Роль мультипликации в развитии речи ребенка дошкольного возраста
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Донцова Елена Петровна
Организация: МОУ Куровская СОШ № 2
Населенный пункт: Московская область, г. Куровское
Одна из задач логопедической работы – поиск новых, более эффективных способов передачи знаний. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок мог активно, с интересом и увлечением работать на занятии. Это условие достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых моментов. Одним из эффективных средств развития речи может быть мультипликация.
За последние годы современному педагогу детского сада вовлечь ребенка в процесс обучения становиться все труднее и труднее. И связано это с тем, что родители редко читают своим детям, мало беседуют с ними на разные темы, дети почти не играют в настольно-печатные игры, сюжет их ролевых игр беден и агрессивен. Дети мало общаются друг с другом непринужденно, обсуждая разные темы. Ведь умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе идля детей. Общение дает знания, радость от контактов.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Люди – это самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу, придавая контакту все новые формы и оттенки.
Дети нередко чувствуют себя непонятыми, заброшенными и несчастными. Но если они овладевают навыками «красивого» общения, то они не останутся вне контактов с людьми, увидев, что они думают о них, что и на их долю может выпасть немало внимания, нежности и тепла».
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных
условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры
во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», мы отметили, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе. Почему так происходит? Наверное, потому, что самым интересным и увлекательным занятием для нынешних детей стали просмотр и сидение за компьютерными играми (чаще всего, бесполезных для обучения и агрессивных по содержанию).
Перед нами встал вопрос: как повысить познавательную мотивацию и социально – коммуникативные навыки у детей нового поколения? Как, не отказываясь от традиционной, проверенной временем предметно-развивающей и обучающей среды, включить в образовательную деятельность широкие возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)? Использование в образовательном процессе средств ИКТ позволяют педагогу детского сада проявить себя в творчестве, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы организации образовательного процесса. Компьютер является мощным мотивационным средством к развитию дошкольников. У детей проявляется интерес к познавательной деятельности и творчества. Возникла идея, как с помощью компьютерных технологий соединить в творческом процессе специалистов и воспитателей детского сада, общими усилиями создать для ребенка новую творческую среду, которая станет ему интересна и привлекательна, будет стимулировать его к познавательной
деятельности и развитию социально – коммуникативных навыков, поможет понять и усвоить, что компьютер – инструмент для созидания и общения, а не игрушка. Все дети старшего дошкольного возраста любят играть в компьютерные игры и смотреть мультфильмы. Именно на интересе дошкольников к компьютеру и мультфильмам мы построили нашу работу с детьми, создав для ребенка новую развивающую среду по созданию анимационных фильмов.
Создание тематических мультфильмов в дошкольном образовательном учреждении позволяет в игровой форме расширить кругозор детей, развить инициативность, развить познавательные способности, воспитать эстетический вкус и нравственные качества личности. Кроме того, создание мультфильмов детьми носит прикладной характер. Например, мультфильмы, посвященные соблюдению правил дорожного движения образовательную, воспитательную и развивающую ценность и использоваться в процессе обучения детей правилам поведения окружающем мире. Совместная деятельность педагога с детьми не только сближает взрослого и ребенка, но и дает возможность привлечь родителей к образовательной деятельности своих детей (разучивание ролей, попытки самостоятельно организовать съемочный процесс дома вместе с ребенком и Мультипликация является эффективным средством воспитания и образования детей.
Используемая литература
1. «Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме» (учебное пособие), Москва, 2005.
2. Заглада Л. «Дети и мультипликация». // Мир семьи. – 2005. - №11.
3. Матвеева О. « Мультипликация в детском саду». // Ребенок в детском саду, 2006. - №5
4. Оберемок С. М. «Метод проектов в дошкольном образовании». – Новосибирск, 2005
5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
6. Велинский Д.В. «Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки» (методическое пособие), Новосибирск, 2008.
7. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. «Смотрим и рисуем мультфильмы». Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.