Русский фольклор на уроках ОДНКНР. Изучение творчества В.М. Васнецова
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Соловьева Анастасия Игоревна
Организация: ГБОУ Школа № 2025
Населенный пункт: г. Москва
Изучение темы русского фольклора является неотъемлемой составляющей курса ОДНКНР, который включает в себя изучение всего многообразия культурного пространства России. Устное народное творчество - важнейшая форма культурной коммуникации, отражающая быт, традиции и жизненный опыт русского народа. Сам фольклор олицетворяет традиционные ценности, хранит и воспевает мудрость народа, демонстрирует его основополагающие качества, такие как любовь, забота, справедливость, чувство долга, сочувствие и добродетель. Знакомство детей с историей фольклора – неотъемлемая часть духовного воспитания личности, возможность побудить их к нравственному росту.
Сказки, песни, былины, поговорки и пословицы представляют собой важнейшую часть русской культуры, сохраняя историческую память и неразрывность традиций. Герои сказок служат примером для формирования личности, её базовых представлений о положительных и отрицательных качествах человека. Примеры различных сказок наиболее близки детям, так как способны развить их фантазию, воображение, речь и общий кругозор. На уроках ОДНКНР целесообразно разбирать наиболее известные сказки, побуждая у учащихся интерес к полемике, дискуссии об уже знакомых для них героях. Для лучшего восприятия русского фольклора необходимо всегда использовать наглядные примеры. В этом смысле, наследие русской живописи является прекрасным инструментом для реализации данного приема. Изучая русский фольклор в живописи русских художников, можно не только привить учащимся чувство прекрасного, но и познакомить их с выдающимися деятелями искусства. Кроме всего прочего, рассматривая циклы картин на определенную тематику, можно формировать у детей конкретные образы: природы, черт характера, быта и культуры русского народа.
Сказочные сюжеты в картинах В. М. Васнецова.
Одним из величайших примеров работы с русским фольклором является творчество Виктора Михайловича Васнецова. Его картины, наполненные образами старинных преданий и русских сказок, пронизывают особым чувством любви к родной земле и его народу. Примечательна его картина «Ковер – самолет», 1880 г., в которой художник как будто соединяет тематику русских и арабских сказок. Анализ данного произведения интересно проводить с учащимися, обращая особое внимание на детали. Например, ковер, на котором летит Иван – царевич, расписан древнерусскими узорами, а болота и дремучие леса являются неотъемлемой частью природного пространства России. Картина дает представление и о народном костюме, тщательно проработанного художником, фактуры шелка, бархата и шерсти предают главному герою особую роль. Особо внимательные ученики могут рассмотреть силуэт жар – птицы, которая находится внутри фонаря, освещающего путь Ивану – царевичу.
Картина «Аленушка», 1881 г., знакомит зрителя с сюжетом одной из известных сказок о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке». Анализируя данную работу на сказочный сюжет с учениками важно отметить ее настроение и общий романтизированный характер. Именно здесь главная героиня предстает перед зрителем с тоскливым взглядом, что отражает ее нелегкую судьбу. Сюжет сказки про Аленушку наполнен не только примерами добродетели, в ней также отражаются темные стороны человеческой жизни и судьбы. Данный сюжет помогает различить добро и зло, верность и предательство, любовь и ненависть. Обсуждая с обучающимися детали картины, внимательно следует рассмотреть образ русской природы, созданный художником. Окружающая природа вторит настроению главной героини, небо серое и холодное, ели темные и колючие, пруд мрачный и зловещий. Острые осоки, облетевшие осины создают ощущение безысходности, словно омут затянет к себе Аленушку. В качестве проблемного и дискуссионного вопроса урока можно привести в пример образ Аленушки как собирательный, отражающий душу русского народа с его непростой судьбой.
Таким образом, сказка в русском фольклоре незаменимый источник знаний для ребенка, средство его воспитания, дающее возможность привить любовь к родному краю, природе и людям. Читать сказки, изучать их, делать правильные выводы, спорить и дискутировать о поступках героев, рассматривать сказочные образы в русском изобразительном искусстве, важнейшая задача для уроков ОДНКНР.
Былины в картинах В. М. Васнецова и их роль в русском фольклоре.
Знакомство детей с былинами как неотъемлемой составляющей русского фольклора играет важную роль в определении культурного наследия нашей страны. Особой популярностью и интересом у детей пользуются былины героического цикла, повествующие о подвигах героев, отважных воинов, преуспевших в доблести, мужестве и необычайной силе. Героическая тематика русских былин тесно связана с защитой Руси от внешних врагов, которые представляли серьезную угрозу, а отражение их атак было главной целью для сохранения государственной целостности.
Основными действующими героями былин были русские богатыри, имеющие яркий, запоминающийся образ, наделенные особой силой. Для наглядной демонстрации данного примера необходимо вновь обратиться к творчеству В. М. Васнецова, который посвятил целый цикл картин данной тематике. Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 г., посвящена подвигу русских воинов, отдавших свою жизнь за борьбу с врагом. Здесь необходимо детально разобрать с учениками построение картины. Сама композиция выстроена горизонтально, демонстрируя унылую природу, печальное небо, поникшие ромашки и васильки, что придает произведению лирический характер. Прямо перед зрителем расположены тела русских богатырей, которых враг поразил стрелами и копьями, но их лица художник изобразил спокойными и мужественными. Хищные птицы, стервятники, олицетворяющие темные силы, символизируют вечную борьбу добра и зла. Перед зрителем отчетливый пример героизма и отваги русских воинов в борьбе с захватчиками. Важно обратить внимание на детали, прописанные и тщательно проработанные костюмы, доспехи, оружие демонстрируют нам художественное мастерство автора, погружают в историческую атмосферу. В данном полотне учащиеся могут распознать истинный дух былинных повествований, картина учит сопереживать, испытывать чувство гордости за своих героев.
Одним из ярчайших наглядных примеров былинного эпоса служит картина «Витязь на распутье», 1882 г. Произведение грандиозно и масштабно, оно изображает не просто былинного героя, но и воссоздает черты национального характера. Главный герой на мощном, но уставшем богатырском коне с особой грустью смотрит на огромный путевой камень, предсказывающий судьбу в зависимости от выбранной дороги. Однако фразы про богатство и любовь спрятаны художником подо мхом, а вот фраза про путь воина предстает напрямую перед зрителем. Витязь опустил свое копье, создается впечатление, что он знает свою судьбу, ведь она неизбежна. Он смотрит на черепа и кости погибших героев и понимает, что для него уготовлен только один путь, на встречу врагу, защищая свою страну. Дискуссионный вопрос для учеников может быть связан с предназначением русского воина, богатыря, здесь необходимо задаться философскими вопросами по данной проблематике.
Значение былин, как одного из жанров русского фольклора, бесценно, так как они помогают изучить историю страны, сочувствовать и сопереживать ее героям, испытывать уважение и гордость, хранить и передавать следующему поколению великое наследие.