Современные подходы в работе воспитателей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья
Конференция: Использование игровых методик по ФГОС ДО
Автор: Любащенко Ирина Александровна
Организация: ГБУ «Мой особый семейный центр» Роза ветров»
Населенный пункт: г. Москва
Коррекционно-развивающая работа воспитателя направлена на всестороннее развитие ребенка с ТМНР.
Педагог находится в условиях поиска новых решений:
- подбирает соответствующие формы, методы и средства (технологии) коррекционной педагогики;
- формирует действенные принципы и направления, подтвержденные опытом работы;
- создает условия для всестороннего развития ребенка.
Инновация (анг.innovation) – внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов. Отличительными особенностями инновации являются:
- наличие конечного результата (продукта деятельности педагога);
- повышение эффективности системы воспитания и обучения.
Понятие “эффективность” скорее применимо для стабильных прогнозируемых систем. В нашем случае - работе с детьми с ТМНР занимает длительное время, а полученные результаты могут быть нестабильны.
ТМНР часто включают поражения ЦНС, когда в патологический процесс вовлечены все стороны развития: познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, социальная компетентность, моторно-двигательная активность. Особенности проявляются в качественном изменении становления психических процессов и личности в целом.
Работая с детьми с ТМНР, важно помнить, что их развитие происходит по тем же законам возрастной психологии, как и развитие остальных сверстников.
Л.С. Выготский, описывая особенности развитии, учитывал биологические и социальные факторы. Биологические характеристики предопределены инертностью нервных процессов, слабостью замыкательных функций головного мозга и т.п.; социальные же – следствие длительной депривации ребенка. Речь идет о первичных дефектах развития и вторичных (третичных), которые появляются в процессе социализации.
Мы не можем изменить природу патологии ребенка с ТМНР, поэтому проводим работу с молодыми дефектами развития.
Следовательно, педагогическую деятельность организуем в следующих направлениях:
- формируем социально-значимые навыки;
- развиваем КГН и навыки самообслуживания;
- корригируем познавательные процессы;
- формируем навыки коммуникаций (вербальное и невербальное общение);
- развиваем двигательную активность (мелкая моторика, ручные действия, основные виды движений).
Социальная направленность коррекционно-развивающей работы связана с возможностью наших воспитанников расширять представления об окружающем мире. Взрослый, организуя работу с ребенком, задумывается о его настоящей и будущей социальной безопасности. Поэтому появился комплекс вопросов, формирующих поле деятельности педагога:
- как планировать коррекционно-развивающую работу, учитывая индивидуальность ребенка;
- как обогатить предметно-развивающую среду;
- как избежать синдрома профессионального выгорания специалиста;
- как найти эффективные способы реализации творческих способностей взрослых.
Ответы на данные вопросы стали появляться в результате взаимодействия педагогов, заинтересованных в нахождении оптимальных решений.
“Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее”[2].
Понятие творческой группы.
Творческая группа – это группа специалистов, состоящих в партнерских отношениях друг с другом, объединенных общими требованиями, целями, задачами, взаимными договоренностями.
Деятельность и продуктивность творческой группы зависит от следующих факторов:
- расстановки приоритетов взаимодействия педагогов;
- уровня профессиональной подготовленности;
- личностных особенностей;
- нацеленности на результат;
- мотивации к творчеству.
Цель и задачи творческой группы определяются направлениями в деятельности учреждения, медицинскими и психолого-педагогическими характеристиками детей.
Творческая группа имеет отличительные особенности:
- фиксированность (по составу, целям, ожидаемым результатам);
- актуальность (направления важны для всестороннего развития ребенка);
- перспективность (значение для будущего воспитанников);
- результативность (наличие продукта деятельности).
Планирование работы творческой группы отражает:
- практическую деятельность воспитателя: проведение открытых занятий, изготовление макетов, эскизов, фотосъемка, выступление на методических объединениях и т.п.;
- теоретическую: расширение собственной базы знаний по теме самообразования;
- методологическую: разработка конспектов, планов, методических рекомендаций, рабочих программ и др..
