Современный урок истории
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Черданцева Татьяна Андреевна
Организация: КГБОУ АКПЛ
Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул
« Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.»
Хаббард, Элберт Грин
В настоящий момент к системе школьного образования предъявляются новые требования. Ведь образование, которое является основополагающим компонентом социализации личности, должно идти в ногу со временем. Особенно остро стоит проблема существенного обновления исторического образования: изменение методики построения урока, использование новых форм урока, разработка новой линии учебников и т.д. Причина внимания к предмету «история» следующая. История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Современный этап развития общества характеризуется переходом от постиндустриального к информационному типу, что вызывает необходимость постановки задач, решение которых позволит обеспечить в этих условиях поступательное развитие человека и человечества в целом.
Информационное общество предъявляет новые требования к человеку, которому надо научиться управлять информационным потоком, взаимодействовать в нем с разными носителями информации, уметь работать с информацией и бережно относиться к ней. В противном случае человек может стать заложником информационного поля, слепо подчиняясь его законам.
В настоящий момент существует несколько проблем, ставших результатом технологического и медиа прогресса. Согласно результатам Всероссийского опроса «Отношение российских детей и подростков к чтению», который ВЦИОМ провел по заказу Российской государственной детской библиотеки 29 сентября — 8 октября 2021 года, увеличилось количество подростков, которые вовсе не любят читать книги и считают чтение скучным занятием (20% из опрошенных), уменьшилось количество семей с подростками, в которых все читают. Идет смещение в сторону поверхностного чтения любых текстов, доступных подросткам в интернете. Для многих из них чтение книг становится все более сложным занятием.
В настоящее время средства массовой информации (печать, радио, кино, телевидение, компьютер, Интернет) охватывают своим воздействием около 70 % населения нашей планеты, являясь одним из самых мощных факторов социализации.[1] Резко возросла информированность детей через СМИ. В свободное от школьных занятий время дети реализуют различные возможности социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Дети узко мыслят, зачастую их выводы основываются на обывательских представлениях, а не на теоретическом знании. Использование средств массовой информации и технологий требует развития особых навыков, таких как критическое суждение и самостоятельное размышление, являющихся основой освоения и понимания истории.
Таким образом, исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку истории.
Зададимся вопросом: как проходил раньше обычный урок истории? Учитель вызывал ученика, который должен рассказать домашнее задание – пересказ параграфа. Затем ставил оценку, спрашивал следующего. Во второй части урока учитель рассказывал новую тему в форме лекции под запись и задавал домашнюю работу.
В связи с изменениями нашего общества учителям необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на разных ступенях основного общего образования, следуя новым требованиям к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы. Таким образом, каждый педагог должен переосмыслить свою учительскую деятельность, чтобы найти ответы на следующие вопросы:
- Какие же они современные дети?
- Каким должен быть идеальный урок истории в новых условиях?
- Какую систему оценивания следует применять для распознавания способностей и знаний современных учащихся?
В соответствии с новыми стандартами, педагогу необходимо через предметную деятельность подготовить учащегося к решению практических вопросов, научить своевременно находить полезную информацию и грамотно применять ее в реальной жизни.
Вся учебная деятельность теперь должна строиться на основе системно – деятельностного подхода. Что он из себя представляет? Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.[2] Так, учитель становится «дирижером», ученик – незаменимой частью «оркестра» под названием «урок».
На уроках истории педагог должен научить ученика:
- самостоятельно добывать историческое знание;
- отбирать и анализировать информацию, сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- уметь дискутировать с одноклассниками по проблемным историческим вопросам;
- определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпох;
- видеть проявления исторических коллизий прошлых лет/веков в современном мире;
- предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей итд.;
Что же поможет сегодня учителю истории добиться планируемого уровня подготовки и реализовать поставленные цели?
- Использование межпредметных связей (литература, обществознание, география)
- Использование активных форм познания (мозговой штурм, круглые столы, дебаты, кейс-метод, диспут, дискуссия, портфолио, семинар, ролевые игры)
- Использование проектной деятельности (исследовательская научная деятельность)
- Использование ИКТ:
- запись на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.д.);
- наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);
- таблицы и схемы;
- тесты;
- игры;
- проектная деятельность учащихся - Использование рефлексии (оценка учеником своих учебных действий, соотнесение результата с целью)
- Использование индивидуального подхода к учащимся
- Использование дифференцированных домашних заданий
- Использование инноваций (Realtime board)
- Использование технологической карты урока (оптимальная форма проектирования современного урока, позволяет тщательно планировать каждый этап деятельности, максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату и координацию и синхронизацию действий всех субъектов педагогической деятельности, проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой)
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.
Структура современного урока:
Требования к уроку |
Урок современного типа |
|
Тему формулируют сами учащиеся |
|
Цели и задачи формулируют сами учащиеся |
|
Учащиеся сами примерно очерчивают объем и методы работы для достижения поставленных цели и задач |
|
Учащиеся на основе самоанализа и взаимоанализа обращаются к учителю за помощью, испытывая затруднения |
|
Самооценивание, осуществление сотрудничества с педагогом по результатам учебной деятельности |
|
Рефлексия |
|
Разноуровневые домашние задания с учётом личных возможностей учащихся |
Таким образом, применяя данные формы, методы и структуру на уроках истории, Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.
Уроки истории не должны учить школьников исключительно пассивному запоминанию дат и фактов, они призваны погрузить ученика в ту или иную эпоху для того, чтобы воспитать в нем умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества. Уроки истории должны помочь развить личность учащихся и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой художественной культуры.
Вывод: в целом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура современного урока истории выстраивается из классической структуры любого урока в целом, но включает в себя те особенности и дополнения, которые необходимо включать в неё с учётом специфики данного предмета. Следует учитывать и те требования, которые предъявляются сегодня к преподаванию такого важнейшего, выстраивающего систему мировоззрения на себя и мир, школьного предмета, как урок истории. Поскольку с течением времени меняется не только наше общество, но и мир в целом, преподавание истории должно исходить из веяний и реалий современной ему эпохи, но ориентироваться на компромисс мнений и стремиться к объективизму.
Список используемой литературы:
- Горлова Н.А. Дети нового типа сознания и современное образование. [электронный ресурс] https://www.pedagogika-cultura.ru/deti-novogo-soznaniya/gorlova-n-a-deti-novogo-tipa-soznaniya-i-sovremennoe-obrazovanie (дата обращения: 22.12.2022).
- Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения [электронный ресурс] // /ps/blog/35203.html
- Кузива, А. П. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи / А. П. Кузива. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15393/ (дата обращения: 22.12.2022).
- Рыжикова А.М. Образовательные технологии обеспечивающие ФГОС. Системно-деятельностный подход – основа реализации стандарта второго поколения
- Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
- Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
Историко-культурный стандарт http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3483
[1] Кузива, А. П. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи / А. П. Кузива. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15393/ (дата обращения: 22.12.2022).
[2] Рыжикова А.М. Образовательные технологии обеспечивающие ФГОС. Системно-деятельностный подход – основа реализации стандарта второго поколения