Коллекционирование в дошкольном возрасте
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Майорова Галина Николаевна
Организация: МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»
Населенный пункт: Московская область, г. Одинцово
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии, разрешите представить основные результаты исследования на тему Коллекционирование как форма исследования. Актуальность темы исследования определяется следующими положениями: (слайд 2)
Особую роль в педагогической теории и практике уделяют вопросам коллекционирования в работе с детьми дошкольного возраста.
В психологических работах таких ученых как : Лада Иосифовна Айдарова, Давыдов Василий Васильевич, Варданян, Армен Унанович,Лев Моисе́евич Фри́дман отмечены функции, которые могут выполнять коллекционирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования и эвристическая функция.
Объект исследования – познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – коллекционирование в дошкольном возрасте
Цель и задачи исследования представлены нами на слайде. ( слайд 3)
Доклад состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первом параграфе исследования нами было рассмотрено понятие и характеристика коллекционирования.
Анфисова Светлана Евгеньевна., Дыбина Ольга Витальевна, Еник Оксана Алексеевна., Сидякина Елена Анатольевна, Щетинина Валентина Владимировна определяют коллекционирование как модель деятельности с детьми, которая основывается на базе взаимодействия в системе «педагог- ребенок-родитель».
Коллекционирование способствует расширению и углублению познавательных интересов детей.
В рамках второго параграфа нами было рассмотрено влияние коллекционирования на развитие познавательной активности дошкольников.
Определение понятию коллекционирование представлено на слайде (слайд 4)
О значительной развивающей функции интереса и его влиянии на личность человека и его деятельность, указывал известный русский педагог Васи́лий Порфи́рьевич Ва́хтеров. Важность интересов для развития и повышений качества мыслительной деятельности и для общего развития ребёнка с наибольшей глубиной раскрыл известный психолог Лев Семёнович Выготский.
Определения познавательного интереса , вы можете увидеть на слайде
(слайд 5,6)
Третий параграф исследования посвящен видам детских коллекций.
Здесь вам представлено определение понятия детское коллекционирование
( слайд 7)
Группы коллекций вы можете увидеть на слайде (слайд 8)
Особенности детского коллекционирования вынесены на слайд ( слайд 9)
В четвертом параграфе представлены этапы работы с коллекциями.
На слайд вынесены этапы работы с коллекциями на примере камней (слайд 10)
Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.
Этапы организации педагогической работы с коллекцией вынесены на слайд
1 этап – создание коллекции. На данном этапе происходит накопление запаса определенных представлений о коллекционировании у детей и родителей. С помощью индивидуальных бесед с детьми выявляются интересы и потребности;
2 этап – оформление коллекции. На данном этапе идет стимулирование детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтение художественной и познавательной литературы, энциклопедий; включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по вырабатыванию у детей бережного отношения к коллекции.
3 этап – презентация коллекции. На данном этапе организовывается выставка коллекций; выставка творческих работ детей; презентация отдельных объектов коллекций или коллекции в целом.
Исходя из этого, мы можем заключить, что коллекционирование имеет большие возможности для развития детей. Оно расширяет круг интересов детей, формирует их познавательную активность.( слайд 11)
В пятом параграфе нашего исследования мы преступили к изучению опыта Смолиной Ольги Дамировны. Данный педагог начала заниматься коллекционирование с детьми в августе 2022 года.
Интересовались ребята коллекциями «скрепышей» и «завров», которые дети собирали, участвуя в акциях магазина «Пятёрочка». У детей появилось желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в детский сад. Дети сами стали приносить в группу предметы и игрушки, которые они собирают.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам (слайд 12)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (слайд 13)