Современные формы организации учебной деятельности на уроках истории

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Ибрагимова Насиба Исмаиловна

Организация: МАОУ «Гимназия «Новоскул»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Великий Новгород

Вступление

Уважаемые коллеги!
История — это наука, которая не только объясняет прошлое, но и помогает формировать гражданскую идентичность, критическое мышление, умение осмысливать настоящее. Современный урок истории должен соответствовать требованиям времени — быть интерактивным, осмысленным, технологичным.
Как писал академик С.П. Капица:

> «История — это зеркало, в котором человечество видит своё лицо».

Наша задача — научить школьника смотреть в это зеркало вдумчиво, активно и самостоятельно.

I. Инновационные формы организации учебной деятельности

1. Проектная деятельность

Метод проектов помогает развивать исследовательские и коммуникативные компетенции. Примеры:

Проект «История моей семьи в истории страны» (по теме Великой Отечественной войны);

Создание цифрового музея школьной истории (темы: быт 20 века, новая история, локальная история);

Разработка исторических подкастов, инфографики и цифровых стенгазет.

Историк М. Вебер подчёркивал:

> «История — это не просто хроника, это анализ и понимание действия человека в контексте».
Проекты позволяют ученику самому стать "исследователем контекста".

2. Дискуссии и дебаты

Особенно эффективны при изучении спорных или оценочных тем:

«Пётр I — реформатор или деспот?»

«Должны ли памятники прошлого всегда оставаться нетронутыми?»

«СССР в 1930-х: индустриализация или репрессии?»

Такая форма работы развивает аргументацию, умение слушать, анализировать источники.
По словам Э. Карра:

> «История — это диалог между прошлым и настоящим».

3. Исторические симуляции, ролевые игры

Примеры:

Ролевая игра «Собрание Генеральных штатов во Франции (1789)»;

«Суд над Нероном» или «Дебаты в Учредительном собрании»;

Инсценировка событий Смутного времени.

Эта форма позволяет погрузиться в эпоху, понять позиции сторон. Как говорил Н.М. Карамзин:

> «История в примерах поучительнее всех нравоучений».

II. Цифровизация и современные ресурсы

1. ФГИС «Моя школа»

Федеральная государственная информационная система «Моя школа» — это цифровая платформа, которая даёт доступ к:

Электронным учебникам и пособиям;

Цифровым сценариям уроков по истории;

Заданиям для самостоятельной и групповой работы.

Платформа поддерживает переход к цифровому уроку, где можно использовать видеофрагменты, исторические карты, 3D-реконструкции.

2. Электронный дневник и платформы обратной связи

Использование электронного дневника для публикации индивидуальных заданий (например, аналитические эссе, онлайн-опросы, ссылки на цифровые карты);

Возможность проводить домашние дискуссии в форумах и чатах, отслеживать прогресс и включенность учеников.

III. Дифференциация и персонализация обучения

Ученики получают задания разного уровня сложности (источниковедческий анализ, сравнение документов, креативные задания);

Создание портфолио (на ФГИС «Моя школа» или в Google-среде): исторические дневники, рецензии, мини-исследования;

Включение формирующего оценивания и самооценки на основе чек-листов

IV. Локальная история и краеведение

Исследование родного края: «История улицы, на которой я живу», «Места памяти Великой Отечественной войны»;

Работа с семьями и архивами (в рамках Всероссийского проекта «Без срока давности»);

Создание QR-квестов и экскурсий, подготовка аудиогидов.

Историк Лев Гумилёв отмечал:

> «Любовь к истории начинается с любви к родной земле».

Заключение

Современный урок истории — это не только рассказ о прошлом, но и лаборатория, в которой формируются ключевые компетенции 21 века.
Организация учебной деятельности должна быть разнообразной, гибкой, технологичной.
Использование цифровых платформ, проектной работы, дискуссий и визуализации делает урок живым и осмысленным.

> «История — это не то, что запоминается. Это то, что заставляет думать».
(А. Тойнби)

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

Список литературы и источников

1. Вебер М. Избранные произведения / М.: Прогресс, 1990.

2. Карр Э. Что такое история? / М.: Наука, 2004.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. — М.: Наука, 1989.

4. Тойнби А. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991.

5. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Айрис-пресс, 2006.

6. Капица С.П. История и наука: мысли вслух // Наука и жизнь, №3, 2005.


 

2. Современные педагогические исследования и методические пособия

7. Зуев В.М. История как учебный предмет: традиции и инновации. — М.: Просвещение, 2021.

8. Чудиновских Г.Ф. Активные методы преподавания истории. — М.: Учитель, 2022.

9. Артасов И.А. Методика преподавания истории. 5–11 классы. — М.: Просвещение, 2020.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2021). —
https://fgos.ru/


 

3. Цифровые образовательные ресурсы

11. ФГИС «Моя школа» —
https://my-school.edu.ru

12. Электронный дневник (РЭШ, Дневник.ру, МЭШ) — региональные и муниципальные порталы

13. Российская электронная школа (РЭШ) —
https://resh.edu.ru

14. Цифровая образовательная среда (ЦОС) — https://цифроваяшкола.рф

15. Национальная электронная библиотека — https://нэб.рф


 

4. Дополнительные источники и инициативы

16. Проект «Без срока давности» — https://memory.rf

17. Всероссийский исторический диктант «Диктант Победы» —
https://диктантпобеды.рф

18. Федеральный портал «Единое содержание общего образования» — https://schoolcontent.edu.ru

Примечание: При подготовке доклада использованы актуальные материалы Минпросвещения РФ, аналитические статьи по цифровизации образования и материалы конференций по методике преподавания истории.

 

Опубликовано: 20.06.2025