Использование визуального расписания в рамках урочной деятельности с ребенком РАС
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Двужилова Ирина Валерьевна
Организация: МБОУ СОШ № 1 им. Л.Б. Ермина
Населенный пункт: Пензенская область, с. Засечное
«Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий» [Клинические рекомендации расстройство аутистического спектра Министерства Здравоохранения Российской Федерации, 2020 г]
В настоящее время количество школ и коррекционных классов не покрывает потребности нашего города. Поэтому дети с расстройством аутистического спектра могут обучаться не только в школе, реализующей адаптированную программу 8 вида, и в ресурсных классах, в условиях инклюзии, но и в общеобразовательных классах (с помощью тьютора или без), в школа реализующих другие адаптированные программы (7, 9 вида).
В современном мире педагог в школе в любой момент должен быть готов создать условия для получения ребенком с аутизмом качественного образования.
Существует 8 стратегий поддержки для детей с РАС: Поощрение, Рутины, Функциональная коммуникация, Успокаивающие сенсорные ощущения, Частичное участие, Время на обработку информации, Структурирование окружающей среды, Визуальные поддержки (расписания, границы, направления)
Сегодня я хочу подробно разобрать визуальное расписание, его значение и функции для ребенка с РАС. Остановиться на таких вопросах, как: подбор визуального расписания для ребенка, обучение ребенка пользованию визуальным расписанием, уменьшение подсказок при пользовании визуальным расписанием.
Визуальное расписание- один из самых эффективных методов обучения ребенка с аутизмом. В структурированной среде, с грамотной визуально поддержкой у ребенка с РАС снижается тревожность, уменьшается нежелательное поведение, легче устанавливается сотрудничество. С помощью визуального расписания ребенок всегда видит, что за чем следует в течении дня, когда закончится та или иная деятельность. В расписании следует чередовать сложные для ребенка задачи, с более легкими и приятными. Если требуется несколько сложных, нелюбимых активностей подряд между ними можно вставить какое-то поощрение (приз).
Как правило без использования визуального расписание педагог(тьютор) вынужден постоянно либо направлять ребенка физически для совершения какого-либо действия, либо давать вербальные инструкции на каждый новый шаг. Такой подход не способствует развитию самостоятельности у ребенка, делает его зависимым от взрослого человека, формирует также и зависимость от подсказок (вербальные подсказки очень сложно убрать).
Как подобрать визуальное расписание для ребенка?
Визуальное расписание можно условно разделить на несколько уровней:
- Предметное расписание. Подходит для тех детей, которые различают предметы по внешнему виду и\или предназначению, но затрудняются в различении картинок. Для таких детей визуальное расписание будет состоять из предметов, символизирующих деятельность, которая предстоит ребенку. Ложка обозначает обед, карандаш - рисование, формочка для песочницы – прогулку на детской площадке и т.д.
- Расписание из фотографий подойдет для детей, которые уже имеют некоторый уровень различения картинок, однако имеются также сложности с обобщением. Педагог может использовать в этом случае фотографии конкретных предметов, видов деятельности. Например, фотография класса для обозначения урока, фотография спортзала для физкультуры, фотка мамы, обозначающая что придет мама. Некоторым детям тоже одновременно может быть важна конкретизация – на какой именно детской площадке мы станем гулять? Следует использовать конкретную фотографию для таких ребят.
- Расписание из картинок. В этом случае используются обобщающие изображения работы или предметов. Например, для занятия со специалистом – картинка ребенка, каковой сидит за партой, для урока письма – ручка и тетрадка, для рисования – краски и пятерня, для дневного сна изображение кровати. Следует отметить, что даже для ребенка, коий пока не умеет читать, целесообразно подписывать каждое цифровое изображение печатными буквами. Во-первых, это способствует формированию образа слова, а во-вторых, разрешит все специалистом, работающим с ребенком, называть части расписания равно (так как подписано).
- Расписание в виде слов или фраз, обозначающих предметы или деятельность подойдет для ребенка, который уже умеет читать. В данном случае расписание может быть напечатано или написано, воспитателем или самим ребенком.
