Проблемы и перспективы развития образования

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Тарасова Марина Викторовна

Организация: ГБОУ СОШ № 494

Населенный пункт: г. Санкт- Петербург

Меняются эпохи, сменяются поколения. Ничто не стоит на месте, интересы и приоритеты современных детей значительно изменились, ученики идут за той информацией и теми знаниями, которые преподносят им на их языке. Поэтому учителю необходимо использовать в своей работе инновации, различные методики, всегда наблюдать за новшествами в своей области, видеть свой урок с позиции учащихся и стремиться разнообразить его.
Современный педагог – человек, владеющий компьютерными технологиями и активно использующий их в своей работе.  Однако, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, нельзя забывать о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная, техника не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить, ведь каждый учитель обладает своими индивидуальными качествами, и ученики зачастую выбирают близкого себе по духу и интересам учителя, и от этого в большей степени зависят знания по предмету и успешность совместной работы. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — писал выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский. В нашей отечественной традиции образование понимается как двуединый процесс обучения и воспитания. Все мы понимаем, что процесс воспитания неотделим от процесса обучения, так как хорошо воспитанный человек и образование воспринимает позитивно.

Я уже много лет работаю классным руководителем и могу сказать, что все мои выпуски очень разные, но все дети хотят внимания, заботы, любви и личной заинтересованности в них со стороны учителя и классного руководителя. Узнать друг друга лучше мы можем во внеклассной совместной деятельности, когда мы можем открыть друг в друге те хорошие качества, о которых даже не догадывались. Мы становимся интересны друг другу, между нами возникает доверие, и ребята уже не рассматривают тебя как объект, который следит за успеваемостью и дисциплиной в классе, а как друга, наставника, который готов выслушать, поддержать, дать совет. Конечно же взаимоотношения не складываются одномоментно, это большой труд как со стороны ребят, так и классного руководителя, который по началу берет функцию управления на себя, постепенно вовлекая ребят в деятельность. С детьми выпуска 2019 я начала работать в 7 классе. Сначала все мероприятия для детей мы организовывали и проводили совместно с родителями. Родители моего класса очень активные и деятельные люди, полные интересных идей. Мы водили ребят на экскурсию на телестудию, устраивали конкурсы совместно с родителями; «Мама, папа, я – спортивная семья.», «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, парни!», выезжали на природу. Очень важно поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению воспитательных задач, это делает работу взаимоинтересной  и плодотворной.

У нас в школе есть много мероприятий в особенности КВН и Битва хоров, которые дают нам возможность «сценировать» учебно-воспитательный процесс, использовать разнообразные формы организации деятельности, включать всех учащихся в разные виды деятельности с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов: подмечать склонности учащихся и в соответствии с ними определять наиболее подходящую для них деятельность.  Эти мероприятия помогают нам раскрыть не только творческие и организаторские способности многих детей, но и научиться сотрудничеству, работе в команде, сопереживанию. В 7-8 классе инициатором, главным образом, выступала я: помогала выбрать песню, организовывала репетиции, скачивала музыку. В 9-10 классах ситуация стала меняться. Я помогала выбрать песню, дальше мы обсуждали как нам ее лучше исполнить нашим коллективом, в котором три мальчика и пятнадцать девочек. Решали кто за что отвечает с учетом талантов, склонностей и интересов. Помимо исполнения песни, каждый был вовлечен в организационно- технический процесс. Саша С., хороший хозяйственник, взял на себя обязанность по доставке костюмов из клуба «Подвиг», обеспечение всех значками и другими атрибутами; девочки (Ирина Д., Дарья Д., Алевтина Д.) были озадачены разработкой имиджа, подбором костюмов для танцоров и несли из дома все новые варианты юбок и блузок. Ксюша М. отвечала за прически. Софья К. и Наталья К. отвечали за музыкальную составляющую. Шесть танцоров неустанно и с большим удовольствием репетировали вальс. Нам всем это очень нравилось, мы чувствовали себя единым целым.. Мы все были просто счастливы, когда у нас все получилось. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую деятельность учащихся и руководить ею также необходимо при проведении поздравительных проектов мальчиками для девочек на 8 марта, и девочками для мальчиков на 23 февраля. Очень мне нравилось, как мои ребята в11 классе работали по выпуску газет. Распределялись по группам: художники, поэты и помощники. Действовали командно: быстро и слаженно.  

Для отдельных моих детей в 7-8 классе совместная деятельность и мероприятия, можно так сказать, были окном в мир, так как одни были робки и застенчивы и по одному или по двое никуда не ходили, лаже в кино, родители беспокоились и не отпускали. Был также папа, который считал, что его дочь должна только учиться, все остальное ей не нужно, но на мероприятия с классом и классным руководителем, девочку отпускал. Очень важно грамотно выстраивать работу с родителями, уметь расположить их к себе, конструктивно общаться.

Сейчас у меня пятый класс, они другие, со своими особенностями. Необходимы новые подходы, интересные им формы и способы совместной деятельности. Сейчас у нас многие классные часы проходят в режиме дискуссии, когда учащиеся высказывают свои мнения. Очень горячо мы обсуждали темы «Как выбрать внеурочную деятельность?» и «Мои друзья». Высказывания многих детей были очень глубокими и аргументированными. Мы с ними еще очень мало знакомы, но я уже выразила им свое восхищение их умением себя вести, организованностью и исполнительской дисциплиной и надежду на взаимопонимание и плодотворное сотрудничество. Я всегда стараюсь делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно проблемы, темы или конкретной ситуации.

Мне кажется, учитель должен не только грамотно и доступно преподнести свой предмет, быть профессионалом в своем деле, но и передать детям часть своего жизненного опыта, не оставаться равнодушным к детским проблемам, быть чутким и отзывчивым к каждому ребенку. Современный учитель – должен быть прежде всего другом, по отношению к детям, их помощником, советчиком и союзником. Я уверена, что перспективы современного образования стоят за учителем, за его сильной личностью, талантом, способностью к сотрудничеству.

Опубликовано: 06.08.2024