Игра против «скучной орфографии»
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Истягина Инга Валерьевна
Организация: МБОУ СОШ им. С.Л. Страховой
Населенный пункт: Краснодарский край, п.г.т. «Сириус»
Секция: «Применение инновационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе»
- Введение. Актуальность исследования
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление процессом обучения и гарантированный успех поставленных учебных целей. Среди инновационных педагогических технологий современного образования особое место занимают игровые технологии, как один из путей повышения эффективности учебного процесса. Почему именно игровая деятельность? Потому, что игра - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; потому, что игра носит творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер; потому, что в игре обязательно возникает эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция. Игровые технологии имеют и огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Как применять игровые технологии на уроках русского языка? Безусловно, предпосылки к использованию игровых дидактических методов более чем очевидны и знакомы каждому учителю. Как устроен урок русского языка? Все, казалось бы, просто: знакомство с новой орфограммой (пунктограммой), правилом и способом ее обозначения, тренировочные упражнения на закрепление, домой – правило и упражнение, которое быстрей бы списать и все, а правило как-нибудь выучится само собой… Согласитесь, знакомая картина? Не секрет, что немало учеников, которые считают наш предмет скучным, однообразным, потому что привыкли видеть в нем свод пунктуационных и орфографических правил. На уроке они пишут, находят нужные орфограммы, но это работа не затрагивает их чувств, не вызывает интереса, они пассивны. Но самое большое разочарование испытывает порой учитель, когда после цикла таких уроков проводит контрольную работу. Почему столько отрицательных отметок, ведь мы столько часов потратили на изучение этой орфограммы? Почему ошибки в самых простых словах, которые мы неоднократно встречали в текстах упражнений? Почему? Потому что все усваивалось механически, репродуктивно. А вот усвоилось ли? Психологами доказано что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз».
От коллег слышишь иногда: «Надо же! Скучно им на уроках! Но не каждый урок – яркий и эмоциональный, есть и рутинный материал, который тоже нужно знать. А здесь без механического заучивания не обойтись». Так-то, казалось бы, оно и так. Заучивать, конечно, надо, но надолго ли эти знания? Они не «прожиты», не применены в другой нестандартной ситуации, на другом уроке, не закреплены творческим заданием. Вот простой пример. На уроке литературы спрашиваю у восьмиклассников, когда произошло восстание декабристов? Вздыхают, отводя глаза в сторону. По всему видно - не знают. Как? Вы ведь совсем недавно проходили этот материал по истории?! Вот именно – проходили… и прошли…мимо… Зачем нам это, ведь контрольную мы уже написали, сейчас другую тему изучаем…
Вот и главная проблема - как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Как оставить в долгой памяти знания, которые когда-то обязательно пригодятся (не сомневаюсь, что грамотное письмо нужно всем и всегда). Долгое время занимаясь интеллектом школьников с помощью игровых технологий, считаю, что ситуацию «эмоционального проживания новых знаний», которая сохраняется в памяти ученика надолго, обеспечивает на уроке именно игра. Именно игра придает активность учебной деятельности, игра предпринимается по желанию ребенка ради удовольствия от самого процесса деятельности, игра учит правильной, здоровой коммуникации, она обеспечивает эмоциональный всплеск. Но главное, что создает игра – условия, при которых новые знания становятся частью общих знаний ученика без особых волевых усилий, т.е. игра выполняет познавательную функцию, не вызывая отторжения учащимся новых знаний и принося практическую пользу ученику. Игра развивает и корректирует, она вселяет веру в учителя и изучаемый предмет.
- Использование игровых технологий на уроках русского языка
Когда же можно использовать игру на уроке? Нет ли соблазна «заиграться», если детям это так нравится? Здесь, безусловно, вопрос не простой. Во-первых, у педагога, так или иначе использующего игровые методики на уроках, должен быть определённый методический взгляд на уместность или необходимость игрового момента на уроке. Этот взгляд формируется годами педагогической деятельности, постоянной апробацией этих методов, анализом, насколько это эффективно. Во-вторых, игра требует большой и тщательной подготовки, так что не следует думать, что проведу игру в конце урока, все равно останется время. Подготовка к качественной игре на уроке – занятие хотя и благодарное, но занимающее много времени педагога, поэтому не все педагоги хотят играть в игрушки на уроке, считая это делом несерьезным, отвлекающим от усвоения «прочных» знаний. Игра, к сожалению, - прерогатива творческого педагога, любящего свой предмет так, что этой любовью заражаются и ученики.
