Современные подходы в работе воспитателей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья

Конференция: Использование игровых методик по ФГОС ДО

Автор: Любащенко Ирина Александровна

Организация: ГБУ «Мой особый семейный центр» Роза ветров»

Населенный пункт: г. Москва

Коррекционно-развивающая работа воспитателя направлена на всестороннее развитие ребенка с ТМНР.

Педагог находится в условиях поиска новых решений:

- подбирает соответствующие формы, методы и средства (технологии) коррекционной педагогики;

- формирует действенные принципы и направления, подтвержденные опытом работы;

- создает условия для всестороннего развития ребенка.

Инновация (анг.innovation) – внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов. Отличительными особенностями инновации являются:

- наличие конечного результата (продукта деятельности педагога);

- повышение эффективности системы воспитания и обучения.

Понятие “эффективность” скорее применимо для стабильных прогнозируемых систем. В нашем случае - работе с детьми с ТМНР занимает длительное время, а полученные результаты могут быть нестабильны.

ТМНР часто включают поражения ЦНС, когда в патологический процесс вовлечены все стороны развития: познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, социальная компетентность, моторно-двигательная активность. Особенности  проявляются в качественном изменении становления психических процессов и личности в целом.     

Работая с детьми с ТМНР, важно помнить, что их развитие происходит по тем же законам возрастной психологии, как и развитие остальных сверстников.

Л.С. Выготский, описывая особенности развитии, учитывал биологические и социальные факторы. Биологические характеристики предопределены инертностью нервных процессов, слабостью замыкательных функций головного мозга и т.п.; социальные же – следствие длительной депривации ребенка. Речь идет о первичных дефектах развития и вторичных (третичных), которые появляются в процессе социализации.

Мы не можем изменить природу патологии ребенка с ТМНР, поэтому проводим работу с молодыми дефектами развития.

Следовательно, педагогическую деятельность организуем в следующих направлениях:

- формируем социально-значимые навыки;

- развиваем КГН и навыки самообслуживания;

- корригируем познавательные процессы;

- формируем навыки коммуникаций (вербальное и невербальное общение);

- развиваем двигательную активность (мелкая моторика, ручные действия, основные виды движений).

Социальная направленность коррекционно-развивающей работы связана с возможностью наших воспитанников расширять представления об окружающем мире. Взрослый, организуя работу с ребенком, задумывается о его настоящей и будущей социальной безопасности. Поэтому появился комплекс вопросов, формирующих поле деятельности педагога:

- как планировать коррекционно-развивающую работу, учитывая индивидуальность ребенка;

- как обогатить предметно-развивающую среду;

- как избежать синдрома профессионального выгорания специалиста;

- как найти эффективные способы реализации творческих способностей взрослых.

Ответы на данные вопросы стали появляться в результате взаимодействия педагогов, заинтересованных в нахождении оптимальных решений.

“Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее”[2].

 

Понятие творческой группы.

Творческая группа – это группа специалистов, состоящих в партнерских отношениях друг с другом, объединенных общими требованиями, целями, задачами, взаимными договоренностями.

Деятельность и продуктивность творческой группы зависит от следующих факторов:

- расстановки приоритетов взаимодействия педагогов;

- уровня профессиональной подготовленности;

- личностных особенностей;

- нацеленности на результат;

- мотивации к творчеству.

Цель и задачи творческой группы определяются направлениями в деятельности  учреждения, медицинскими и психолого-педагогическими характеристиками детей.

Творческая группа имеет отличительные особенности:

- фиксированность (по составу, целям, ожидаемым результатам);

- актуальность (направления важны для всестороннего развития ребенка);

- перспективность (значение для будущего воспитанников);

- результативность (наличие продукта деятельности).

Планирование работы творческой группы отражает:

- практическую деятельность воспитателя: проведение открытых занятий, изготовление макетов, эскизов, фотосъемка, выступление на методических объединениях и т.п.;  

- теоретическую: расширение собственной базы знаний по теме самообразования;

- методологическую: разработка конспектов, планов, методических рекомендаций, рабочих программ и др..

