Технология – это Я (Лаборатория «Педагогические меридианы» как технология и форма успешного обучения взрослых)
Конференция: Проблемы и перспективы развития образования
Автор: Головачева Светлана Александровна
Организация: ЧОУ «ЦНО»
Населенный пункт: Приморский край, г. Находка
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
В.В.Маяковский
Уже несколько лет я размышляю над проблемой: почему в современной педагогической науке господствует парадигма инновационного обучения, а в современной практике – модель поддерживающего (традиционного) обучения. То ли учитель не успевает осмыслить новые идеи, то ли возникает растерянность перед многообразием рекомендаций, которые ему даются. А может быть, не сформирована (или сформирована на низком уровне) мотивация собственного развития? Или срабатывают стереотипы мышления, нежелание что-то менять в своей жизни. Ведь образовываться – значит «делать самого себя» заново, сообразуясь с культурными нормами, другими людьми, природой.
Сама судьба инновационных систем связана с личностью и природой учителя. Неготовность учителя, его попытки работать с новым содержанием старыми методами дискредитируют инновационную систему. Педагог может формально принимать экспериментальную задачу, но при разработке программ, при проведении занятий и оценке их результатов непроизвольно возвращаться к прежним «зуновским» привычкам.
Сказанное выше делает актуальным следующее утверждение: «учитель должен быть психологически готов к экспериментальной деятельности, к собственному творчеству, к саморазвитию, он должен быть мотивирован на освоение инновационных систем, готов работать в условиях самосовершенствования самой системы; должен удерживаться в поисковом ритме – тогда так будет работать и ученик». К тому же, учитель должен учитывать цели и интересы детей, часто не совпадающие с его собственными.
Для решения выделенных проблем не достаточно традиционных форм методического обучения учителей, нужны более мобильные и эффективные способы и формы, нужно новое образовательное пространство, нужен проект, содержащий педагогические условия, механизмы, формы работы и средства реализации нового содержания в системе переподготовки.
В связи с этим главной задачей моей деятельности как методиста стал поиск более оперативных способов включения учителей в процессы модернизации, психологического общения и подготовка педагога-новатора и экспериментатора, а также формирование мотивации саморазвития педагога.
Таким проектом стала лаборатория «Педагогические меридианы». Лаборатория альтернативных форм повышения квалификации учителей – запрос времени, школа исследований в области педагогических компетенций, поле для сотрудничества учителя и ученика, «рука на пульсе» «болевых точек» в образовании, школа самообразования учителя, место получения индивидуальных консультаций, школа обобщения и распространения опыта педагогической деятельности и исследовательский проект.
К особенностям этого образовательного проекта относится:
- его практическая ориентация - проект направлен на развитие профессиональных компетентностей, обеспечивающих становление и обретение новых способов профессиональной деятельности, присвоение новых образовательных практик;
- его надпредметность (метапроект) - в одной группе могут обучаться педагоги разных предметов,
- его мобильность – гибко реагирует на особенности и образовательные запросы аудитории, перестраивая под них содержание и формы работы.
Цель проекта – организация динамичной и гибкой системы совместной деятельности обучаемых и преподавателей по проектированию образовательного процесса, направленной на формирование мотивации к освоению новых педагогических технологий и внедрению их в педагогическую практику.
Содержание проекта включает в себя несколько мини-проектов и модульных программ.
-
- Модульная программа «Управление учебной деятельностью учащихся в различных образовательных технологиях» (72 ч.). Авторы: С.А.Головачева, О.Н.Рыбак
- Модульная программа «Риторика. Коммуникативная компетенция педагога» (96 ч.). Авторы: С.А.Головачева, Л.А.Макеева, Т.С.Толстикова, Т.Н.Титова.
- Модульная программа «Опора» (40 ч.). Авторы: Л.С.Трофимова, С.А.Головачева, Н.А.Меркурьева.
- Мини-проект «Нить Ариадны». Автор: Л.С. Трофимова.
Все программы обеспечены методическими разработками (тексты лекций, сценарии занятий, тренингов, игр, информационные и иллюстративные материалы).
Программы призваны:
- помочь педагогам в самоопределении и выборе необходимого образовательного маршрута и ритма обучения;
- предоставить каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения в среде коллег за счет презентации своего позитивного опыта;
- обеспечить реальное развивающее продвижение в освоении образовательного содержания: отношение – осознание – деятельность.
Модульная программа «Риторика.
Коммуникативная компетенция педагога»
На основе данного проекта были разработаны и проведены краевые курсы совместно с кафедрой филологии ПИППКРО. На территории города Находки прошли обучение более 60-ти человек, а для учителей русского языка и литературы края были проведены спецкурсы «Общая риторика» и «Риторический текст как жанр».
