Моя педагогическая находка «Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
Конференция: Использование игровых методик по ФГОС ДО
Автор: Волкова Мария Леонидовна
Организация: МБДОУ Детский сад № 2
Населенный пункт: Приморский край, п.г.т. Пограничный
Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника к будущей жизни? Безусловно – это игра.
В свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Занимательность условного мира игры положительно - эмоционально окрашивает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные интересы, формируется речь.
И здесь мне на помощь пришла игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и, на мой взгляд, она является одним из творческих подходов к интеллектуальному развитию детей. Главной особенностью технологии является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр, которые очень легко внедрить в педагогический процесс, и все игры сопровождаются сказочным образом.
Это – многофункциональная целостная технология, которая позволяет в игровой форме успешно развивать у детей логику, память, мышление, моторику и другие психологические процессы, а также с помощью этих игр можно обучать детей счету и чтению.
Цель технологии - построение педагогического процесса, который способствует интеллектуальному и творческому развитию детей в игре.
Данные игры предназначены для детей в широком возрастном диапазоне: от одного года до 10 лет. Одна и та же игра интересна и двухлетке, и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.
Развивающие игры Воскобовича направлены на решение задач всех пяти образовательных областей ФГОС.
Данная технология состоит из 3 блоков развивающих игр:
- универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения большого количества задач – ознакомление с окружающим миром, развитие сенсорных эталонов, познавательных интересов, способностей к анализу, сравнению, обобщению, классификации, развитие речи.
К нему относят «Предметно-развивающую среду «Фиолетовый лес»», «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик», игровые графические тренажеры «Игровизор» и «Геовизор».
- предметный блок – с помощью игр, входящих в него, можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать. В данный блок входят такие игры, как «Световозик», Серия игр «Ромашка», «Снеговик», «Яблонька» и «Теремки Воскобовича».
- конструктивный блок – включает в себя конструкторы, такие как игра конструктор «Геоконт», конструктор цифр «Прозрачная цифра», «Чудо крестики», «Лепестки», «Корабли Брыг-Брызг», «Квадрат Воскобовича».
Методика технологии «Сказочные лабиринты игры» построена на трех основных принципах:
- познание - каждая развивающая игра представляет собой отдельную увлекательную сказку, наполненную веселыми персонажами и приключениями. В сюжете сказки ребенок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения, которые способствуют быстрому усвоению материала, развитию логики, фантазии.
- обучение – в процессе игры ребенок одновременно запоминает цифры, буквы, формы, цвета и т.д.
- творчество – нетрадиционные задания в играх формируют у ребенка креативное мышление и развивают творческий потенциал.
Работу по знакомству детей с играми я начала со второго полугодия второй группы раннего возраста (дети 2-3 лет), подготовила картотеку дидактических игр, разработала систему занятий в форме путешествия по волшебной стране с использованием сказочных персонажей и оформила содержательно насыщенный, трансформируемый, полифункциональный центр математического развития «Развивай-ка», который наполнила как готовыми игровыми пособиями, так и изготовленными своими руками.
Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь я знакомлю детей с основными сенсорными эталонами – цвет, форма, величина, ориентировка в пространстве и на помощь мне пришли следующие игры:
– для изучения цвета - «Подарим гномам лепесточки», «Геометрическая мозаика», «Разноцветные лепестки», «Волшебные кружочки».
- Величина – «Помоги ежику собрать лепесточки», «Фонарики», «Черепашки»
- Форма – «Чудо-крестики», «Геометрическая мозаика»
Развивающая игра «Квадрат Воскобовича (2-х и 4-х цветный)» - способствует развитию ориентировки в пространстве и помогает детям освоить элементы конструирования на плоскости. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.
Эти игры используются не только на занятиях, но в совместной и самостоятельной игровой деятельности с детьми.
В младшей группе я продолжила работу по данной технологии постепенно усложняя задания.
Используя технологию «Сказочные лабиринты игры» мы вместе с детьми добились следующих результатов:
- дети не испытывали особенных сложностей с усвоением основных сенсорных эталонов,
- улучшилась речь детей,
- дети освоили элементы конструирования на плоскости.
- все дети уже сами стараются придумать и сложить свои фигуры, дают им названия.
- ребята стали более усидчивы, внимательны, у них улучшилась моторика рук.
- многие дети стали ориентироваться на плоскости («сверху», «снизу», «над», «под», «рядом»). (10% на начальном этапе работы и более 55% на данный момент)
Взаимодействию с семьями воспитанников отвожу особую роль. Поэтому для родителей я приготовила презентацию «Развивающие игры Воскобовича, как средство всестороннего развития ребенка» и буклеты «Игры Воскобовича – гимнастика для ума». Таким образом, познакомила их не только с развивающей сутью технологии, но и дала практические советы как в домашних условиях можно изготовить данные игры для совместной игровой деятельности.
Понимая, что игры Воскобовича - это одна из уникальных форм обучения детей дошкольного возраста, способствующая развитию индивидуальности дошкольника, решила своим опытом поделиться с коллегами.
Провела мастер-класс «Использование игр Воскобовича для математического развития детей дошкольного возраста», «Баттл творческих интеллектуалов» по развивающим играм Воскобовича.
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители малышей. Она не просто служит для развития детских способностей и позволяет раскрыться не только ребенку, но и мне как педагогу.
Созданная мной система работы с детьми, педагогами и родителями по реализации игровой технологии Воскобовича позволяет достичь положительных результатов в интеллектуальном развитии дошкольников, и я продолжу работу по внедрению данной технологии.
К следующему учебному году разрабатываю рабочую программу кружковой работы по играм Воскобовича для средней группы.
И закончить свое выступление я хочу словами Антона Семеновича Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков, во многом, он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».
Список литературы:
- Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. Воскобович В.В., Мёдова Н.А., Файзуллаева Е.Д. и др.- Спб. Издательство «Развивающие игры Воскобовича»
- Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «Мини ларчик»: методическое пособие/Под ред. В.В. воскобовича, Л.В. Паруниной, И.В. Евстифеевой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2024. – 160 с., илл. (Серия «Сказочные лабиринты игры»).
- Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (ранний и младший возраст). Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 208 с.
- https://geokont.ru/