Деятельность учителя на уроках химии в рамках реализации обновленного ФГОС

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Прибытков Филипп Борисович

Организация: МАОУ СОШ №6

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Краснодар

Основная цель работы в школе современного педагога - это развитие умений учеников применять полученные на моих уроках знания для решения конкретных жизненных задач и профориентации.

Первое, что я делаю в рамках поставленной цели – это прививаю интерес к химии на ранних этапах обучения в начальной школе с использованием внеурочной деятельности. На занятиях обучающимся я в игровой форме объясняю основы химии, мы с ними проводим несложные химические опыты. Каждое занятие заканчивается рефлексией, на которой ученики с интересом рассказывают о том, что нового для себя они узнали и где они могут применить новые для себя знания.

Результатом такой внеурочной деятельности является повышение интереса к химии и легкость ее изучения в рамках обычной программы в 8 классе.

Как мы знаем, функциональная грамотность – это умение человека применять полученные различными способами знания для решения конкретных жизненных задач. Задания на функциональную грамотность активно включаются во Всероссийские проверочные работы и Основной государственный экзамен по химии. Поэтому в контрольные работы по преподаваемому мной предмету я добавляю практико-ориентированные задания. Далее представлен пример такого задания при изучении темы «Массовая доля растворенного вещества».

Хозяйке для определенного блюда необходимо приготовить 150 грамм раствора уксуса с массовой долей 10 %. Определите, какую массу воды и уксусной эссенции необходимо использовать для этого. (Принять, что эссенция представляет 100%-ную уксусную кислоту).

         Обучающиеся сталкиваются с определенной ситуацией, в которой они применяют полученные предметные знания. Особое внимание при этом я уделяю междпредметным знаниям.

         Практико-ориентированные задания я также добавляю при разработке внеклассных мероприятий. Учитывая специфику химии, такие задания с элементами эксперимента вызывают особый интерес. Пример такого задания представлен ниже.

         Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк, соляная кислота, растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия. Используя реактивы из приведенного перечня, проведите две реакции, характеризующие химические свойства сульфата магния, запишите их уравнения, а также укажите признаки их протекания.

         С прошлого учебного года задания с реальным химическим экспериментом были добавлены в ОГЭ по химии и ученики нашей школы достойно справились с этими заданиями, получив высокие баллы. Также данное задание развивает читательскую грамотность, что является полезным и на других уроках.

Для достижения упомянутой выше цели я активно использую технологию проектной деятельности. За пять лет моей работы в школе возросло количество индивидуальных проектов у учащихся, связанных с химией. Зачастую эти проекты носят экологический характер. Ученики хотят сделать наш город и край чище и лучше. В своей работе я стараюсь особое внимание уделять талантливым ученикам, при работе над их итоговыми проектами показываю возможности профильного курса химии, организовываю экскурсии в химические лаборатории университетов.

         Ученики достойно представляют нашу школу на различных конференциях. В 2019 проект «Оценка уровня загрязнения почв центрального округа города Краснодара» занял 1 место на городской конференции школьников «Эврика». В 2020 и 2021 году проекты, связанные с загрязнением водоемов Краснодара и края, заняли призовые места на городской конференции школьников «Прорыв в науку XXI века».

         Особое внимание современный педагог должен уделять также предпрофильной подготовке обучающихся старших классов через кружковую работу и консультирование по подготовке к ЕГЭ. Три года назад наша школа ввела естественнонаучный профиль в 10 и 11 классах. В 10 и 11 классе несколько раз в неделю я провожу консультации по подготовке к Единому государственному экзамену. Результатом этого является увеличение количества выпускников, сдающих ЕГЭ по химии и успешно поступающих на химико-технологические специальности и в медицинские ВУЗы.

Насколько известно, процесс обучения неразрывно связан с процессом воспитания. На некоторых уроках в презентации я включаю портреты отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие мировой химии. (Например, Менделеев открыл периодический закон и создал периодическую систему химических элементов. Ломоносов открыл многие законы химии, например, закон сохранения массы. Бутлеров разработал теорию строения органических соединений, а, насколько известно, все мы состоим из органических веществ).

Таким образом я воспитываю чувство патриотизма и уважения к отечественной науке на уроке по предмету, который напрямую с историей не связан.

         Более подробно ознакомиться с моими методическими разработками и с моей педагогической деятельностью можно на моем учительском сайте https://pfb93.blogspot.com/

Список использованной литературы:

  1. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  2. Заграничная, Добротина: Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде. Интеллект-центр, 2014 год.

ОГЭ-2023. Химия. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Под редакцией Д. Ю. Добротина.

Опубликовано: 13.02.2023