Возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Бахрова Юлия Владимировна
Организация: ГБОУ Гимназия № 41 им/ Эриха Кестнера
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Формирование читательской грамотности – необходимое условие развития школьника. Читательская грамотность формируется на всех изучаемых предметах и способствует гармоническому развитию личности учащегося, способствует становлению языковой личности, является необходимым условием освоения необходимых компетенций. Литература позволяет не только сформировать читательскую грамотность, но и развить умение анализировать и создавать тексты разной степени сложности, расширяет кругозор, способствует развитию речевой культуры и приобщает к культурному наследию.
На уроках литературы эффективно использование следующих образовательных ресурсов:
- Проект «Живые страницы»
При изучении ряда произведений обращение к ресурсу дает хорошй результат. Программа по литературе предполагает знакомство с произведениями с глубокой исторической основой. Учащиеся могут использовать карты при изучении произведения, а также сюжетные схемы, что помогает структурировать информацию и синтезировать изучаемый материал. Учащиеся учатся видеть взаимосвязи поступков героев, понимают их причины. Большие возможности также открывает функция системы персонажей. Развивается критическое мышление учащихся, способность мыслить нестандартно.
- Хорошим подспорьем ученику становится и лента времени (PRECEDEN). Создание инфографики помогает учащемуся представить материал в наглядном и понятном виде, становится легче выделять главное и второстепенное. Использование такого рода ресурсов позволяет соотносить события литературного произведения с историческим процессом. Становятся ясны взаимовлияния изучаемых произведений, лучше прослеживаются сквозные мотивы разных литературных произведений.
- Важный этап работы при изучении литературы – организация виртуальных экскурсий. Подобный вид работы интересен при изучении творчества писателей, музеи творчества которых не могут быть посещены учащимися лично. Для повышения интереса к таким мероприятиям рекомендуется создание рабочей карты учащегося с творческими заданиями. Учащимся предлагается посетить виртуально залы музея и ознакомиться со знаковыми экспонатами. У каждой вещи зачастую интересная история. Ребятам предлагается узнать интересные факты об этих экспонатах или же говорится интересный факт о нем, и нужно угадать экспонат.
- Задания творческого характера также способствуют повышению интереса к чтению и изучению литературы. Учащимся может быть предложено составление интеллект-карт по изучаемой теме, создание хронологических линий и т.д. Учащиеся при наличии интереса к изучаемой теме и желании большего погружения в нее могут подготовить самостоятельно виртуальные экскурсии, буктрейлеры, а также документальные фильмы.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии могут стать важным ресурсом при изучении литературы, способствовать повышению интереса к изучаемому предмету.
Список литературы:
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. — М.: Издательство ЛКИ,. 2010.
2. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев. - Санкт-Петербург: Альянс-Дельта, 2003
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / г.к.Селевко. – Москва: Народное образование, 2005