Возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Бахрова Юлия Владимировна

Организация: ГБОУ Гимназия № 41 им/ Эриха Кестнера

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Формирование читательской грамотности – необходимое условие развития школьника. Читательская грамотность формируется на всех изучаемых предметах и способствует гармоническому развитию личности учащегося, способствует становлению языковой личности, является необходимым условием освоения необходимых компетенций. Литература позволяет не только сформировать читательскую грамотность, но и развить умение анализировать и создавать тексты разной степени сложности, расширяет кругозор, способствует развитию речевой культуры и приобщает к культурному наследию.

На уроках литературы эффективно использование следующих образовательных ресурсов:

  1. Проект «Живые страницы»

При изучении ряда произведений обращение к ресурсу дает хорошй результат. Программа по литературе предполагает знакомство с произведениями с глубокой исторической основой. Учащиеся могут использовать карты при изучении произведения, а также сюжетные схемы, что помогает структурировать информацию и синтезировать изучаемый материал. Учащиеся учатся видеть взаимосвязи поступков героев, понимают их причины. Большие возможности также открывает функция системы персонажей. Развивается критическое мышление учащихся, способность мыслить нестандартно.

  1. Хорошим подспорьем ученику становится и лента времени (PRECEDEN). Создание инфографики помогает учащемуся представить материал в наглядном и понятном виде, становится легче выделять главное и второстепенное. Использование такого рода ресурсов позволяет соотносить  события литературного произведения с историческим процессом. Становятся ясны взаимовлияния изучаемых произведений, лучше прослеживаются сквозные мотивы разных литературных произведений.
  2. Важный этап работы при изучении литературы – организация виртуальных экскурсий. Подобный вид работы интересен при изучении творчества писателей, музеи творчества которых не могут быть посещены учащимися лично. Для повышения интереса к таким мероприятиям рекомендуется создание рабочей карты учащегося с творческими заданиями. Учащимся предлагается посетить виртуально залы музея и ознакомиться со знаковыми экспонатами. У каждой вещи зачастую интересная история. Ребятам предлагается узнать интересные факты об этих экспонатах или же говорится интересный факт о нем, и нужно угадать экспонат.
  3. Задания творческого характера также способствуют повышению  интереса к чтению и изучению литературы. Учащимся может быть предложено составление интеллект-карт по изучаемой теме, создание хронологических  линий и т.д. Учащиеся при наличии интереса к изучаемой теме и желании большего погружения в нее могут подготовить самостоятельно виртуальные экскурсии, буктрейлеры, а также документальные фильмы.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии могут стать важным ресурсом при изучении литературы, способствовать повышению интереса к изучаемому предмету.

 

 

Список литературы:

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. — М.: Издательство ЛКИ,. 2010.

2. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев. - Санкт-Петербург: Альянс-Дельта, 2003

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / г.к.Селевко. – Москва: Народное образование, 2005

Опубликовано: 17.03.2025