Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для её развития

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Волгин Александр Иванович

Организация: МКОУ Старочигольская СОШ

Населенный пункт: Воронежская область, с. Старая Чигла

Перед каждым учителем во время подготовки к уроку встаёт вопрос: как сделать урок интересным и создать благоприятные условия для продуктивной деятельности учащихся. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые учащиеся просто «отсиживают»  время на уроке. Существует несколько правил, которые соблюдают или стараются соблюдать педагоги.  Во-первых, это, конечно же, создание комфортного рабочего места ученика, во–вторых, это эстетическое и методическое оформление кабинета, создание спокойной и дружелюбной атмосферы во время урока. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимо­отношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:

1.  Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возмож­ностям учащихся.

2. Проявление личного отношения преподавателя  к уче­нику, группе, высказывание собственного мнения.

3.  Проявление преподавателем  собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, от­ношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и по­буждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Поддерживать у учеников желание учиться нелегко, однако, сегодня, благодаря новым инновационным технологиям, сделать это гораздо легче, чем раньше.  Одной из этих технологий является метод проектов. Он создаёт благоприятные условия для раскрытия творческих способностей ребёнка, раскрывает его индивидуальные особенности. При подготовке проекта можно использовать компьютерные презентации, мультимедийные эффекты, что делает работу над проектом гораздо интереснее. Кроме того, работа над проектом стимулирует речемыслительную деятельность учеников, развивает воображение. Данный метод способствует повышению у учащихся мотивации к изучаемому предмету и формированию творческих и познавательных способностей.

Эффективным методом, повышающим мотивацию учебной деятельности  учащихся, является игровая деятельность.  В игре способности ребёнка проявляются  в полной мере, активизируется мыслительная деятельность,  так как игра предполагает принятие решения – как выиграть?

Игровые методы обучения предполагают различные способы мотивации:

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).

2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).

3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели.

В игровой деятельности осуществляется переход от наглядно- действенного к образному мышлению, развивается произвольное запоминание. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие. Важным стимулом в игре является элемент соревнования, благодаря этому возрастает активность учащихся, воля к победе.

Практический опыт подтверждает, что решение задач-головоломок вызывает большой интерес у учащихся. При самостоятельном решении задач вырабатывается внимательность, настойчивость, умение преодолевать трудности – качества, необходимые в практической деятельности человека. Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения.

Воспитанию  положительной мотивации способствует  правильная организация урока. Обеспечение мотивации осуществляется через включение учащихся в продуманную систему традиционно и нетрадиционно построенных уроков, это уроки-исследования, погружения, поиски, семинары; учебные проекты, уроки-коммуникации, мозговой штурм.

Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей класса и учителя.

Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят. Немаловажную роль играет работа в парах. Такая организация учебной деятельности на уроке не только создает благоприятные условия для усвоения знаний, но и формирует учебно-познавательные мотивы. Каждый ребёнок чувствует свою значимость во время урока, может принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, высказывать своё мнение.

Чтобы учащимся было интересно на уроке необходимо чередовать различные виды деятельности: репродуктивные и творческие, трудные и лёгкие, письменные и устные. Повышению мотивации учащихся способствует также разноуровневое обучение, его можно использовать на всех этапах урока, во время самостоятельных и творческих работ, при выполнении домашнего задания.

   Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя.

Большую роль в повышении мотивации играют информационно-коммуникационные технологии.

Применение на уроках мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, онлайн-тестов и викторин способствует усилению интереса учащихся и повышению  качества образования.

Не стоит также забывать о значительной  роли здоровьесберегающих технологий. Смена видов деятельности, возможность подвигаться, сменить позу во время урока способствует концентрации внимания и повышению эффективности обучения.

Нельзя не коснуться значения оценки для формирования положительной мотивации учебной деятельности,  поэтому очень важен рефлексивно- оценочный этап урока. Во время подведения итогов учащиеся оценивают объективно свою работу и работу своих одноклассников, анализируют ошибки. Этот этап  служит своеоб­разным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.

Чтобы формировать устойчивые познавательные интересы учащихся к предмету, в педагогической науке и практике выработаны многообразные пути и средства:

  • увлеченное преподавание;
  • новизна учебного материала;
  • связь знаний с судьбами людей, их открывшими;
  • показ практического применения знаний в связи с жизненными 

          планами и ориентациями школьников;

  • использование новых и нетрадиционных форм обучения;
  • чередование форм и методов обучения;
  • проблемное обучение;
  • эвристическое обучение;
  • обучение с компьютерной поддержкой;
  • применение мультимедиа-систем;
  • применение интерактивных компьютерных средств;
  • взаимообучение ( в парах, микрогруппах);
  • показ достижений обучаемых;
  • создание ситуации успеха;
  • создание положительного микроклимата в классе;
  • доверие к обучаемому;
  • педагогический такт и мастерство педагога;
  • отношение педагога к своему предмету и обучаемым;
  • гуманизация школьных отношений и т.д

 

Таким образом, основным направлением работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности – это выбор таких форм и методов обучения, которые воздействуют  на эмоциональную сферу учащихся, опираются на их личные интересы,  стремления и потребности, способствуют осознанному отношению к учебной деятельности.

Список литературы:

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.- М. Прогресс, 2006.- 267 с.
  2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 2004.- 122 с.
  3. Бадьина Н.П. Показатели психологической комфортности ребёнка в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов – психологов.- Курган, 2006. – 65 с.
  4. Маркова С.Н. Изучение учебной мотивации, М.: Наука, 2004.- 395 с.
Опубликовано: 28.11.2016