Модульная программа состоит из нескольких спецкурсов:
- «Общая риторика» - стратегия речевого поведения; основы мастерства публичного выступления; изобретение содержания речи, его расположение; словесное выражение, запоминание и произнесение речи; законы риторики.
- «Педагогическая риторика» - коммуникативная компетентность как одна из основ профессиональной деятельности педагога; целевые установки урока, речевое поведение учителя и риторика урока, основы полемического искусства.
- «Риторический текст как жанр в образовательной деятельности» - понимание, классификация, разработка модели жанра; жанровое общение в образовательной деятельности и др.
- «Психология общения» - психология эффективного общения (возможность прожить и увидеть решение педагогических проблем в разных ролях); речевая агрессия педагога; тренинг взаимодействия с «неуспешным учеником» (переживание опыта неконструктивного диалога).
Данная программа – первый опыт создания и проведения курсов в нашем городе на деятельностной основе с психолого-педагогическим сопровождением. Психолого-педагогическое сопровождение заключалось в работе с эмоциональным состоянием участников, подаче важной профессиональной информации в форме психологических и педагогических игр, тренингов, семинаров. Каждое занятие требует активного участия слушателей и проходит в диалоговом режиме.
Актуальность программы обусловлена еще и тем, что искусство общения, знание психологических особенностей и применение психолого-риторических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек».
Модульная программа «Управление учебной деятельностью
обучающихся в различных образовательных технологиях»
Данная модульная программа предназначена для педагогов, желающих овладеть современными технологиями. Программа призвана повысить образовательную мотивацию учителей. К особенностям этого проекта относится то, что в одной группе могут обучаться педагоги разных предметов и руководители, весь коллектив образовательного учреждения.
Программа удерживает основной принцип компетентностного подхода в образовании – развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта. Программа призвана помочь педагогам выполнить основные цели образования: научить учиться; научиться проектировать; научиться решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научиться решать проблемы профессионального выбора.
Проходя обучение по данной программе, педагоги постигают глубинные смыслы предмета деятельности, задавая себе вопросы:
- Что я преподаю? (Предмет как мир культуры или как отдельная дисциплина учебного плана).
- Как я преподаю? (Какие из педагогических технологий и методических приемов использую на уроке?).
- Зачем я преподаю? (Какой личностный смысл имеет учебный предмет для учащихся? В каких жизненный ситуациях школьники смогут использовать полученные на занятиях предметные знания?).
Главный принцип программы: технология – методика – опыт. Технология осознанного действия лежит в основе образовательной технологии и методики.
Программа включает в себя три блока модулей:
- Модуль общих знаний, в которых раскрываются основные понятия образования.
- Модуль, раскрывающий вопросы содержания конкретных образовательных технологий, современные методики и техники преподавания.
- Модуль самоконтроля и контроля знаний, умений, опыта творческой деятельности – техники и технологии рефлексивного мышления и деятельности; психологические аспекты отметки и оценки.
Модульная программа «Нить Ариадны»
Цель этого мини-проекта – сохранить результативные наработки, опыт и достижения прошлых лет путем адаптации к запросам времени. «Нить Ариадны» – это система индивидуальных консультаций по запросам школ и отдельных учителей. Она свяжет воедино старое и новое образовательные поля, наполнив их новым содержанием, позволит новому опереться на прочный фундамент, а не остаться красивым воздушным шаром. Реализация проекта началась с ответов на вопросы: что уже есть и работает, как это эффективно использовать в современных условиях?
Основное предназначение проекта – обеспечение стабильности в деятельности школ, сбережение и развитие уникальных достижений:
- появление новых творческих программ и элективных курсов на деятельностной основе: программа элективного курса «Пишу реферат» методическим обеспечением (авторы: Л.С.Трофимова, учитель МОУ «СОШ №24», С.А. Головачева, методист ИМЦ «Развитие»); практический курс по русскому языку «Грамотей» для подготовки учащихся к ЕГЭ (автор: Л.С.Трофимова);
- обретение учителями опыта по составлению программ;
- разработка рекомендации по адаптации имеющегося к новым запросам.
Определяющей составляющей результативности любой деятельности человека является наличие мотивов у этого конкретного человека к этой конкретной деятельности. Я придерживаюсь мнения, что процесс обучения педагогов (да и учеников) надо строить так, чтобы в ходе деятельности у его участников возникли мотивы и желания саморазвиваться и продолжать начатое, ценное для них лично, их профессионального развития, для развития среды, которая их окружает.
А на вопрос эпиграфа: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» - отвечу афоризмом из притчи: « Всё в твоих руках!»
Я свой выбор сделала и приглашаю вас, уважаемые читатели, к сотрудничеству.
Список литературы:
1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов-наДону:1997
2. Михальская А.К. Педагогическая риторика. – М:1998.
3. Муршов А.А. Основы педагогической риторики. – М: 1996.
4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М: 1995.