Использование технологии проблемного обучения на уроках географии

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Сергиенко Иван Анатольевич

Организация: ГБОУ ЛНР «Покровский УВК»

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, с. Покровское

География – один из тех предметов, который даёт большие возможности для использования инновационных технологий обучения. Опыт школьной практики преподавания географии свидетельствует о том, что наиболее распространенной и интересной как для учителей, так и для учащихся является технология проблемного обучения. Эта технология, как правило, используется в курсе социально-экономической географии. Однако я убеждён, что проблемное обучение нужно внедрять для формирования географических компетенций во всех курсах географии. При этом обратим  внимание, что создание проблемных  вопросов, заданий и задач является трудоёмким процессом, который требует системной работы учителя, учебные результаты их использования стоят потраченных усилий.                                               Психологические аспекты проблемного обучения были описаны в работах известных педагогов, как А. Леонтьев и С. Рубинштейн. Педагогические основы проблемного обучения рассматривали  И. Лернер, Т. Кудрявцев, М. Махмутов, Г. Понурова, М.Скаткин.         

Г. Понурова разработала систему познавательных заданий по отдельным темам курса физической географии 5-7 классов с целью повышения познавательного интереса. Учащимся предлагаются проблемные задания, составленные на основе разных типов проблемных ситуаций. Однако конкретные подходы к преподаванию географии с помощью методов и приёмов проблемного обучения сейчас практически отсутствуют.[3]

По определению М. Махмутова, «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором соединяются самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых видов знаний, а система методов создана с учетом целеполагания и принципа проблемности». [2]

Особенностью проблемного обучения является то, что учащимся не предоставляются сведения в готовом виде. Знания добываются в процессе решения проблемных ситуаций. Ценность такого вида знаний представляет собой в том, что в учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются навыки переубеждения. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащихся, что возникает в процессе выполнения заданий, которое требует новых знаний о предмете или способы и условия выполнения задания. Источником проблемы является противоречие между существующими знаниями и новыми фактами. Таким образом, «главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия». [3]

Результатом проблемного обучения является формирование географических компетенций и интеллектуальных умений учащихся и развитие их критического мышления.

Общеизвестно, что в основу организации традиционного обучения географии положено, прежде всего, объяснительно-илюстративный  и репродуктивный методы, которые предусматривают, что учитель подаёт факты, сам их анализирует, используя наглядные средства обучения, а также объясняет суть новых понятий, причинно-следственные связи и закономерности и т.п. Таким образом, при таких условиях доминирует информационное преподавание географического учебного материала учителем. При этом учащиеся слушают и воспринимают объяснение учителя, усваивая новые знания путем запоминания, а новые действия – путем унаследования действий учителя. Отсюда, чем сложнее учебный материал, тем детальнее учитель объясняет его, а усвоение учащимися этого материала закрепляются выполнением целого ряда заданий, которые не требуют их творческой деятельности.

При условиях проблемного обучения географии (табл.1) учитель объясняет  содержание географического учебного материала,  систематически создает проблемные ситуации и организовывает учебно-познавательную деятельность учащихся.

 

Таблица 1.

Сопоставление характерных особенностей вопросов и заданий репродуктивного и проблемного обучения

Вопросы и задания репродуктивного уровня

Вопросы и задания проблемного уровня

1.Проектируются учителем на основе рабочей программы

1.Проектируются учителем на основе рабочей программы с привлечением дополнительных материалов, которые заинтересовывают учащихся в изучении географии

2. Не содержит спорной информации

2. Очевидно или в скрутом виде содержит  спорную информацию, которая содействует активизации умственной  деятельности учащихся

3. Предусматривают использование знаний и умений учащихся в знакомой ситуации, по образцу

3.Требуют от учащихся использования знаний и умений в новой учебной ситуации

4.Содействуют закреплению известных ранее знаний и способов действий

4. Вместе с полученными новыми знаниями предусматривают формирование новых приёмов учебно-познавательной деятельности школьников

5. На необходимости получения новых знаний и умений настаивает учитель

5. Учащиеся осознают потребность в получении новых знаний и формировании умений в процессе выполнения заданий

При этом учащиеся на основе анализа факторов самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют с помощью учителя определения понятий и терминов, самостоятельно используют знания по географии в новой ситуации. То есть, учащиеся сами добывают новые знания и отрабатывают  навыки  умственных операций и приёмы учебных действий путём выдвижения гипотез и их объяснения. Поэтому, таким образом, формируется способность к поисковой деятельности  учащихся и повышается их творческая активность. [3]

В процессе решения проблемных ситуаций совершается проверка ранее усвоенного материала, а также осмысление и запоминание нового.

С практики работы в общеобразовательном учреждении является очевидным, то, что у учащихся нет желания выйти из интеллектуального затруднения – нет и проблемной ситуации, а значит не может быть эффективно организовано проблемное обучение. Я пришел к выводу, что учащиеся по-настоящему выполняют только те задания, в которых находят какой-нибудь личный смысл, то есть задания, в решении которых они заинтересованы. При выполнении только традиционных методов обучения происходит снижение самостоятельной деятельности учащихся и вместе с тем теряется интерес к географии. При проблемном обучении развиваются умственные способности детей, творческие наклонности, воспитывается самостоятельность, активность и креативность, возникает интерес к географической науке.

Реализация проблемного обучения совершается через выполнение проблемных заданий. По технологии проблемного обучения предлагаю учащимся следующие виды проблемных заданий:

- учебные задачи;

- вопросы;

- практические задания (опыты).

