Проект как одна из форм современного процесса образования

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Сабирова Лариса Альбертовна

Организация: ГБОУ СОШ школа №212

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Введение. Актуальность.

Формирование компетентного читателя - важнейшая задача литературного образования в школе. Такое восприятие художественных произведений предполагает определенный уровень сформированности у учащихся понятия о стиле писателя. Это процесс трудный и длительный, включающий в себя несколько этапов. Сначала учащиеся должны осознать свое первое идейно-эстетическое впечатление от стиля писателя, попытаться сформулировать его на понятийном уровне. Далее учитель должен помочь им определить закон данного стиля, его доминанты (две-три самые яркие). Затем школьникам необходимо сопоставить стиль данного писателя со стилем другого (других) писателя для уяснения индивидуального своеобразия.

Предлагаем работу по процессу формирования у школьников понятия о стиле писателя на примере создания учебного проекта

ПОРТФОЛИО

  Учебный проект

 

Индивидуальность стиля

Льва Натановича  Лунца

 

                                                            Выполнила: Сабирова Л.А.

 

Паспорт проекта

  • Тема: «Индивидуальность стиля Льва Натановича  Лунца»
  • Учебный предмет: литература и русский язык, смежные дисциплины – история, история литературы, литературоведение, языкознание, философия;
  • Тип проекта:  исследовательский, творческий
  • Цель:  исследовать особенности проявления индивидуального стиля в прозе Л. Н. Лунца.  
  • Задачи:

1) обозначить и описать субъектные формы, организующие повествование в рассказах Л. Лунца,;

2) дать семантическую интерпретацию использованных автором субъектных форм, понять и описать их функциональные проявления;

3) с учетом выявленных в прозе Л. Лунца субъектных форм выявить особенности сюжетной организации рассказов писателя;

     4) выявить специфику авторского мироощущения, индивидуальность стиля,   сопоставив субъектную и сюжетную организацию рассказов писателя

  • Руководитель:  (Ф.И.О. учителя)
  • Возраст участников: учащиеся 11 класса
  • Состав и название  проектных групп: 1) «Историки, историки литературы, философы»;  2) «Литературоведы-теоретики»;

3) «Литературоведы-практики»; 4) «Текстологи-лингвисты»

  • Аннотация:

Актуальность  проекта обусловлена потребностью в точки зрения культурно-гуманитарного образования в исследовании особенностей прозаического наследия Льва Натановича Лунца, имя которого  всё чаще появляется на страницах серьезных научных исследований. Кроме того, актуализировать знания и инициировать интенции учащихся к изучению  стилевого многообразия произведений русской литературы.

    Личностная значимость проекта – формирование в сознании учащихся смысла обучения,   совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками и учителем, осознание возможностей самореализации, стремление к совершенствованию собственных знаний.

    Практическое применение (со стороны обучающихся):  актуальность проекта в выборе и использовании приемов системно-субъектного анализа для изучения индивидуального стиля писателя;

    Практическое применение (со стороны учителя): представленные   материалы могут быть использованы в учебно-педагогической практике на элективных, факультативных  курсах или при организации других занятий по  истории русской литературы 20 века,  по изучению творчества «Серапионовых братьев» или   индивидуального авторского стиля.

  • Предполагаемые продукты:

Информационные  знания: особенность стиля литературной эпохи 20-х годов 20 века; знакомство с творчеством Л.Н. Лунца и основными вехами его биографии, с его местом  и ролью в литературном процессе 20-х годов;

Познавательные и практические навыки: применение методики системно-субъектного анализа эпического текста при изучении индивидуального стиля писателя;

Творческие и практические умения: применение в своих творческих работах знаний об особенностях индивидуального стиля писателя; создание виртуального мини-альманаха «По стопам Серапионов». В него войдут лучшие творческие работы учащихся (сочинения-рассуждения «Стилевые доминанты творчества Л.Н. Лунца», сочинения «В стиле Льва Лунца и будущего Зощенко»).

  • Этапы работы над проектом, содержание, продолжительность,  ответственные (руководители групп): 

Шаг 1. Предварительная работа по созданию проекта. Класс, под руководством учителя,  делится на несколько  групп, каждая из которых получает задание по подбору, изучению и презентации результатов своей поисково-исследовательской деятельности. Работа в каждой группе представляет собою, в свою очередь, выполнение «мини-проекта», т.к. учащиеся делятся на подгруппы с целью выполнения разных заданий. Таким образом, каждая группа выполняет не одно, а веер заданий.

