Проектная деятельность обучающихся в рамках внеаудиторной самостоятельной работы по истории и обществознанию

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Вахромеева Ангелина Викторовна

Организация: СПб ГБПОУ «Охтинский колледж»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Новейшее время на современном этапе развития человечества внесло много нового в   образ жизни людей. Изменения произошли также во многих сферах жизнедеятельности человека. Современное время быстротечно и многие процессы в обществе происходят за короткий промежуток времени.  Эти современные особенности вносят коррективы и в систему образования современного подрастающего поколения. В отечественных педагогических образовательно-воспитательных концепциях происходит переориентация в методике обучения, а именно, обучающийся становится деятельной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий и творческий характер.

Новой формой работы с учащимися стала проектная индивидуальная или  групповая  деятельность. Метод проекта качественно меняет процесс обучения, и включает преподавателя  и обучающихся в совместную научную деятельность.  В своей педагогической практике на уроках истории педагоги чаще всего используют такие виды учебных проектов, как информационные, групповые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной мере межпредметные, так как интегрируют знания по нескольким наукам. В курсе истории и обществознания метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть малоизученными или актуальными и усложняться в зависимости от уровня подготовки обучащихся. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:   

  • во-первых, необходимо поощрять самостоятельность мышления обучающихся;
  • во-вторых, проектные работы должны содержать плана их выполнения, с возможностью вносить дополнения и корректировки в процессе работы.                                                        
  • в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он будет групповым.

Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества. Таким образом, проекты предполагают созидательность  обучащихся: они должны  уметь письменно излагать свои мысли,  работать с источниками, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере. Курс истории и обществознания  позволяет заниматься не  только историческими личностями, но и исследовать малоизвестные факты, артефакты, культурные и социальные феномены. Главное, что темы не являются обязательными и могут формулироваться как преподавателем, так и обучающимися. Для  работы над проектом мною разработан  следующий алгоритм (памятка):

1. Объясните, почему выбрали эту тему, определите ее актуальность и проблематичность.

2. Проведите анализ источников и отбор материала.

3.  Составьте план исследовательской работы или  определите функции между членами группы (подбор материала, художественное и техническое оформление).

4. Сделайте основные выводы и результаты своей работы.

5. Подготовьте свое выступление в презентационной форме.

6. Подготовьтесь к возможным вопросам, которые могут вам задать слушатели.

При использовании метода проектов  преподаватель заранее выделяет те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым желательно было бы провести исследовательскую работу, чтобы дать возможность обучащимся детально вникнуть в тематику, дать возможность самостоятельно в нем разобраться  на научно-практическом уровне. Как правило, сначала при выборе темы  обучающийся ограничивается рамками предметного курса или рекомендациями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта. Однако в дальнейшем, инициатива может перейти к ученику, но объект исследования может быть очень сложным. Очень важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, указав все сложности предстоящей работы и не отпугнув учащегося от исследования вообще. Часто это связано с недостаточностью  фактов или источников, поиск которых предполагает работу в архиве,  зарубежных музеях или  секретность материалов.

В заключении необходимо отметить, что проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания. Проекты сегодня  в нашей стране очень широко используются в различных сферах общественной, социальной и политической жизни.  Метод проектов в процессе образования и воспитания ориентирован на повышение мотивации современных учащихся к познавательной деятельности, способствует формированию у них значительного числа умений и навыков, что в дальнейшем должно стать основой их профессиональной  деятельности. При грамотном его применении педагог сможет достигнуть достойных  результатов в обучении.

 

 

 

Список литературы

1. Сергеев, И.С. Освоили метод проектов…. Что дальше? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - №9. – 20с.

2. Голуб, Г. Б., Перелыгина, Е.А., Чуракова, О.В. Метод проектов – технология компетеностно-ориентированного образования [Текст] – Самара: Учебная литература, 2006. – 159с.

3. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до технологии [Текст] // Директор школы. – 1996. -№4. – с.61-70.

4. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] – М.: АРКТИ, 2004. – 80с.

5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в общеобразовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.

6. Полат, Е.С. Как рождается проект [Текст] – М.: Академия, 1995. 223с.

7. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А. Е. Новые педагогические технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. –М.: Академия, 1999.

8. Шевченко, Н.И. Технология обучения в старшей школе [Электронный ресурс]. – http://wwwreseacher.ru.

9. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.

10. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.

Опубликовано: 28.03.2025