Личностно-ориентированное обучение литературе

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Бакаляр Юлия Викторовна

Организация: ГБОУ ЛНР «Покровский УВК»

Населенный пункт: ЛНР, с. Покровское

На современном этапе исторического развития человечества образование выступает одним из основных факторов развития всех сфер общества. В современной дидактике известны несколько видов обучения. Одни разработаны и обоснованы научно и методически более полно и обстоятельно, другие менее и продолжают быть предметом пристального внимания и интереса как ученых в области педагогики, так и практикующих учителей.                                                                         

«Личностно-ориентированное обучение- субъект-субъектное взаимодействие, направленное на создание оптимальных условий для стимулирования и удовлетворения потребностей всех его участников в самоактуализации и самореализации интеллектуального и творческого потенциала» [2;105]

Основными понятиями обучения являются: индивидуальность, личность, субъект, субъективность, Я-концепция, выбор, педагогическая поддержка, самовыражение, самоактуализированная личность. 

Содержание субъект-субъектного взаимодействия представляет собой сложный, постоянно меняющийся конструкт, который включает в себя мировоззренческую и праксеологическую направленность и целевые компоненты: аксиологический, телеологический, когнитивный. деятельный и рефлексивный.

Важными социальными функциями личностно-ориентированного обучения являются человекообразующая или гуманистическая, культуросозидательная (культуровоспроизводящая) и функция самореализации. Активизация внутреннего, индивидуального потенциала личности способствует полному раскрытию и присвоению человеком своей человеческой сущности.

Отражают содержание и направленность субъект-субъектного взаимодействия принципы обучения литературе. Во взаимодействии педагога с детьми, основывающимся на принципе гуманизма, формируется личность, способная оценить «стоимость» другого человека как личности, яркая, самобытная, самостоятельная, самоутверждающая себя в познании, радости и удовольствии, в гражданском поступке, в свободном выборе претворения в жизнь собственных идеалов, склонностей т способностей. Принцип креативности раскрывается в способности педагога к творчеству, которое практикуется как возможность проникнуть в мир ребенка, высоко оценить его возможности и способности. Основой педагогического взаимодействия в преподавании литературы является понимание развития способностей учащихся в деятельности и только в ней, которая требует от ее участников наличия и проявления способностей. Именно деятельность определяет в школьнике его понимание значимости, смежности, сходства явлений или объектов и включает их в соответствующие смысловые ряды. Поэтому, зная психологические механизмы включения субъектного опыта в познавательную деятельность, важен в обосновании личностно-ориентированного обучения принцип интегративного подхода. Вариативность в обучении спасает ребенка от страха не справиться, не сделать, не успеть.  

Я считаю, особенности ребенка, прежде всего его личностный опыт, индивидуальный опыт познания, особенности развития мышления (рациональное-левополушарное, иррациональное-правополушарное), особенности доминирующего восприятия, уровень притязаний и самооценка – детерминируют выбор технологических подходов и решений в конструировании учителем моделей обучающей среды и личностно-ориентированного обучения литературе.

Личностно-ориентированное обучение – обучение диалогичное, означающее субъект-субъектное (полисубъектное) взаимодействие, в котором увеличивается свобода участников взаимодействия, мотивирующая их потребность в самоактуализации и самореализации. Я думаю, что данное обучение является эффективным в преподавании литературы, так как в нем полно представлены педагог и дети, учтены их психологические особенности, возможные перспективы их развития и угасания, учтены возможные условия и факторы стагнации или активного движения в личностном росте. Творческая лаборатория учителя-словесника предполагает использование в личностно-ориентированном обучении литературе наиболее эффективных технологий (традиционные и инновационные), работы с текстом-оригиналом и текстом переводом, различных методов и приемов, форм организации урока и внеклассной деятельности. Формирование духовного мира, эмоционально-ценностной сферы учащихся на уроках литературы является наиболее значимым.

Я полагаю, что специфика взаимодействия в личностно-ориентированном обучении состоит в том, что оно субъект-субъектное, а его субъективность проявляется в «пусковых механизмах» этого взаимодействия. Они влияют на потребность его участников проявить себя, актуализировать свои потенциальные способности в ситуациях взаимодействия.

Особенности личностно-ориентированного урока проявляются в принципах построения, в формулировке целевых ориентиров взаимодействия, в котором самоактуализируются и самореализуются все его участники.

Основными «узлами» личностно-ориентированного урока являются: этап ориентации, целеполагания, проектирования (проектирования), организации плана деятельности, контрольно-оценочный. Я считаю, что этап ориентации является наиболее значимым в структуре личностно-ориентированного урока литературы, так как профессиональная педагогическая организация способствует актуализации мотивационно-побудительной фазы деятельности, что предполагает превращение искусства слова в средства саморазвития личности. Одно из обязательных условий профессионализма современного учителя литературы- умение донести до учащихся свое восприятие жизни, мира, искусства.

Таким образом, личностно-ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность обучающегося, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личная ориентация как процесс взаимодействия учителя и обучающегося является сущностью их развития.

Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Я полагаю, что необходимо не преобразование ребенка в направлении, а помощь ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Личностно-ориентированное обучение предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т. д.. Традиционный подход в известной степени характеризуется  нормами, стремлением к догматизму, нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения некой провозглашенной нормы. Особенность нового представления заключается в тои, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремление к ним, а «норму» рассматривать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса.

Я считаю, что цель личностно-ориентированного обучения литературе состоит в том, чтобы «заложить» в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

 

Список использованной литературы

1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/Под ред. Е. Н. Степанова. – М.:ТЦ Сфера, 2006 – 126 с.

2.  Павлова Л. Д. Психологическое сопровождение личностно-ориентированного обучения – Луганск: Знание, 2006. – 400 с.

3. Порус Б. Н. Личность: Введение в теории и философско-психологические концепции. – Луганск: Знание, 2003 – 172 с.

4. Якиманская Н., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения//Директор школы. – 1998. - №3.

5. Мосунова Л. А. Условия саморазвития личности на уроке литературы//Русская словесность. – 2004. - №3. – с. 17-26.

Опубликовано: 08.05.2025