Использование современных образовательных технологий на уроках литературы

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Пахомова Татьяна Александровна

Организация: ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ»

Населенный пункт: Самарская область, с. Борское

Цель: ретрансляция преподавательского опыта по работе с текстом.

Задачи:

  • создание условий для профессионального общения;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы  с   текстом;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы с текстом.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.

Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать рассмотренные приемы в практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

 

Ход:

1. Представление

-Уважаемые коллеги, рада всех приветствовать! Наша жизнь интересная и необычная. Надеюсь, что эта встреча будет полезной, принесёт много положительных эмоций, и мы останемся все довольны.  Я желаю вам успеха!

2. Постановка  проблемы

-Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Константину Дмитриевичу Ушинскому принадлежат слова:  "Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело".

-Коллеги, назовите ключевые слова высказывания. (Читать и понимать, выражать свои мысли )

-Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

- Сформулируйте тему (Учимся понимать текст)

- Исходя из темы сформулируйте цель: (продемонстрировать приемы и методы, помогающие ученикам  понимать глубину содержания текста)

-Насколько же сегодня актуальна и значима работа с текстом? Зачем обучающемуся учиться разговаривать с текстом? Какие приемы существуют для развития коммуникативных умений и навыков?

Работа с художественным текстом  позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствует его знания об окружающем мире, а предлагаемые к тексту задания направляются на стимулирование активной мыслительной деятельности детей.

Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.

Ведущая метапредметная коммуникативная компетенция – способность взаимодействовать с другим, а также добывать и перерабатывать информацию, создавая в ответ на чужой «текст» – свой авторский «текст».

 

Приём «Верите ли вы …»

-  Верите ли вы, что можно детей научить понимать текст?

3. Работа с текстом стихотворения в прозе  И. С. Тургенева

Мы ещё повоюем!

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!

Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге.

Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.

Я поднял голову… Передо мной, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила в даль дорога.

И через неё, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьёв, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель – и полно!

А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.

Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.

И пускай надо мной кружит мой ястреб…

– Мы ещё повоюем, черт возьми!

Ноябрь, 1879.

Прием «Тонкие» и  толстые вопросы»

Задания для групп:

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Кого?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

  1. Где происходило событие?
  2. Кого увидел?
  3. Кто охотился на них?

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов  Что делал?  Что изменилось?  Что повлияло?

- Задайте объясняющие вопросы.

  1. Что делали воробьи?
  2. Как выделялся один из воробьев? Почему?
  3. Какое изменение произошло с героем?

Самостоятельная работа с текстом. Поиск ключевых слов, определение деталей.

Работать будем в парах по трем заданиям на выбор. Определите ключевые слова, отражающие:

  • душевное состояние героя стихотворения.

-«полный раздумья»

-«тяжёлые предчувствия»

-«унылость овладевала мною»

-«поднял голову»

-«по большой дороге»

-«стесняли мою грудь»

-«уходила в даль дорога»

  • описание семейки воробьев.

-«раззолоченная ярким летним солнцем»

-«прыгала гуськом»

-«бойко, забавно, самонадеянно»

-«так и надсаживал бочком, бочком»

-«дерзко чирикая»

-«словно черт ему не брат»

-«завоеватель – и полно!»

  • новое настроение рассказчика.

-«поглядел, рассмеялся, встряхнулся»

-«грустные думы тотчас блестели «прочь»

-«отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я»

-«и пускай надо мной кружит мой ястреб…»

-«Мы ещё повоюем, черт  возьми!»

Стратегия обучению решения проблем «Идеал»

- Данная стратегия состоит из нескольких  этапов.

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

И сразу же постановка проблемы –прослушав текст, подумайте над вопросом: «Что дает автору вдохновение, волю к жизни?»

Прошу вас дать письменный ответ на один из вопросов:

  • Почему человек впадает в уныние? (болезни, неудачи в личной жизни, общественная нестабильность, конфликты, стрессы, отсутствие источника вдохновения)
  • Что помогло автору перестроить себя? (красота природы, оживлённость воробьёв,  задор, дерзость одного из воробьёв, философское размышление о “своём ястребе”, то есть причине уныния)
  • Чему научили нас тургеневские воробьи? (умению видеть все вокруг, умению перестроить себя, отваги, удали, охоте к жизни, т.е. оптимизму, философскому отношению к жизни)

 

Прошу вас закончить предложение:
«С моей точки зрения, перестроить человека, дать ему волю к жизни может…»

  • мир живой и даже неживой природы;
  • общение с другими людьми;
  • философские раздумья, искусство;
  • любовь во всех смыслах.

«Мы еще повоюем!» Этим оптимизмом нас наполняет стихотворение И. С. Тургенева. Не унывать, «перестраивать» себя, искать вдохновение всюду! – -- - Какова же главная мысль стихотворения? Жить!

Ещё один приём «Чтение с остановками»

Чтение с остановками — методический приём по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов, работает на стадии осмысления содержания.

При применении данного приема соблюдаются следующие условия:

  • текст не должен быть знаком учащимся;
  • текст заранее делится учителем на части: помечается «первая остановка «вторая остановка»  Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Остановок не должно быть много, чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей;

• задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности.

Хочу привести примеры: на уроках литературы успешно применяются такие формы письменной рефлексии, как синквейн и РАФТ. Технология синквейна теперь широко известна и применяется в педагогической практике. Хотелось бы остановиться на приеме РАФТ, содержащем в себе элементы технологии мастерской построения знаний и творческого письма.

