Мастер-класс по формированию читательской грамотности «ПРОчтение» на уроках в 4 – 8 классах

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Маринец Татьяна Борисовна

Организация: МБОУ НОШ № 25

Населенный пункт: Приморский край, с. Чугуевка

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начнем мы мастер-класс с выполнения приёма, которое мною используется на этапе постановки темы и цели урока.

У каждой группы сказка А.Волкова, используя изумруд, выполните задание. Отыскав  букву, маркером напишите её крупно на изумруде, прикрепите его на доску, из букв мы составим слово.

Страница

66

72

110

57

83

Строка

Сверху 5

Сверху 7

Снизу 6

Снизу 5

Сверху 8

Слово

6

4

4

3

2

буква

2

7

2

5

5

 

К

Н

И

Г

А

 

- Как вы думаете почему, именно книга является главным словом нашего мастер-класс? 

Конечно же, книга – это изумруд, который является главной ценностью формирования смыслового чтения. Умение работать с текстами, извлекать нужную информацию, ориентироваться в ней, является  актуальным в наше время.

-Мы с вами знаем, что тексты делятся на сплошные (без изображений) и несплошные     (билеты, чеки, диаграммы, афиши).

На мастер-классе мы поработаем с этими видами текста.

При работе со сплошным текстом используем три приема, все тексты взяты из книги Волкова:

1. Прием «Антиципация» - предвосхищение предугадывание содержания. Будет вид восстановление текста с пропущенными элементами.

2. Прием «Пол-арбуза»  - вы сможете представить, увидев пол-арбуза, целый арбуз. Такой же эксперимент со словами, чтение  текста, в котором верхняя и нижняя часть строки стерта.

3. Прием «Реставрация текста» - реставратор восстанавливает старинные здания, картины, а мы будем реставрировать, восстанавливать текст.

К каждому приему подобрано задание из ВПР по литературе и русскому языку 4 – 8 класс. (данные приемы использованы в начальной школе, но их использование в среднем звене будет актуальным)

У нас три группы, у каждой группы свой прием в конверте, а во время проверки мы поделимся друг с другом этими приемами. Во время работы книгой пользоваться нельзя.

- Возьмите свой конверт, на работу у вас 3 минуты. (проверка с ЭТАЛОНОМ)

1. Прием «Антиципация». (с.10) Желательно, чтобы текст был детям незнаком, тогда желание сравнить с эталоном будет ярче, но если дети прочитали, тогда проверяется внимательность прочитанного. Во время сверки с эталоном нужно использовать книгу, ребятам можно либо назвать страницу, где находится отрывок или страницу главы с этим отрывком.

Прочитайте отрывок из сказки А. Волкова. Восстановите конец и начало слов по смыслу.

Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках».

Ответ._напёрсток_________________________

 

2. Прием «Пол-арбуза»

Прочитай предложения из сказки А. Волкова и выполни задание.

1. Запиши средства художественной выразительности в таблицу, используя данные предложения.

Олицетворение

Мысли бродят

Сравнение

Степь, как скатерть

Метафора

Рев бури

Эпитет

Угрюмая пещера

 2. Во втором предложении найди многозначное слово, которое употреблено в прямом значении. Составь и запиши предложение, в котором данное слово употреблено в другом значении.

(Гром аплодисментов пронёсся по всему залу. Гром выстрелов испугал птиц.)

3. Прием «Реставрация текста»

Восстанови из предложений отрывок текста сказки А. Волкова. Приклей на лист. Выполни задания. (текст разрезан  на 6 предложений)

1.Определи тип текста ______________________________

2.Определи его тему _______________________________

3.Определи основную мысли отрывка _______________________

(тип – рассуждение, тема – взаимопомощь, мысль – вместе мы сила, если делать вместе, помогая друг другу, то можно преодолеть любую трудность.)

Хочу акцентировать внимание на этот отрывок, готовясь к семинару, проработала ВПР по литературе и 6 задание, которое звучит так: Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно,  помогло Вам в освоении учебных предметов  или в решении жизненных проблем?  Чем именно помогло?  Этот отрывок дает нам волю рассуждать по нескольким направлениям и высказывать свою точку зрения:  это и отношения к другим людям, и важность дружбы, какой сильный бы ты не был, но в трудной ситуации один не справишься, только вместе. Сама сказка в 4 – 7  классах хороший помощник в написании мини-сочинения, да и в подготовке к ВПР. Все приёмы пробуждают в детях читательскую активность, вызывают желание прочитать произведение, продумать, проанализировать.

Самый интересный прием работы с несплошным текстом, прием «Афиша» - творческий элемент, который позволяет заинтересовать детей, развивать креативное мышление, познавательную, мыслительную активность и сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

- На что мы обращаем внимание, когда видим перед собой афишу?

Данный прием предполагает поиск ответов на вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КТО?

- Работать будем группами, посмотрите у меня две афиши, одна информативная, а вторая малоинформативная, но это афиша премьеры фильма 2025 года, с ней у вас будет творческое задание.

У вас лежат конверты, в них Афиши и задания к ним, приступаем к выполнению у вас 3 минуты.

  1. Придумайте 3 задания к данной афише, которые вы могли бы использовать на уроке с детьми. Напишите их на кирпичиках желтого камня.

- Что вам предлагают посетить?

- Детям, с какого возраста можно посетить представление?

- Дата представления. – В каком городе представление? – Где будет проходить представление? – Как можно получить дополнительную информацию? 

- Подберите синонимы к слову ИЗУМРУДНЫЙ (травяной, зеленый, малахитовый)

ВОЛШЕБНИК ( маг, чародей, колдун)

Поставь ударение!

  1.  Составь РЕЖИМ РАБОТЫ по приёму заявок в виде таблицы.

Подумайте, какую информацию вы можете получить, позвонив по телефону? ___________________________________

  1. Представите, что вы посетили этот фильм в г. Арсеньеве,  ваши одноклассники тоже хотят попасть на премьеру фильма, сделайте эту афишу информативной для ваших одноклассников. В помощь у вас информация из кинотеатра. (Но с данном приёмом можно провести небольшое исследование по изучению данных из кинотеатра. Ребята покажут  умения находить нужную информацию на сайте или пабликах ВК, учитель может помочь, дав необходимые ссылки.)

 

Этап рефлексии

Завершая мастер–класс «ПРОчтение», который я назвала по принципу ПРОчитал, ПРОдумал, ПРОанализировал, ПРОработал,  приемом «Волшебная книга». Предлагаю, открывая волшебную книгу, поделиться вашим мнением, какой прием  вы обязательно используете с ребятами.

 

 

 

Список литературы:

  1. Книга А. Волкова «Волшебник изумрудного города»
  2. Сайты по подготовке к ВПР: https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2025
  3. https://4vpr.ru/6-klass/666-variant-vpr-dlja-6-klassa-po-literature.html
  4. https://4vpr.ru/6-klass/666-variant-vpr-dlja-6-klassa-po-literature.html
Опубликовано: 27.05.2025