Театрализованные игры в системе формирования навыков понимания и употребления предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с ОНР

Конференция: Использование игровых методик по ФГОС ДО

Автор: Фомичева Ольга Витальевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 154

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

Дошкольное образование направлено на разностороннее развитие детей, в том числе, достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. Чистая, грамматически правильно оформленная речь – важнейшее условие успешного обучения. Проблема диагностики, формирования и коррекции у дошкольников с ОНР  лексико-грамматических средств занимает существенное место в теории и практике современной логопедии. При этом весомую роль играет овладение детьми предложно-падежными конструкциями.

С целью выявления особенностей владения предложно-падежными конструкциями с пространственными значениями детьми старшего дошкольного возраста с ОНР была разработана диагностическая методика, включающая в себя три серии заданий.

Серия 1 направлена на выявление особенностей понимания значения предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения предметов.

Серия 2 направлена на выявление особенностей употребления предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения предметов.

Серия 3 направлена на выявление особенностей употребления существительных в падежных формах, соответствующих предлогам, выражающим пространственные взаимоотношения предметов.

Методика предполагает балльно - уровневую оценку результативности при индивидуальной форме работы с детьми.

В современных методиках в качестве эффективного средства коррекции речевых нарушений все чаще применяется театрализованная игра.

Обоснованность использования театрализованных игр с целью повышения эффективности работы над предложно-падежными конструкциями определяется  следующими факторами:

  • при использовании театрализованной игры дошкольники сознательно и активно участвуют в процессе обучения;
  • театрализованная игра дает прекрасную возможность организовать занятия с опорой на различные анализаторы: зрительный, слуховой, речедвигательный, тактильный;
  • овладение предложно-падежными конструкциями с использованием театрализованных игр позволяет проводить работу как на занятиях по развитию грамматического строя речи, в частности словоизменения, так и на завершающих этапах вводить освоенные детьми конструкции в связную речь.

Формирование навыков понимания и употребления предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с ОНР посредством театрализованной игры может быть эффективнее при: насыщенности речевого материала театрализованной игры предложно-падежными конструкциями; активной вербализации детьми речевого материала игры; непосредственных манипуляций детьми компонентами настольного театра игрушек; ориентированности сюжета игры с настольным театром игрушек на повседневно-бытовую деятельность детей.

Разработанная методика направлена на овладение предложно-падежными конструкциями с пространственными значениями старшими дошкольниками с ОНР содержит три этапа.

Первый этап направлен на овладение предложно-падежными конструкциями, выражающими сему сопространственности, и включает в себя четыре театрализованные игры, нацеленные на овладение конструкциями, элементами которых являются:

  • существительные в форме предложного падежа и предлог «на» статического значения; существительные в форме винительного падежа и предлог «на» достигательного значения;
  • существительные в форме родительного падежа и предлог «с» отделительного значения;
  • существительные в форме предложного падежа и предлог «в» статического значения; существительные в форме винительного падежа и предлог «в» достигательного значения;
  • существительные в форме родительного падежа и предлог «из» отделительного значения.

Второй этап направлен на овладение предложно-падежными конструкциями, выражающими сему несопространственности, и включает в себя три театрализованные игры, нацеленные на овладение конструкциями, элементами которых являются:

  • существительные в форме творительного падежа и предлоги  «над», «между» статического значения;
  • существительные в форме дательного падежа и предлог «к» достигательного значения;
  • существительные в форме родительного падежа и предлог «от» отделительного значения.

Третий этап направлен на овладение предложно-падежными конструкциями, выражающими сему несопространственности, и включает в себя четыре театрализованные игры, нацеленные на овладение конструкциями, элементами которых являются:

  • существительные в форме творительного падежа и предлог «за» статического значения; существительные в форме винительного падежа и предлог «за» достигательного значения;
  • существительные в форме родительного падежа и предлог «из-за» отделительного значения;
  • существительные в форме творительного падежа и предлог «под» статического значения; существительные в форме винительного падежа и предлог «под» достигательного значения;
  • существительные в форме родительного падежа и предлог «из-под» отделительного значения.

На овладение предложно-падежными конструкциями, содержащими предлоги  «в», «на», «за», «под» отводится по две игры на каждую конструкцию. Целью первой игры является овладение конструкциями статического и достигательного значения, вторая игра служит противопоставлению их соответствующим конструкциям отделительного значения (содержащим предлоги «с», «из», «из-за», «из-под»). Необходимость выделения второго этапа продиктована невозможностью овладения конструкциями с предлогами «над», «между», по алгоритму, разработанному для остальных конструкций, вследствие отсутствия у данных предлогов достигательного значения, а так же смысловому соответствию предлогов «к» и «от» сразу нескольким статическим предлогам. Из вышеизложенного очевидна обоснованность наполняемости разработанного комплекса именно одиннадцатью театрализованными играми, реализуемыми в определенной последовательности.

Каждая театрализованная игра разделена на три ступени: задачей первой ступени служит формирование понимания значений предложно-падежных конструкций; на второй ступени приоритетной задачей является формирование навыка употребления данных конструкций; третья ступень реализует задачу введения предложно-падежных конструкций в связную речь.

Последовательность коррекционного воздействия при овладении детьми предложно-падежными конструкциями с пространственными значениями должна быть установлена в соответствии с принципом постепенного усложнения материала. Формировать понимание и употребление предложно-падежных конструкций следует сначала статического, затем достигательного, далее отделительного значения. Овладение конструкциями, выражающими сему сопространственности, предшествует конструкциям семы несопространственности. Основой определения содержания работы на каждом этапе служит выделение групп пространственных предлогов, в соответствии с последовательностью их становления в онтогенезе.

Обоснованное, эффективное и последовательное педагогическое воздействие является залогом положительной динамики в коррекции нарушений грамматического строя речи у дошкольников.

 

 

Список использованной литературы

  1. Баряева Л. Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ф. И. Алибаева. – КАРО, 2009. - 256 с.
  2. Всеволодова М. В. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. / М. В. Всеволодова, Е. Ю. Владимирский. - М., 2009. - 288 с.
  3. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология (теоретический курс). Ч.1. Изд. 6, испр. и доп. / А. Н. Гвоздев. -  М., 2009. - 472 с.
Опубликовано: 19.04.2025