Все коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТМНР проводятся с использованием элементов театрализованной деятельности, имеют комплексный характер, т.е. включают разнообразные упражнения и задания .
Организация мероприятий с использованием театрализованных и игровых действий происходит поэтапно:
1. Подготовительный этап:
- рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов, экскурсии в природу, чтение произведений;
- прослушивание мелодий;
- выполнение упражнений на развитие движений;
- пластические игры;
- игры на развитие звукового восприятия;
- отработка умений жестовой речи;
- изготовление атрибутов (с участием детей).
2. Проведение мероприятия (праздничные, комплексные, интегрированные, фольклорные занятия, режиссерские (авторские) постановки).
Особенностью наших мероприятий является максимальная погруженность воспитанников в театрализованные деятельность, их вовлеченность в различные виды действий, использование на протяжении всего занятия музыкального сопровождения, распределение функций среди детей и взрослых.
Участие взрослых многогранно и отражает индивидуальные способности и возможности каждого.
Распределение обязанностей дифференцировано и каждый ответственный участник может проявить свое творчество. А это:
- разработка сценария;
- организация подготовительных мероприятий;
- художественное оформление помещения;
- музыкальная подготовка;
- постановка танца;
- организационные сборы;
- кондуктивная деятельность взрослых во время мероприятия.
Краткий анализ работы творческой группы «Калейдоскоп улыбок» за 2024-2025 учебный год.
Целью работы было: коррекция и развитие познавательных процессов на занятиях с использованием театрализованных действий.
В течение учебного года решали следующие задачи:
- образовательные (закрепляли знания о предметах быта, о природных явлениях, формировали навыки адекватного поведения в трудной ситуации, формировали умения выполнять игровые действия, развивали двигательную активность и др.);
- коррекционно-развивающие (развивали мелкую моторику рук, сенсомоторные навыки, корригировали внимание, восприятие, память, речь, развивали пантомимические движения, коммуникативные навыки, формировали умение невербального общения);
- воспитательные (формировали положительно эмоциональный настрой в группе, воспитывали доброе отношение друг к другу, чувство радости от участия в мероприятиях).
В ходе организации и проведений занятий использовались разнообразные средства: костюмы персонажей, декорации, атрибуты, изготовленные руками детей и взрослых, пластилин, соленое тесто и многое другое.
Наибольшую популярность приобрели комплексные и интегрированные занятия, праздничные мероприятия.
Приемы, позволяющие удерживать и распределять внимание, способствовали развитию интереса детей. Среди таких приемов особенно эффективны: речевое воздействие, музыкальное сопровождение, появление новых персонажей в ходе сказки, чередование подвижных видов игры с другими видами деятельности.
А самое главное: ребята эмоционально реагировали на процесс самого мероприятия, т.е. была создана положительная атмосфера среди детей и взрослых.
Самими главными результатами работы творческой группы были изменения адаптивного состояния детей:
- адекватно реагируют на появление чего-то нового, незнакомого;
- используют в проявлении своих желаний и потребностей жестовую речь;
- проявляют активное участие в оказании помощи младшим и взрослым в группе;
- вопросы самообслуживания перестали быть затруднительными.
Выводы:
- Социализация – это сложный многоступенчатый процесс, в котором творчество выступает движущей силой.
- В процессе социализации развивается индивидуальность ребенка, происходит становление личности.
Кон И.С. в своей работе “Социология личности” сделал заключение: “Индивидуальность – не предпосылка социализации, а ее результат”[1].
Как развить личность ребенка? Нет, и не может быть готовых рецептов. Но будущее наших воспитанников зависит от нас.
Список литературы:
1. Кон И.С. Социология личности - М.:”Политиздат”, 1967. – 94 с.
2. Философский энциклопедический словарь 2-е изд. – М.:”Советская энциклопедия”,1989. – 642 с.


