Моя педагогическая находка «Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Конференция: Использование игровых методик по ФГОС ДО

Автор: Волкова Мария Леонидовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 2

Населенный пункт: Приморский край, п.г.т. Пограничный

Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника  к будущей жизни?  Безусловно – это игра.

В свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Занимательность условного мира игры положительно -  эмоционально окрашивает монотонную деятельность по запоминанию, повторению,  закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового  действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные интересы, формируется речь.

И здесь мне на помощь пришла игровая технология  Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и, на мой взгляд,  она является одним из творческих подходов к интеллектуальному развитию детей. Главной особенностью технологии является то, что она содержит  целый комплекс развивающих  игр, которые очень легко внедрить в педагогический процесс,  и все игры сопровождаются сказочным образом. 

Это – многофункциональная целостная технология, которая позволяет в игровой форме успешно развивать у детей логику, память, мышление, моторику и другие психологические процессы, а также с помощью этих игр можно обучать детей счету и чтению. 

Цель технологии - построение педагогического процесса, который способствует интеллектуальному и творческому развитию детей в игре.

Данные игры  предназначены для детей в широком возрастном диапазоне:  от одного года до 10 лет. Одна и та же игра интересна и двухлетке, и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

Развивающие игры Воскобовича направлены на решение задач всех пяти образовательных  областей ФГОС.

Данная технология состоит из 3 блоков развивающих игр:

- универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения большого количества задач – ознакомление с окружающим миром, развитие сенсорных эталонов, познавательных интересов, способностей к анализу, сравнению, обобщению, классификации, развитие речи

К нему относят «Предметно-развивающую среду «Фиолетовый лес»», «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик», игровые графические тренажеры «Игровизор» и «Геовизор».

 - предметный блок – с помощью игр, входящих в него, можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать. В данный блок входят такие игры, как «Световозик», Серия игр «Ромашка», «Снеговик», «Яблонька» и «Теремки Воскобовича».

- конструктивный блок – включает в себя  конструкторы, такие как игра конструктор «Геоконт», конструктор цифр «Прозрачная цифра», «Чудо крестики», «Лепестки», «Корабли Брыг-Брызг», «Квадрат Воскобовича».

Методика технологии «Сказочные лабиринты игры» построена  на трех основных принципах:

  1. познание  - каждая развивающая игра представляет собой отдельную увлекательную сказку, наполненную веселыми персонажами и приключениями. В сюжете сказки ребенок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения, которые способствуют быстрому усвоению материала, развитию логики, фантазии.
  2. обучение – в процессе игры ребенок одновременно запоминает цифры, буквы, формы, цвета и т.д.
  3. творчество – нетрадиционные задания в играх формируют у ребенка креативное мышление и развивают творческий потенциал.

Работу по знакомству детей с играми я начала со второго полугодия второй группы раннего возраста (дети 2-3 лет),  подготовила картотеку дидактических игр,  разработала систему занятий в форме путешествия по волшебной стране с использованием сказочных персонажей и оформила содержательно насыщенный, трансформируемый, полифункциональный центр математического развития «Развивай-ка», который наполнила  как готовыми игровыми пособиями,  так и  изготовленными своими руками.

Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь я знакомлю детей с основными сенсорными эталонами – цвет, форма, величина, ориентировка в пространстве и на помощь мне пришли следующие игры:

для изучения цвета - «Подарим гномам лепесточки», «Геометрическая мозаика», «Разноцветные лепестки», «Волшебные кружочки».

- Величина – «Помоги ежику собрать лепесточки», «Фонарики», «Черепашки»

- Форма«Чудо-крестики», «Геометрическая мозаика»

Развивающая игра «Квадрат Воскобовича (2-х и 4-х цветный)» - способствует развитию ориентировки в пространстве и помогает детям освоить элементы конструирования на плоскости. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.

Эти игры используются не только на занятиях, но в совместной  и самостоятельной игровой деятельности с детьми.

 В младшей группе я продолжила работу по данной технологии постепенно усложняя задания.

Используя технологию «Сказочные лабиринты игры» мы вместе с детьми добились следующих результатов:

- дети не испытывали особенных сложностей с усвоением основных сенсорных эталонов,

-  улучшилась речь детей,

- дети освоили элементы конструирования на плоскости.

- все  дети  уже сами стараются придумать и сложить свои фигуры, дают им названия.

- ребята стали более усидчивы, внимательны, у них улучшилась моторика рук.

- многие дети стали ориентироваться на плоскости («сверху», «снизу», «над», «под», «рядом»). (10% на начальном этапе работы и более 55% на данный момент)

Взаимодействию с семьями воспитанников отвожу особую роль. Поэтому для родителей я  приготовила презентацию «Развивающие игры Воскобовича, как средство всестороннего развития ребенка» и буклеты «Игры Воскобовича – гимнастика для ума».  Таким образом, познакомила их не только с развивающей сутью  технологии, но и дала практические советы как в домашних условиях можно изготовить данные игры для совместной игровой деятельности.

Понимая, что игры Воскобовича  - это  одна из уникальных форм обучения детей дошкольного возраста, способствующая развитию индивидуальности дошкольника, решила своим опытом поделиться с коллегами.

Провела мастер-класс «Использование игр Воскобовича для математического развития детей дошкольного возраста»,  «Баттл творческих интеллектуалов» по развивающим играм Воскобовича.

Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители малышей. Она не просто служит для развития детских способностей и позволяет раскрыться не только ребенку, но и мне как педагогу.

Созданная мной система работы с детьми, педагогами и родителями по  реализации игровой технологии Воскобовича позволяет достичь  положительных результатов в интеллектуальном развитии дошкольников, и я продолжу работу по  внедрению данной технологии.  

К следующему учебному году разрабатываю рабочую программу кружковой работы по играм Воскобовича для средней группы.

И закончить свое выступление  я хочу словами Антона Семеновича Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков, во многом, он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».

 

 

Список литературы:

  1. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. Воскобович В.В., Мёдова Н.А., Файзуллаева Е.Д. и др.- Спб. Издательство «Развивающие игры Воскобовича»
  2. Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «Мини ларчик»: методическое пособие/Под ред. В.В. воскобовича, Л.В. Паруниной, И.В. Евстифеевой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2024. – 160 с., илл. (Серия «Сказочные лабиринты игры»).
  3. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (ранний и младший возраст). Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 208 с.
  4. https://geokont.ru/
Опубликовано: 10.04.2025