Коллекционирование в дошкольном возрасте

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Майорова Галина Николаевна

Организация: МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»

Населенный пункт: Московская область, г. Одинцово

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии, разрешите представить основные результаты исследования на тему Коллекционирование как форма исследования. Актуальность темы исследования определяется следующими положениями:  (слайд 2)

Особую роль в  педагогической теории и практике уделяют вопросам коллекционирования в работе с детьми дошкольного возраста. 

В психологических работах  таких ученых как : Лада Иосифовна Айдарова, Давыдов Василий Васильевич, Варданян, Армен Унанович,Лев Моисе́евич Фри́дман отмечены функции, которые могут выполнять коллекционирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования и эвристическая функция.

Объект исследования – познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – коллекционирование в дошкольном возрасте

Цель и задачи исследования представлены нами на слайде. ( слайд 3)

Доклад состоит из введения, четырех  параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первом параграфе исследования  нами было рассмотрено понятие и характеристика коллекционирования.

Анфисова Светлана Евгеньевна., Дыбина Ольга Витальевна, Еник Оксана Алексеевна., Сидякина Елена Анатольевна, Щетинина Валентина Владимировна определяют коллекционирование как модель деятельности с детьми, которая  основывается на базе взаимодействия в системе «педагог- ребенок-родитель».

Коллекционирование  способствует  расширению  и углублению познавательных интересов детей.

В рамках  второго параграфа нами было рассмотрено влияние коллекционирования на развитие познавательной активности дошкольников.

Определение понятию коллекционирование представлено на слайде (слайд 4)

О значительной развивающей функции интереса и его влиянии на личность человека и его деятельность, указывал известный русский педагог Васи́лий Порфи́рьевич Ва́хтеров. Важность интересов для развития и повышений качества мыслительной деятельности и для общего развития ребёнка с наибольшей глубиной раскрыл известный психолог Лев Семёнович Выготский.

Определения познавательного интереса , вы можете увидеть на слайде

(слайд 5,6)

Третий параграф исследования посвящен видам детских коллекций.

Здесь вам представлено определение понятия детское коллекционирование

( слайд 7)

Группы коллекций вы можете увидеть на слайде (слайд 8)

Особенности детского коллекционирования вынесены на слайд ( слайд 9)

В четвертом параграфе представлены этапы работы с коллекциями.

На слайд вынесены этапы работы с коллекциями на примере камней (слайд 10)

Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Этапы организации педагогической работы с коллекцией вынесены на слайд

1 этап – создание коллекции. На данном этапе происходит накопление запаса определенных представлений о коллекционировании у детей и родителей. С помощью индивидуальных бесед с детьми выявляются интересы и потребности;

2 этап – оформление коллекции. На данном этапе идет стимулирование детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтение художественной и познавательной литературы, энциклопедий; включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по вырабатыванию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап – презентация коллекции. На данном этапе организовывается выставка коллекций; выставка творческих работ детей; презентация отдельных объектов коллекций или коллекции в целом.

Исходя из этого, мы можем заключить, что коллекционирование имеет большие возможности для развития детей. Оно расширяет круг интересов детей, формирует их познавательную активность.( слайд 11)

В пятом параграфе нашего исследования мы преступили к изучению опыта Смолиной Ольги Дамировны. Данный педагог начала заниматься коллекционирование с детьми в августе 2022 года.

Интересовались ребята коллекциями «скрепышей» и «завров», которые дети собирали, участвуя в акциях магазина «Пятёрочка». У детей появилось желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в детский сад. Дети сами стали приносить в группу предметы и игрушки, которые они собирают.

В ходе исследования мы пришли к следующим  выводам (слайд 12)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (слайд 13)

Опубликовано: 01.11.2024