Все коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТМНР проводятся  с использованием элементов театрализованной деятельности, имеют комплексный характер, т.е. включают разнообразные упражнения и задания .

Организация мероприятий с использованием театрализованных и игровых действий происходит поэтапно:

1. Подготовительный этап:

- рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов, экскурсии в природу, чтение произведений;

- прослушивание мелодий;

- выполнение упражнений на развитие движений;

- пластические игры;

- игры на развитие звукового восприятия;

- отработка умений жестовой речи;

- изготовление атрибутов (с участием детей).

2. Проведение мероприятия (праздничные, комплексные, интегрированные, фольклорные занятия, режиссерские (авторские) постановки).

Особенностью наших мероприятий является максимальная погруженность воспитанников в театрализованные деятельность, их вовлеченность в различные виды действий, использование на протяжении всего занятия музыкального сопровождения, распределение функций среди детей и взрослых.

Участие взрослых многогранно и отражает индивидуальные способности и возможности каждого.

Распределение обязанностей дифференцировано и каждый ответственный участник может проявить свое творчество. А  это:

- разработка сценария;

- организация подготовительных мероприятий;

- художественное оформление помещения;

- музыкальная подготовка;

- постановка танца;

- организационные сборы;

- кондуктивная деятельность взрослых во время мероприятия.

 

Краткий анализ работы творческой группы «Калейдоскоп улыбок» за 2024-2025 учебный год.

Целью работы было: коррекция и развитие познавательных процессов на занятиях с использованием театрализованных действий.

В течение учебного года решали следующие задачи:

- образовательные (закрепляли знания о предметах быта, о природных явлениях, формировали навыки адекватного поведения в трудной ситуации, формировали умения выполнять игровые действия, развивали двигательную активность и др.);

- коррекционно-развивающие (развивали мелкую моторику рук, сенсомоторные навыки, корригировали внимание, восприятие, память, речь, развивали пантомимические движения, коммуникативные навыки, формировали умение невербального общения);

- воспитательные (формировали положительно эмоциональный настрой в группе, воспитывали доброе отношение друг к другу, чувство радости от участия в мероприятиях).

В ходе организации и проведений занятий использовались разнообразные средства: костюмы персонажей, декорации, атрибуты, изготовленные руками детей и взрослых, пластилин, соленое тесто и многое другое.

Наибольшую популярность приобрели комплексные и интегрированные занятия, праздничные мероприятия.

Приемы, позволяющие удерживать и распределять внимание, способствовали развитию интереса детей. Среди таких приемов особенно эффективны: речевое воздействие, музыкальное сопровождение, появление новых персонажей в ходе сказки, чередование подвижных видов игры с другими видами деятельности.

А самое главное: ребята эмоционально реагировали на процесс самого мероприятия, т.е. была создана положительная атмосфера среди детей и взрослых.

Самими главными результатами работы творческой группы были изменения адаптивного состояния детей:

- адекватно реагируют на появление чего-то нового, незнакомого;

- используют в проявлении своих желаний и потребностей жестовую речь;

- проявляют активное участие в оказании помощи младшим и взрослым в группе;

- вопросы самообслуживания перестали быть затруднительными.

 

Выводы:

- Социализация – это сложный многоступенчатый процесс, в котором творчество выступает движущей силой.

- В процессе социализации развивается индивидуальность ребенка, происходит становление личности.

Кон И.С. в своей работе “Социология личности” сделал заключение: “Индивидуальность – не предпосылка социализации, а ее результат”[1].

Как развить личность ребенка? Нет, и не может быть готовых рецептов. Но будущее наших воспитанников зависит от нас.

 

Список литературы:

1. Кон И.С. Социология личности - М.:”Политиздат”, 1967. – 94 с.

2. Философский энциклопедический словарь 2-е изд. – М.:”Советская энциклопедия”,1989. – 642 с.

Опубликовано: 29.09.2025