Как научить ребенка пользоваться визуальным расписанием? Технологии потребления расписанием
Различают также несколько уровней визуального расписания, в зависимости от времени плодотворной работы ребенка, целей обучения, понимания ребенком системы отсроченного одобрения. Обучение пользованию визуальным расписанием начинается с самого обычного («сначала-потом»), со временем можно составлять расписание на значительный день или даже неделю. Однако, даже ребенку, тот, что может пользоваться визуальным расписанием на весь день, в каких-либо видах деятельности может понадобиться отдельное (встроенное) график. Особенно это касается тех видов деятельности, которые новый или трудоемкие для ребенка. Например, на уроке письма можно использовать встроенное регламент на урок: сначала слушать учителя, потом читать слова, после выполнить пальчиковую гимнастику, потом писать буквы, ужотко приз).
- Сначала-потом. Самый первый этап преподавания пользованию визуальным расписанием. Сначала ты пишешь букву, засим играешь в мяч. Сначала ты ешь суп, потом конфету. Как мы видим визуальное план применимо не только к урочной деятельности, но может использоваться здания, на улице, где угодно. Уже на этом этапе обычно педагоги и опекуны отмечают значительное снижение нежелательного поведения. Следует подметить, что на этом этапе в графу потом следует ставить то действия, которое приятно для ребенка (игра, сенсорная активность, дом отдыха) или конкретный предмет, который любит ребенок. Можно принимать на вооружение предметы для самостимуляции, однако взаимодействие с ними в таком случае пристало ограничить по времени (например, использовать таймер). На этом рубеже обучения расписанием управляет взрослый – нет задачи обучать ребенка отклеивать карточки с изображением или убирать предмет исследования из расписания. Взрослый на данном этапе директивно устанавливает надобную активность, а вот выбор поощрения после активности предоставляется ребенку. Однако, пристало помнить, что выбор всегда должен быть ограничен, приемлемо использовать от 2 до 5 предметов или активностей, которые любит ребенок.
- Расписание на малость пунктов или на одну активность. По сути своей это переход от «снова-потом» к более длинному расписанию. Постепенно следует добавлять в календарь новые пункты. Например, это может быть расписание сперва на пару действий, потом на часть урока, потом на весь урок. На начальном этапе, чтобы не вызвать негатив у ребенка от процесса, ставьте те задачи, коие уже освоены ребенком, находящиеся в сфере его специнтересов, или просто орган и приятные. В конце расписания следует всегда ставить славную для ребенка деятельность или игрушку, затем можно чередовать паче сложные задачи с более легкими и приятными. Например, на уроке физкультуры табель может выглядеть так: Разминка, бег, приседания, отдых в сухом бассейне. На данном этапе уже следует продумать технологию управления расписанием. Будет ли пупс убирать карточки или предметы в специальный конверт или контейнер? Или, буде это изображения, он будет переклеивать карточку из графы «нужно устроить» в графу «сделано»? Также можно сделать стрелку коия передвигается к следующему пункту расписания, а само расписание остается стационарным. Можно провести эксперимент с разными видами расписания, чтобы выбрать оптимальный.
- Расписание на учебный день. По мере увеличения количества пунктов в расписании мы можем незаметно перейти к расписанию на учебный день. В этом расписании у ребенка станут его учебные предметы (уроки), перемены, кружки, завтра и перерыв. Вся деятельность от момента его входа в класс до ухода домой. Такое сетка позволит ребенку ориентироваться в том, что именно надо подготовить к грядущему уроку, куда надо идти (в столовую, в спортзал, в рентгенкабинет музыки). В этом расписании могут быть также возлюбленные активности ребенка или игрушки, но их может и не быть если применяется параллельно встроенное расписание на уроке, или если ребенок качественно понимает, что для развлечений у него есть перемена. На этом рубеже мы уже хорошо понимаем, какая технология использования расписания подходит ребенку. С одной стороны расписанием управляет взрослый травмпункт (расписание уроков изменить нельзя), с другой стороны мы можем давать ребенку определенный уровень свободы в выборе активностей на перемене. Стоит иметь в виду, что расписание с одной стороны рутина, которая позволяет ребенку взять себя в руки в стрессе, а с другой учит ребенка гибкости (например, в обстановки, когда произошла замена или перенос урока).