Проблемные  задания  и задачи могут быть разного уровня сложности. Они могут быть простыми и сложными. Однако учитывая психолого-физиологические и возрастные особенности учащихся, как правило использую простые задания для учащихся 5-7 классов, которые требуют простого понимания географических понятий и закономерностей, а для 8-11 классов более сложные задания.

Чтобы обеспечить высокую активность учащихся на уроке при выполнении заданий нужно тщательно их выбирать, придерживаясь определенных требований:

- уровень сложности заданий должен отвечать возможностям учащихся;

- объем заданий должен быть таким, что позволяет совершать закрепление необходимого минимума географических знаний.

Деятельность учащихся организовываем в виде индивидуальной, фронтальной или групповой работы.

Приведу примеры содержания проблемных заданий, которые предлагаю учащимся  «Покровского УВК Троицкого района» Луганской Народной Республики при изучении географии.

Во время продолжения изучения темы «Погода» спрашиваю у учащихся: «Какие ветры преобладают в нашей местности?» Учащиеся, используя данные метеорологических наблюдений, полученных на школьной географической площадке, отвечают: «Северо-западные ветры, которые дуют из Атлантического океана». « А почему сегодня ветер юго-восточный, что дует в противоположном направлении северо-западным ветрам?» - спрашиваем далее у учащихся. Учащиеся не могут правильно ответить на этот вопрос. У них нет соответствующих знаний. Значит, мышление учащихся начинается с проблемного вопроса. Перед детьми возникает проблема, решить которую они могут только тогда, когда выяснят причины образования ветра, мы опять ставим учащимся вопрос: «Почему сегодня ветер юго-восточный?» Теперь учащиеся дают на этот вопрос достоверный ответ, объясняя причину возникновения ветра разницей в температуре и давлении воздуха своей местности и удалением от неё территории, расположенной в юго-восточном направлении.

При изучении темы « Наблюдение за погодой» ставим учащимся такой проблемное задание: «Докажите, что предусмотреть погоду нам помогают птицы, которые питаются летающими мелкими насекомыми».

Большинство учащихся, из собственного опыта знает, что перед дождем птицы летают низко. Но  практика свидетельствует, что учащиеся не могут объяснить, почему так происходит. Для ответа на поставленный вопрос им необходимо выстроить логическую цепочку  из своих размышлений. Таким образом, предлагаю «подводить» их к пониманию того, что ворсинки, которые укрывают тело насекомого, легко впитывают влагу с воздуха и становятся от этого тяжелее. Пока оно сухое, насекомые летают высоко. Дождевая погода начинается с увеличения количества влаги  в верхних слоях атмосферы. Насекомые вынуждены опускаться ниже, где оно еще сухое. В связи с изменением высоты полета насекомых птицы, которые питаются ими, сменяют время или место охоты.

При изучении тем «Ветер, облака, осадки» учащиеся должны понять, что при нагревании воздух не только расширяется, но и поднимется вверх, а при охлаждении сжимается, опускается вниз.

Проведем опыт. Возьмем зажженную свечку и поднесем её сначала к верхней части дверного проёма, а потом к нижнему проёму. Выясним, что пламя сверху наклонится в бок прохладного коридора, а внизу – в бок теплой комнаты. Таким образом, холодный воздух с коридора, что расположен над полом, двинулся в теплую комнату, а теплый воздух с него верхом уходит в коридор.

Подводим учащихся к выводу про то, что подобное происходит и на местности: наиболее прогретый поднимается вверх, а на его место сбоку подходит холодный воздух.

Наибольшее значение для жизни на суше имеют речки, и поэтому считаю, что учащимся необходимо узнавать про них детальнее. Так, изучая тему « Воды суши» знакомим учащихся с определенными физическими свойствами воды. Рассказываем им про то, что если заполнить стеклянную бутылку водой, крепко закрыть её и в морозный день вынести её на улицу, то когда жидкость замёрзнет, бутылка треснет и распадётся на куски. Ставим перед учащимися проблемный вопрос: «Почему так сталось?». Учащиеся в процессе размышляют, приходят к выводу о том, что так сталось, потому что вода, замерзая, расширилась. В результате этого лёд легче от воды, поэтому плавает на её поверхности.

Во время закрепления знаний о географических координатах и работы с картой можно зачитать учащимся текст телеграммы: «Лодка с учащимися, которые вышли в туристический поход  территорией Троицкого района, терпит бедствие! Пришлите помощь!  Наши координаты: 49° с.ш. и 38° в.д.» Учащиеся, используя свои знания и умения, быстро находит местонахождение лодки с туристами на р. Уразово недалеко от п. Троицкое. Так, используя полученные ранее знания, учащиеся, решили поставленное перед ними задание.

Как было сказано выше кроме проблемных вопросов и проблемных практических заданий, на уроках целесообразно использовать также и проблемные задачи. При изучении темы: «Воды суши» считаю, целесообразно учащимся предложить такие проблемные задачи:

Проблемная задача. Зимой бельё сушат на морозе. Вода испаряется или замерзает? Испаряется ли вода с поверхности ледников? Учащиеся в дальнейшем решают данную проблему.

Выходя из вышесказанного, констатирую о том, что проблемное обучение представляет собой организацию проблемных ситуаций, решения проблемных задач и выполнения практических заданий. Учитель должен помочь учащимся решить проблему, используя объяснение с наводящими вопросами, но важно, что в результате этого учащиеся добывают новые знания. Проблемное обучение развивает познавательную активность учащихся, а значит, готовит их к дальнейшему самостоятельному получению географических знаний.

 

 

Литература:

  1. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе/И.В. Дорно. М.,2000.
  2. Махмутов М. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. Махмутов.  М.: Педагогика, 1975.
  3. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе / Г.А. Понурова. – М.: Просвещение, 2003
Опубликовано: 16.01.2025