Игру можно использовать при решении практически любой проблемы, стоит только внести в него элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Если сложный теоретический вопрос решается путем диалога сторонников различных точек зрения, если ребята выступают в качестве журналистов, актеров, писателей, исследователей, если стоит вопрос: кто быстрее, лучше, интереснее и т.п. выполнит задание, — это уже игра. И она часто продуктивнее других форм работы.
На уроке словесности учитель должен стать организатором игровой деятельности, направляющим учеников к цели. От него требуются уважение к детям, готовность вступить в диалог, поддержать интерес каждого, живая реакция на ход игры. На таких уроках возможна только педагогика сотрудничества и нет места авторитарности.
Одни игры проводятся как викторины, в которых соревнуются отдельные учащиеся, и работа здесь похожа на фронтальную беседу. Но, конечно, это должна быть именно игра, а не занудное вымучивание диалога. Другие игры требуют групповой работы, соревнования команд. При их проведении учитель постоянно руководит работой: помогает ребятам распределить участников так, чтобы силы команд были примерно равными, во время самой игры он действует как диспетчер, направляющий мысль ребят в нужное русло.
В игре всегда происходит соревнование. Но цель учебной игры — не выявление победителя, а приобретение знаний каждым участником.
- Цели, задачи, методы, теоретическая и практическая значимость игровой технологии
Особо хочется остановится на вопросах орфографической зоркости учащихся, поскольку это проблема является одной из главных в преподавании русского языка. Здесь открывается широкое поле деятельности для творческого учителя, и игровые методы такому учителю – хорошее подспорье. Итак, игра против «скучной орфографии».
Объектом исследования работы стали игровые методы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка. Здесь можно выделить несколько способов применения игровой технологии: игровые упражнения, игровые тренинги, урок-игра.
Цели и задачи работы
Цель: познакомить с системой игровых методов при изучении орфографии.
Задачи:
- презентация наиболее успешных игровых методов;
- диссеминация опыта для плодотворного обмена педагогическими находками;
- привлечение внимания учителей к внедрению игровой технологии в преподавание русского языка;
- оценка опыта
Для анализа применения игровых технологий применен метод наблюдения, обобщения, эксперимента. Для обобщения и представления опыта использовалась дополнительная литература по теме исследования (см. Список литературы), личные наблюдения, результативность применения игровой технологии на уроках и внеурочной деятельности.
Использование игровых технологий в учебном процессе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала, благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны творить. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.
Практическая значимость применения игровой технологии
- Повышение интереса к урокам русского языка;
- Повышение качества знаний учащихся (На диаграмме представлено усвоение орфограмм по теме «Имя существительное» двумя 6-ми классами: голубым цветом в классе без применения игровых технологий (22%), сиреневым – с применением игровых методов (64%)
- Повышение интереса к внеурочной деятельности (работа клуба интеллектуальных игр, научно-практические конференции)
- Игровые технологии способствуют стабильности усвоения знаний (за последние 5 лет успеваемость моих обучающихся составляет 100%), повышению качества усвоения знаний по русскому языку - в среднем за последние 5 лет составляет 75%, по литературе – 83% .
Последнее время занимаюсь поиском интересных игровых заданий, охотно слушаю вебинары по данной теме, очень многое подчерпнула для себя из курса повышения квалификации «ФГОС на уроках русского языка», где учителям рекомендуется активно использовать игровые технологии для повышения качества образования и воспитания.
Поделюсь небольшим набором игровых методов для уроков русского языка. Опыт апробирован на уроках и во внеурочной деятельности, поэтому можно смело пользоваться, а если подойти творчески и преобразовать задания, адаптировав их к любой теме по русскому языку, получите удовольствие от творчества. Можно пойти и дальше – предлагать учащимся самим искать материал для заданий или придумывать их самим.
Полный текст статьи см. в приложении.