В целом, раз ребенок освоил формат расписания на учебный день, значение тьютора в обучении в рамках урочной деятельности на этом завершается. Однако мы можем рекомендовать родителям продолжить обучение потреблению расписанием дома. Например, составить расписание на вторую половину дня или на неделю, коли ребенок хорошо понимает дни недели. По мере обучения ребенка пониманию и определению времени, разрешается добавлять время и в расписание (по аналогии с ежедневником)
Теперь, как-нибудь мы выбрали для ребенка вид визуального расписания, поняли этапы изучения ребенка пользованию визуальным расписанием, стоит разобраться с спецтехнологией предоставления подсказок и способом редукции подсказки.
Подсказки при потреблении визуальным расписанием
Способы редукции подсказки, я буду рассматривать на случае визуального расписания, которое в данный момент используется с моими учащимися Это расписание в виде папки, куда с помощью липучки клеятся карточки с наименованием урока и картинкой, символизирующей этот урок, В конце расписания карточка «домой» На папке есть имя ребенка, а также конверт, куда ребенок убирает картинки тех активностей, которые уже закончились
Конечно, при пользовании расписанием тьютор может постоянно говорить ребенку: «Посмотри, какой сейчас урок», «оторви карточку», «убери карточку». Вербальная подсказка сложно редуцируется, не учит ребенка самостоятельности. Он будет по-прежнему зависеть от наших инструкций на каждом шаге. А цель визуального расписания, это самостоятельность ребенка, чтоб визуальное расписание стало подсказкой в течении дня.
Поэтому оптимальным выбором при обучении использованию визуального расписания является физическая подсказка.
Что делать, если ребенок с трудом принимает физическую помощь или не любит прикосновения? В таком случае следует найти те активности, связанные с телесным контактом, которые не взывают дискомфорта у ребенка (тактильные игры, игры через предмет) и начинать с них, постепенно переводя ребенка к подсказке рука в руке, т.е. провести процедуру десенсибилизации. Возможно, на э том этапе следует подключить специалиста по сенсорной интеграции.
Физическая подсказка всегда предоставляется молча. Сигналом к тому, чтобы посмотреть расписание может служить звонок, или слова учителя, например, «Урок закончен». В крайнем случае инструкцию может дать тьютор один раз в самом начале «посмотри расписание». Затем ребенку оказывается полная физическая подсказка. Следует стоять сзади и чуть сбоку от ребенка, направить его к расписанию, помочь отрыть папку, показать пальцем на активность, которая закончилась (если ребенок невербальный, тьютор озвучивает его речь «Урок закончился», если ребенок говорит сам – тьютор молчит), тьютор помогает ребенку отклеить карточку с расписания и убрать ее в конверт, затем помогает ребенку указать пальцем на следующую активность (если ребенок невербальный, тьютор озвучивает его речь «Сейчас перемена», если ребенок может сказать сам – молчит). И направляет ребенка к той активности, которая началась.
Как уменьшать подсказку? При физической помощи делать это довольно легко. Сначала это стопроцентная физическая подсказка, затем помощь оказывается не рука в руке, а тьютор лишь направляет ребенка за предплечье, а манипуляции с расписанием ребенок совершает самостоятельно, затем подсказка уменьшается до направляющей помощи – слегка направить ребенка к расписанию, а заканчивает действие он самостоятельно.
Можно использовать стратегию обратной цепочки. Например, сначала вся цепочка действий с расписание выполняется рука в руке, следующим шагом тьютор помогает ребенку выполнить всю цепочку действий, но последний шаг ребенок выполняет самостоятельно. Затем по аналогии - 2 последних действия, 3 последних действия и так далее, пока вся последовательность не будет выполняться самостоятельно.
Самое главное в физической помощи – это удержаться от вербальных инструкций!
Таким образом, при правильно организованной физической помощи, происходит перенос контроля над действиями ребенка с тьютора на визуальное расписание, что повышает уровень самостоятельности ребенка.
Впоследствии, ребенка можно научить самостоятельно составлять расписание, по общему образцу на доске, или даже пользоваться общим расписанием. Также можно переходить к планированию своего дня, где ребенок может сам определять порядок необязательных активностей, но соблюдая обязательную часть расписания. Вариация для дальнейшего обучения множество.
Однако успех дальнейшего обучения и самостоятельности ребенка зависит в первую очередь от методичного обучения его начальным этапам.