Технология – это Я (Лаборатория «Педагогические меридианы» как технология и форма успешного обучения взрослых)

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Автор: Головачева Светлана Александровна

Организация: ЧОУ «ЦНО»

Населенный пункт: Приморский край, г. Находка

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

В.В.Маяковский

 

Уже несколько лет я размышляю над проблемой: почему в современной педагогической науке господствует парадигма инновационного обучения, а в современной практике – модель поддерживающего (традиционного) обучения. То ли учитель не успевает осмыслить новые идеи, то ли возникает растерянность перед многообразием рекомендаций, которые ему даются. А может быть, не сформирована (или  сформирована на низком уровне) мотивация собственного развития? Или срабатывают стереотипы мышления, нежелание что-то менять в своей жизни. Ведь образовываться – значит «делать самого себя» заново, сообразуясь с культурными нормами, другими людьми, природой.

Сама судьба инновационных систем связана с личностью и природой учителя. Неготовность учителя, его попытки работать с новым содержанием старыми методами дискредитируют инновационную систему. Педагог может формально принимать экспериментальную задачу, но при разработке программ, при проведении занятий и оценке их результатов непроизвольно возвращаться к прежним «зуновским» привычкам.

Сказанное выше делает актуальным следующее утверждение: «учитель должен быть психологически готов к экспериментальной деятельности, к собственному творчеству, к саморазвитию, он должен быть мотивирован  на освоение инновационных систем, готов работать в условиях самосовершенствования самой системы; должен удерживаться в поисковом ритме – тогда так будет работать и ученик». К тому же, учитель должен учитывать цели и интересы детей, часто не совпадающие с  его  собственными.

Для решения выделенных  проблем не достаточно традиционных форм методического обучения учителей, нужны более мобильные и эффективные способы и формы, нужно новое образовательное пространство, нужен проект, содержащий педагогические условия, механизмы, формы работы и средства реализации нового содержания в системе переподготовки.

В связи с этим главной задачей моей деятельности как методиста стал поиск более оперативных способов включения учителей в процессы модернизации, психологического общения и подготовка педагога-новатора и экспериментатора, а также формирование  мотивации саморазвития педагога.

Таким проектом стала лаборатория «Педагогические меридианы». Лаборатория альтернативных форм повышения квалификации учителей – запрос времени, школа исследований в области педагогических компетенций, поле для сотрудничества учителя и ученика, «рука на пульсе» «болевых точек» в образовании, школа самообразования учителя, место получения  индивидуальных консультаций, школа обобщения и распространения опыта педагогической деятельности и исследовательский проект.

К особенностям этого образовательного проекта относится:

  • его практическая ориентация -  проект направлен на развитие профессиональных компетентностей, обеспечивающих становление и обретение новых способов профессиональной деятельности, присвоение новых образовательных практик;
  • его надпредметность (метапроект) -   в одной группе могут обучаться педагоги разных предметов,
  • его мобильность – гибко реагирует на особенности и образовательные запросы аудитории, перестраивая под них содержание и формы работы.

Цель проекта – организация динамичной и гибкой системы совместной деятельности обучаемых и преподавателей по проектированию образовательного процесса, направленной  на формирование мотивации к освоению новых педагогических технологий и внедрению их в педагогическую практику.

Содержание проекта включает в себя несколько мини-проектов и модульных программ.

    1.  
  1. Модульная программа «Управление учебной деятельностью учащихся в различных образовательных технологиях» (72 ч.). Авторы: С.А.Головачева, О.Н.Рыбак
  2. Модульная программа «Риторика. Коммуникативная компетенция педагога» (96 ч.). Авторы: С.А.Головачева, Л.А.Макеева, Т.С.Толстикова, Т.Н.Титова.
  3. Модульная программа «Опора» (40 ч.). Авторы: Л.С.Трофимова, С.А.Головачева, Н.А.Меркурьева.
  4. Мини-проект «Нить Ариадны». Автор: Л.С. Трофимова.

Все программы обеспечены методическими разработками (тексты лекций, сценарии занятий, тренингов, игр, информационные и иллюстративные материалы).

Программы призваны:

  • помочь педагогам в самоопределении и выборе необходимого образовательного маршрута и ритма обучения;
  • предоставить каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения в среде коллег за счет презентации своего позитивного опыта;
  • обеспечить реальное развивающее продвижение в освоении образовательного содержания: отношение – осознание – деятельность.

Модульная программа «Риторика.

Коммуникативная компетенция педагога»

На основе данного проекта были разработаны и проведены краевые курсы совместно с кафедрой филологии ПИППКРО. На территории города Находки  прошли обучение более 60-ти человек, а для учителей русского языка и литературы края были проведены спецкурсы «Общая риторика» и «Риторический текст как жанр».

