Методическая разработка по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка с использованием нестандартных заданий (в начальной школе)»
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Михайлова Изольда Витальевна
Организация: МАОУ СОШ № 92
Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург
Цель методической разработки: распространение опыта формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Разработать методические рекомендации по актуализации речемыслительной деятельности на уроках английского языка.
- Активизировать педагогическую деятельность за счет применения нестандартных заданий.
Основная задача изучения иностранного языка заключается в выращивании умений применительно к реальной жизни с использованием полученных знаний. Преподаватель сосредоточивает усилия на активизации мыслительных процессов и организации ситуативного обучающего пространства. Развитие функциональной компетентности включает следующие аспекты: математическую, читательскую и естественнонаучную грамотность, финансовую осведомлённость, глобальные навыки взаимодействия и креативное мышление. В современном обществе креативность выступает как неотъемлемая составляющая профессионального успеха. Творческий подход к жизни, способствуя развитию одаренности и таланта, становится ключевым фактором в образовании. Нестандартные задания открывают широкие горизонты для раскрытия творческого потенциала учащихся: - они обогащают общеобразовательный кругозор; - стимулируют развитие интеллектуальных способностей, памяти и эмоциональной сферы; - формируют глубокий внутренний мир личности: мировосприятие, моральные принципы, убеждения и характер. Таким образом, нестандартное обучение становится мощным инструментом для воспитания гармонично развитой творческой индивидуальности.
В начальной школе для развития творческой личности мы используем:
- Alphabet books
- The world’s map
- Flashcards
- Art and crafts
Стимуляция творческого потенциала учащихся:
• Воздействие позитивной среды;
• Эмпатия и поддержка со стороны учителя, исключающая негативную оценку ребёнка;
• Разнообразие новых элементов в детской обстановке для пробуждения интереса к познанию мира;
• Поддержка оригинального мышления через активное поощрение нестандартных идей;
• Доступность практических площадок для реализации творческих замыслов;
• Пример учителя как вдохновляющего источника креативного подхода к задачам;
• Стимулирование активной интерактивности через вопросы и диалог.
Развитие творческого потенциала младших школьников, способность проявлять самостоятельность и изобретательность в учебных процессах становится ключевым фактором успеха для каждого индивида. Взаимодействие обучения и творчества требует создания условий, которые будут способствовать формированию у учащихся качеств: инициативности, гибкости мышления, самостоятельности — атрибутов успешной творческой личности в современном мире. Творческие задатки присутствуют у каждого ребенка. Их развитие определяет будущий инновационный потенциал общества, поскольку формирование креативных личностей приобретает стратегическое значение для развития страны и экономики. Педагогическая миссия заключается в максимальном раскрытии этих способностей. Применение данных подходов ведет к повышению качества обучения: знания становятся глубже, а мотивация учащихся значительно возрастает благодаря расширению границ учебного процесса и его интеграции с творческими задачами. Предложенные методики универсальны для педагогов различных направлений — от преподавателей иностранных языков до учителей начальной школы, а также могут быть адаптированы в работе с детьми дошкольного возраста при изучении иностранной культуры и языка.
Большим преимуществом предложенной нами методической разработки является то, что она не имеет противопоказаний для применения, т.к. актуальна для разноуровневого обучения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
- https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/01/06/razvitie-kreativnogo-myshleniya
- Выготский Л.С. Психология и учитель. Электронная библиотека МГППУ.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
- Тихонова Н.Б., Трошина Т.С. Обучение составления эвристических алгоритмов как способ развития творческих способностей младших школьников. // Начальная школа плюс. 2004 №9. 212 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб. 2000. – 512 с.
Дидактические материалы.
1.Прописи с цветными иллюстрациями помогут маленьким ученикам познакомиться с алфавитом и научиться красиво писать. Alphabet class decoration - гирлянда из букв, которую можно сделать вместе с учащимися и украсить кабинет.
Полный текст статьи см. в приложении.