К первому занятию учащимся предлагается прочесть несколько рассказов писателя с целью создания первичных эстетических впечатлений.

        Шаг 2.  1-й урок. «Л.Н. Лунц и его эпоха. Стиль». Лекция с элементами аналитической беседы.

Цель урока: репродуцировать представление учащихся о творчестве писателя, актуализировать знания относительно основных, означенных выше, понятий, начать работу по формированию познавательных интенций к изучению индивидуального стиля Л.Н. Лунца.

        Шаг 3. 2-й урок. «Субъектная организация рассказов Лунца».

Урок-практикум по анализу рассказов писателя, выявлению  стилевых доминант его прозы.

Цель занятия - совершенствование навыков анализа художественного произведения в единстве его формы и содержания, выявление основных доминант стиля Л.Н. Лунца.

Шаг 4.   3-й урок. «Сюжетная (внесубъектная) организация рассказов Лунца». Синтетический урок, включающий лекционное слово, элемент аналитической беседы, практикума и исследовательской работы учащихся по сопоставительному анализу произведений Л. Лунца и М. Зощенко с целью формирования более полного представления об индивидуальном своеобразии стиля первого.

Цель занятия - совершенствование навыков анализа художественного произведения в единстве его формы и содержания, выявление основных доминант стиля Л.Н. Лунца.

Приложение 1: Отчеты групп

Приложение 2: Презентация

  • Необходимые образовательные ресурсы:

литература, ПК, проектор

Приложение 3: Список литературы

 

Основное содержание.

Учебный проект

«Индивидуальность стиля Льва Натановича  Лунца» (Тема 9)

Класс 11

Цель проекта: исследовать особенности проявления индивидуального стиля в прозе Л. Н. Лунца.

 

Цель обучения:

Предметные:

  1. формирование навыков компетентного читателя;
  2.  формирование понятия об индивидуальном стиле писателя, стиле эпохи;
  3. формирование познавательных интересов и мотивации изучения индивидуального стиля писателя и стремления к изучению его творчества;

Метапредметные:

  1. расширение возможностей ориентации в различных научно-гуманитарных областях знаний;
  2. формирование навыков работы с различными источниками информации, анализ и синтез полученной информации, умения перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах в соответствии с поставленными задачами;
  3. совершенствование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и презентации результатов исследования;
  4. повышение эффективности освоения учащимися основной образовательной программы

Личностные:

1)формирование личностного смысла учения;   

совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками и учителем;

2)осознание возможностей самореализации;

3)стремление к совершенствованию собственных знаний.

 

Задачи проекта:

Для достижения поставленной цели необходимо комплексно решить следующие исследовательские и практически-творческие задачи:

1) обозначить и описать субъектные формы, организующие повествование в рассказах Л. Лунца,;

2) дать семантическую интерпретацию использованных автором субъектных форм, понять и описать их функциональные проявления;

3) с учетом выявленных в прозе Л. Лунца субъектных форм понять сюжетную организацию рассказов писателя;

4) выявить специфику авторского мироощущения, индивидуальность стиля, сопоставив субъектную и сюжетную организацию рассказов писателя.

 

Планируемые результаты:

  1. понять особенности стиля эпохи 20-х годов 20 века;
  2. познакомиться с творчеством Л.Н. Лунца, осознав его место и роль в литературном процессе 20-х годов;
  3. научиться применять методику системно-субъектного анализа эпического текста при изучении индивидуального стиля писателя;
  4. применить в своих творческих работах полученные в процессе выполнения проектных заданий знания об особенностях индивидуального стиля писателя;
  5. создать виртуальный мини-альманах, в который войдут лучшие творческие работы учащихся (сочинения-рассуждения «Стилевые доминанты творчества Л.Н. Лунца», сочинения «В стиле Льва Лунца и будущего Зощенко»).

 

Практическая значимость проекта:

 

Представленные материалы могут быть использованы в учебно-педагогической практике на элективных, факультативных  курсах или при организации других занятий по  истории русской литературы 20 века,  по изучению творчества «Серапионовых братьев» или   индивидуального авторского стиля.

 

Пояснительная записка.