Модульная программа  состоит из нескольких спецкурсов:

  1. «Общая риторика» - стратегия речевого поведения; основы мастерства публичного выступления; изобретение содержания речи, его расположение; словесное выражение, запоминание и произнесение речи; законы риторики.
  2. «Педагогическая риторика» - коммуникативная компетентность как одна из основ профессиональной деятельности педагога; целевые установки урока, речевое поведение учителя и риторика урока, основы полемического искусства.
  3. «Риторический текст как жанр в образовательной деятельности» - понимание, классификация, разработка модели жанра; жанровое общение в образовательной деятельности и др.
  4. «Психология общения» - психология эффективного общения (возможность прожить и  увидеть решение педагогических проблем в разных ролях); речевая агрессия педагога; тренинг взаимодействия с «неуспешным учеником» (переживание опыта неконструктивного диалога).

Данная программа – первый опыт создания и проведения курсов в нашем городе на деятельностной основе с психолого-педагогическим сопровождением. Психолого-педагогическое сопровождение заключалось в работе с эмоциональным состоянием участников, подаче важной профессиональной информации в форме психологических и педагогических игр, тренингов, семинаров. Каждое занятие требует активного участия слушателей и проходит в диалоговом режиме.

Актуальность программы обусловлена еще и тем, что искусство общения, знание психологических особенностей и применение психолого-риторических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек».

Модульная программа «Управление учебной деятельностью

 обучающихся в различных образовательных технологиях»

Данная модульная  программа предназначена для педагогов,  желающих овладеть современными  технологиями.  Программа призвана  повысить образовательную мотивацию учителей. К  особенностям этого проекта относится то, что в  одной группе могут обучаться педагоги разных предметов и руководители, весь коллектив образовательного учреждения.

Программа удерживает основной принцип компетентностного подхода в образовании – развитие у обучаемых способности  самостоятельно решать проблемы в различных  сферах и видах деятельности  на основе использования  социального опыта.  Программа призвана помочь педагогам выполнить основные цели образования: научить учиться; научиться проектировать; научиться решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научиться решать проблемы профессионального выбора.

Проходя обучение по данной программе, педагоги постигают глубинные смыслы предмета деятельности, задавая себе вопросы:

  • Что я преподаю? (Предмет как мир культуры или как отдельная дисциплина учебного плана).
  • Как я преподаю? (Какие из педагогических технологий и методических приемов использую на уроке?).
  • Зачем я преподаю? (Какой личностный смысл имеет учебный предмет для учащихся?  В каких жизненный ситуациях  школьники смогут использовать полученные на занятиях предметные знания?).

Главный принцип программы:  технология – методика – опыт.  Технология осознанного действия лежит в основе образовательной технологии и методики.

Программа включает в себя три блока модулей:

  1. Модуль общих знаний, в которых раскрываются основные понятия образования.
  2. Модуль, раскрывающий вопросы содержания конкретных образовательных технологий, современные методики и техники преподавания.  
  3. Модуль самоконтроля и контроля знаний, умений, опыта творческой деятельности – техники и технологии рефлексивного мышления и деятельности; психологические аспекты отметки и оценки.

Модульная программа «Нить Ариадны»

Цель этого мини-проекта – сохранить результативные наработки, опыт и достижения прошлых лет путем адаптации к запросам времени. «Нить Ариадны» –  это система индивидуальных консультаций по запросам школ и отдельных учителей. Она свяжет  воедино старое и новое образовательные поля, наполнив их новым содержанием, позволит новому опереться на  прочный фундамент, а не остаться красивым воздушным шаром.  Реализация проекта началась с ответов на вопросы: что уже есть и работает, как это  эффективно использовать в современных условиях?

Основное предназначение проекта – обеспечение стабильности в деятельности школ, сбережение и развитие уникальных достижений:

  • появление новых творческих программ  и элективных курсов на деятельностной основе: программа элективного курса «Пишу реферат» методическим обеспечением (авторы: Л.С.Трофимова, учитель МОУ «СОШ №24», С.А. Головачева, методист ИМЦ «Развитие»); практический курс по русскому языку «Грамотей» для подготовки учащихся к ЕГЭ (автор: Л.С.Трофимова);
  • обретение учителями опыта по составлению программ;
  • разработка рекомендации по адаптации имеющегося к новым запросам.

Определяющей составляющей результативности любой деятельности  человека является наличие мотивов у этого конкретного человека к этой конкретной деятельности.  Я придерживаюсь мнения, что процесс обучения педагогов (да и учеников) надо строить так, чтобы в ходе деятельности у его участников возникли мотивы и желания саморазвиваться  и  продолжать начатое, ценное для них лично, их профессионального развития, для развития среды, которая их окружает.

А на вопрос  эпиграфа: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»  - отвечу афоризмом из притчи: « Всё в твоих руках!»

Я свой выбор сделала и приглашаю вас, уважаемые читатели, к   сотрудничеству.

 

 

Список литературы:

1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность.  – Ростов-наДону:1997

2. Михальская А.К. Педагогическая риторика. – М:1998.

3. Муршов А.А. Основы педагогической риторики. – М: 1996.

4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М: 1995.

Опубликовано: 02.11.2024