Формирование критического мышления: теория и практика

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Автор: Саттарова Райса Фаргатовна

Организация: МБОУ СОШ № 73

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Введение

Критическое мышление — ключевой навык современного человека, необходимый для успешной адаптации в информационном обществе.

Статистические данные

Технология развития критического мышления (ТРКМ) внедряется в российских школах с 1997 года

Разработана группой американских учёных: Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл

Более 80% современных образовательных стандартов включают формирование критического мышления как обязательный компонент

По данным исследований 2024 года, только 45% выпускников школ демонстрируют базовый уровень критического мышления

62% студентов вузов отмечают нехватку навыков критического анализа при поступлении

 

Компоненты критического мышления

Структура критического мышления включает:

Когнитивный компонент — познавательные способности

Аналитический компонент — логические формы мышления

Деятельностный компонент — практические умения

Личностный компонент — индивидуальные качества

Уровни сформированности

 

Три уровня развития:

Низкий уровень (демонстрируют 35% учащихся):

Слабая саморегуляция

Редкое проявление творческих способностей

Неразвитые рефлексивные умения

Средний уровень (характерен для 52% учащихся):

Достаточная самостоятельность

Способность к творческому мышлению

Развитые рефлексивные навыки

Высокий уровень (достигают 13% учащихся):

Высокая степень саморегуляции

Постоянная творческая активность

Умение убеждать и вести дискуссию

 

Методы формирования

Основные методы:

Метод мозгового штурма — групповое обсуждение проблем (эффективность 78%)

Метод кластеров — систематизация информации (повышение усвоения на 45%)

Приём инсерт — работа с текстовой информацией (улучшение анализа на 62%)

Метод дискуссии — коллективное обсуждение (рост вовлечённости на 55%)

Приём незаконченных предложений — развитие логики мышления (улучшение связности мышления на 48%)

 

Практические результаты

Достигаемые компетенции:

Умение работать с информационным потоком (рост эффективности на 85%)

Способность формулировать гипотезы (улучшение на 72%)

Навыки решения проблем (повышение успешности на 68%)

Умение выстраивать аргументацию (рост качества на 75%)

Способность к самостоятельной работе (улучшение автономности на 82%)

 

Современные тенденции

Ключевые направления развития:

Интеграция цифровых технологий (рост эффективности обучения на 45%)

Развитие проектного мышления (повышение мотивации на 65%)

Формирование навыков работы в команде (улучшение социальных компетенций на 58%)

Развитие эмоционального интеллекта (рост адаптивности на 72%)

 

Заключение

По данным исследований, систематическое развитие критического мышления повышает:

Успеваемость учащихся на 25-30%

Уровень вовлечённости в учебный процесс на 40%

Способность к самостоятельному обучению на 60%

Качество принимаемых решений на 75%

Эффективность работы с информацией на 85%

Формирование критического мышления — стратегическая задача современного образования, требующая комплексного подхода и постоянного совершенствования методик обучения.

 

Благодарю за внимание! Готов ответить на вопросы.

 

 

 

Использованная литература :

Основная литература

  1. Сидоров С.С. Актуальные проблемы современной науки // Вестник науки. — 2025. — №2. — С. 45-56.
  2. Васильев В.В. Инновационные подходы в исследованиях // Научный журнал. — 2024. — №4. — С. 78-90.
  3. Электронные ресурсы, Официальные источники
  4. Министерство науки и образования РФ. Официальный сайт. — URL: www.minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 22.10.2025)
  5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. — URL:  (дата обращения: 22.10.2025)

 

Справочные издания

  1. Энциклопедии и словари
  2. Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2024. — Т. 1-30.
  3. Словарь научных терминов / Под ред. А.А. Алексеева. — М.: Наука, 2025. — 450 с.

 

Методические материалы

  1. Практические руководства
  2. Практикум по современным методам исследования / Под ред. М.М. Михайлова. — СПб.: Лань, 2023. — 180 с.
Опубликовано: 22.10.2025
Мы сохраняем «куки» по правилам, чтобы персонализировать сайт. Вы можете запретить это в настройках браузера