты и рисунки, стихи и музыкальные произведения, фото- и видеоматериалы, презентации, доклады и выступления – становится составной частью их цифровых портфелей индивидуальных достижений. Главным становится освоение каждым учеником самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом. Метод проектов, на мой взгляд, позволяет оценить творческий труд учащихся более объективно. Особенно хорошо метод работает, если защита происходит перед всем классом. При таком подходе, когда ученики сравнивают свою работу с работой сверстников, им, как правило, удается либо почувствовать несостоятельность своей завышенной самооценки, либо наоборот повысить ее. Таким образом, уроки защиты проектных работ– уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ применения их знаний и творческих умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа – одна из форм рассмотрения материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.
Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
Ведущие положения метода проектов основаны:
- на учете особенностей личности учащихся;
- на связи идеи проекта с реальной жизнью;
- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
- на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями.
Элементы проблемного обучения могут быть включены в структуру каждого урока физики на любом его этапе: при актуализации опорных знаний, формировании новых знаний и способов деятельности, их систематизации и обобщении и др.
Урок в системе проблемного обучения может иметь форму проблемной лекции, проблемного семинара, урока-исследования и др.
Результаты проектной деятельности учащихся:
- вырос интерес у учащихся к изучению технологии;
- строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;
- увеличивается число учащихся, которые выполняют творческие проекты;
- сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию.