1.Синквейн «Родина»

1.Родина

2.единственная,прекрасная,неповторимая,любимая,богатая,удивительная,сильная,могучая

3.гордится,заботится,любит,ценит,верит, придает силы,учит

4.лучше нет родного края

5.отечество, Отчизна,Россия-Родина моя,страна

 

2.РАФТ

Р(оль)

А(удитория)

Ф(орма)

Т(ема)

Суть приема заключается в том, что пишущий выбирает для себя некую роль (пишет текст не от своего лица). Для решения проблемы выбора роли учащимся можно предложить ответить на следующие вопросы:

 

Личность

Отношение

Информация

Кто я и каковы черты моего характера?

Каковы мои чувства, убеждения, отношение к происходящему?

Чем именно я хотел бы поделиться, создавая текст?

 

Затем определяется адресат текста (персонаж литературного произведения или его автор, одноклассник, учитель) и тема (например, открытка-поздравление Митрофанушке с 16-летием (Д.И.Фонвизин «Недоросль), похвалы и поздравления автору и героям и т.п.).

На создание самостоятельного высказывания дается определенное время: 5-10 минут, если прием используется на стадии рефлексии в конце урока, и до 2 академических часов на уроках, завершающих изучение большой темы, когда пишется сочинение.

3. Веб-квесты

Эта форма работы совсем недавно появилась в моей педагогической практике, можно сказать, что только положено начало освоению данной технологии, начало успешное и перспективное.

Веб-квесты разрабатываются для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Слово «квест» означает продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Образовательный веб-квест – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Часто  использую веб-квест как разновидность проектной деятельности, современную разновидность образовательных интернет-технологий. Данная технология нашла применение на уроках литературы.

Веб-квест по литературе роман А.С.Пушкин«Капитанская дочка».

Приглашаю Вас совершить путешествие с А. С. Пушкиным по страницам романа «Капитанская дочка».


Ребята, нам необходимо работать по тексту "Капитанская дочка»; собрать информацию (по определенным направлениям).

Конечным результатом вашей работы является творческий отчёт, который необходимо разработать, изучив и обобщив информацию по проблеме, и представить в форме презентации, видеоролика, коллажа, альбома, буклета. При оформлении работы не забывайте про иллюстрации и цитаты из текста!

Общий план работы

  1. Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы.
  2. Внимательно изучите задание своей группы (роли).
  3. Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретному персонажу, это сэкономит ваше время).
  4. Результатом работы может стать презентация, стенгазета, буклет, справочник или устное выступление.
  5. Подготовьтесь к защите свой работы, которая будет происходить на уроке литературы.
  6. Заполните таблицу по итогам работы.

Роли участников КВЕСТА

Роль 1. Литературоведы.

Роль 2. Иллюстраторы.

Роль 3. Словесники.

Роль4. Историки.

Роль 1. Литературоведы


1. Вы выбрали роль литературоведов для анализа романа.

Ваша задача – найти информацию и объяснить жанр этого произведения;

Ответьте на вопросы:

- Каковы признаки романа в произведении «Капитанская дочка»?

- Обратитесь к тексту. Комическое в романе.

Комическое изображение действительности. Виды комического.

 

юмор

Сатира (виды)

Язвительная насмешка, беспощадное осмеяние.

изображение героев в смешном виде. Это весёлый, доброжелательный смех

ирония

сарказм

(греч.насмешка; притворство)

отрицательная оценка;

тонкая насмешка,

истинный смысл замаскирован

Едкая, язвительная насмешка;

откровенно обличительный

смысл. Сарказм в переводе с греческого означает «разрывать плоть».


Роль 2. Иллюстраторы.

Вам предстоит познакомиться с имеющимися иллюстрациями к роману, нарисовать свои иллюстрации к произведению.

- Как удалось художникам передать образ Е. Пугачева, П. Гринева (графика - живопись, краски, фон, поза, детали одежды, выражение лица...)?

- Познакомьтесь обзорно с творчеством … и выразите своё мнение об иллюстрации.

- Какая сцена и как изображена художником? Какие цвета преобладают в картине?

- Какое впечатление производит иллюстрация?

Роль 3. Словесники

Руководство для словесников.

Словесники, вам предстоит изучить язык произведения. Воспользуйтесь предложенными вам электронными ресурсами, найдите необходимую вам информацию.

Роль 4 Историки

Руководство для историков:

1. Вы выбрали роль историков.

Ответьте на вопросы:

-В какое время развивается действие романа? Как в сюжете произведения отразилась историческая обстановка (детали времени)?

- Какие исторические события происходили и произойдут приблизительно в это время?

- Когда был написан роман?

- Кто такой Емельян Пугачев?

2. Распределите роли в вашей группе. Воспользуйтесь ссылками на Интернет – ресурсы, найдите необходимую вам информацию.

Заключение

Шаблон отчета

 

Название ролевой группы

 
 

Авторы и соавторы

 
 

Как планировали время?

 
 

В каких предметных областях работали?

 
 

Что и как делали в процессе совместной работы?

 
 

Как работали? Как общались?

 
 

Какими инструментами пользовались для создания мультимедийного продукта

 
 

Чему мы научились?

 
 

Какие материалы использовали?

 
 

Пожелания автору - разработчику веб-квеста

 

- Благодарю вас за общение!

Опубликовано: 30.07.2024