 

Формирование компетентного читателя - важнейшая задача литературного образования в школе. Такое восприятие художественных произведений предполагает определенный уровень сформированности у учащихся понятия о стиле писателя. Стиль - это одна из важнейших категорий в постижении художественного произведения в единстве его формы и содержания. «Под стилем в литературоведении понимается эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее известную содержательность».

Формирование у школьников понятия о стиле - процесс трудный и длительный, включающий в себя несколько этапов. Сначала учащиеся должны осознать свое первое идейно-эстетическое впечатление от стиля писателя, попытаться сформулировать его на понятийном уровне. Далее учитель должен помочь им определить закон данного стиля, его доминанты (две-три самые яркие). Затем школьникам необходимо сопоставить стиль данного писателя со стилем другого (других) писателя для уяснения индивидуального своеобразия.

Предлагаем работу по процессу формирования у школьников понятия о стиле писателя на примере создания учебного проекта «Индивидуальность  стиля Л.Н. Лунца» в XI классе. На работу по данной теме следует, на наш взгляд, отвести не менее трех часов.

 

Ход проекта.

Описание работы каждой группы.

Рефлексия (презентация по теме проекта, куда войдут изыскания каждой группы)

Продукт проекта: альманах, он должен быть представлен на одном из последних занятий и выложен на школьном сайте. Целесообразно, на наш взгляд, презентовать альманах и на родительском собрании.

 

Приложение 3.

Литература:

  1. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии/ В.В. Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий. – М., 2006.
  2. Пархоменко Т.А. Первая мировая война и интеллигенция России. Культурологический журнал. Электронное периодическое резензируемое научное издание. 2015/1 (19) /cr-journal.ru
  3. Ширманова К.О. и Федорова С.И. Революция и судьба культуры.// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.11. С.3951 – 3955. – URL:http://e-koncept/ru/2016/86829.htm/
  4. История России, 20- начало 21 века. 11 класс. Профильный уровень. Шестаков В.А., под ред. Сахарова А.Н., 5-е изд. – М.: 2012 –  с. 126-136
  5. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 5. двадцатых годов. – М., 1977. С. 9;
  6. Воронский А.К. Из современных литературных настроений// Воронский А.К. Избранные статьи о литературе. М., 1882. С.285.
  7. Фрезинский Б.Я. Заколдованные сочинения Льва Лунца: Грустная история в документах и письмах Серапионовых братьев. //Звезда. – 1997. – №12. – с.159 – 160, 171.
  8. Евстигнеева А.Л. Лев Лунц – серапионов брат // Предисловие. – М.: Научный мир. – 2007. – с.8.
  9. Вайнштейн М., Голос, преодолевший десятилетия. Вст. ст. // Лунц Л. Вне закона: Пьесы. Рассказы. Статьи. – СПб: Композитор, 1994. С.256.
  10. Горюнова И., Воскрешение: [Лев Лунц] // Российские вести. – 1994. – 9 апреля.
  11. Лемминг Е. Комментарии // Л. Лунц. «Обезьяны идут!». Собрание произведений. СПб: ООО «ИНАПРЕСС», 2003. С.448.
  12. Янушкевич А.С. Повесть Н.В.Гоголя «Нос» в контексте русской культуры 1920-1930-х годов // Литературоведение и журналистика: Межвузовский сб.науч.тр./ Саратов.ун-т. – Саратов: 2000. С.66 – 79.
  13. Щеглов, Ю.К. Комментарии к роману «Двенадцать стульев». // И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев. Роман. – М.: Панорама, 1995. – С. 440.
  14. Старобинский, Ж. Поэзия и знание. История литературы и культуры. Т. 1. – М., Языки славянской культуры, 2002. – с.85 – 109.
  15. Лемминг Е. Послесловие. // Л. Лунц. «Обезьяны идут!». Собрание произведений. СПб: ООО «ИНАПРЕСС», 2003. С.393.
  16. Шубинский В. Прекрасней правды. Вст. Статья // Л. Лунц. «Обезьяны идут!» Собрание произведений. СПб: ООО «ИНАПРЕСС», 2003. С.7.
  17. Мущенко, Е. Г., Скобелев, В. П., Кройчик, Л. Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978. С.13 – 20.
  18. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. 2003.

Ортега – и – Гассет Х. Восстание масс. 2003. С.121-388.

Опубликовано: 04.01.2023