Использование метода проектов при обучении учащихся в начальной школе
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Платонова Марина Викторовна
Организация: ГБОУ Школа № 2070
Населенный пункт: г. Москва
Живём в эпоху нанотехнологий,
И каждый год даёт нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Она позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Изучив теоретические основы по данной теме, я пришла к выводу, что использование проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.
Актуальность:
«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью». М.Монтень.
Проблема:
Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться», т.к. это является приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Задачи:
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
- Изучить теоретические основы новой технологии;
- Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
- Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
- Исследовать результативность применения метода проектов;
- Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
Ожидаемые результаты
- Повышение качества знаний обучающихся.
- Создание положительной мотивации у детей к обучению.
- Осуществление проектной и исследовательской деятельности учащимися.
- Приобретение детьми опыта исследовательской - творческой деятельности.
- Повышение профессиональной компетентности учителя.
Сущность метода проектов:
Метод проектов- организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.
Теоретические основы технологии учебных проектов
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.
Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Практическая основа технологии учебных проектов
- - коллективные проекты во внеурочной работе;
- - уроки в режиме проектного обучения;
- - опытно-экспериментальная работа.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:
Ученик |
Учитель |
Определяет цель деятельности |
Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания |
Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует |
Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения |
Содействует прогнозированию результатов |
Активен |
Создает условия для активности школьника |
Субъект обучения |
Партнер ученика |
Несет ответственность за свою деятельность |
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, я сама предлагаю темы проектов. Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное.
Одном из таких средств является карта памяти, или карта ума, позволяет учащимися начальных классов наглядно представить целостную картину проектной деятельности по данному предмету, оказать помощь в выборе тем проектов. Ученик может выбрать тему проекта из предложенного списка, в то же время ему предоставлено право выбора собственной темы проекта.
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) |
Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); |
II этап: Сбор и обработка информации
|
Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); |
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
|
|
IV этап: Реализация плана действий (проекта) |
Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
|
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции оформляют портфолио, готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д.
|
|
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) |
Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). |
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
|
|
Не следует пренебрегать этапом рефлексии. Учащиеся должны видеть не только сильные, но и слабые стороны проведённой работы. Это необходимо для исключения подобных ошибок в будущем. Рефлексия проводится как зрителями, так и самими участниками проекта. У учителя или экспертов есть оценочный лист проекта с параметрами оценивания каждого ребёнка. С ним могут ознакомиться родители, которые являются помощниками детей в реализации проектов. Оценочный лист проекта
№ п/п |
Параметры оценивания |
Ф.И. учащегося |
Ф.И. учащегося |
Ф.И. учащегося |
1. |
Актуальность выбранной темы |
|
|
|
2. |
Глубина раскрытия темы |
|
|
|
3. |
Практическая ценность проекта |
|
|
|
4. |
Логика изложения |
|
|
|
5. |
Соответствие плану |
|
|
|
6 |
Обоснованность выводов |
|
|
|
7. |
Правильность и грамотность оформления |
|
|
|
8. |
Аккуратность и дизайн оформления |
|
|
|
9. |
Самостоятельность при выполнении работы |
|
|
|
10. |
Сценарий защиты (логика изложения) |
|
|
|
11. |
Умение изложить самое интересное и ценное |
|
|
|
12. |
Владение материалом |
|
|
|
13 |
Умение отвечать на вопросы |
|
|
|
14. |
Умение защищать свою точку зрения |
|
|
|
15. |
Итоговая оценка |
|
|
|
Сегодня я хочу поделиться накопленным опытом работы использования метода проекта в урочной и внеурочной деятельности.
Банк проектов 2 б класса.
1. «Геометрический узор на посуде».
2. «Моя семья».
3. «Как сохранить лесную красавицу».
4. «Словарные слова».
В начале работы мною создается паспорт проекта, где прописываются цели и этапы проекта.
Затем создаются и раздаются рабочие листы для каждого ученика.
Вывешивается график работы над проектом.
Затем происходит реализация самого проекта.
Защита и оценка собственной деятельности.
1 проект мы увидели на стр….. учебника математики.
Цель и задачи проекта: повысить интерес к математике, узнать что-то новое,
Планируемый результат: ученики создают альбом орнаментов и узоров на посуде
Предполагаемый продукт проекта: создать альбом «Орнаменты и узоры на посуде.
2 проект. Мы решили поучаствовать в Краевом конкурсе стихов, посвященных семье.
Цель проекта: принять участие в Краевом конкурсе, вовлечь родителей, повысить интерес ребёнка к семье, её традициям, способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи.
Результат: альбом, генеалогическое древо, грамота
3 проект из общего перерос в индивидуальный, а затем в групповой.
Цель проекта: участие в городской акции по сохранению ёлок.
Результат: грамота, 2 сертификата.
4 проект по русскому языку.
Цель проекта: : повышение орфографической зоркости, обогащение словарного запаса, формирование понятия о языке, как функционирующей единице.
Результат: сборник.
В рамках внеурочной деятельности, так же создаются мини – проекты.
Работая с учениками начальных классов, педагогу нужно быть готовым к тому, что он столкнётся и с так называемыми «подводными камнями» проектного метода. Например:
Ø у первоклассников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
Ø им трудно правильно сформулировать главный вопрос проекта;
Ø они с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
Ø не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.
Ø не у всех детей есть компьютер, классы не оборудованы для индивидуальной работы с компьютером.
Но, если проводить работу в данном направлении целенаправленно, в системе все четыре года, то все эти «подводные камни» постепенно исчезнут. А проведённая в начальной школе работа, поможет вашим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
Проектная деятельности у школьника
- Развивает творческое воображение, мышление;
- Учит четко выражать свои мысли (развивает речь);
- Учит ориентироваться в информационном пространстве;
- Успешная защита формирует самоуважение.
Вывод:
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
У учащихся формируются:
Личностные УУД: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Регулятивные УУД: выявлять и формулировать учебную проблему; планировать деятельность.
Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Познавательные УУД: находить необходимую информацию в энциклопедиях, других источниках; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать простейшие обобщения и выводы.
Предлагаемый учебный проект направлен на развитие следующих качеств 21-ого века:
Коммуникативные умения — понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного общения.