Индивидуальный образовательный маршрут - один из методов ликвидации пробелов учащихся

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Чередниченко Елена Николаевна

Организация: МБОУ Начальная школа № 3

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск

Осно

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Как для сильных, так и для слабого ребенка. Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. От этого зависит потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк. Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений:

  • неумение учиться;
  • отсутствие интереса к учёбе;
  • неуверенность в своих силах.

Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребёнка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребёнку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка. В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

При выстраивании ИОМ для каждого ребенка с проблемами в развитии мы учитываем следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

Материальным выражением ИОМ является карта индивидуального сопровождения ребенка, которая находится у каждого учителя. Карта индивидуального сопровождения ребенка является документом, в котором фиксируются коррекционно-развивающие мероприятия, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника и на который опираются учителя при планировании индивидуальной работы с детьми.

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
-осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника;
-осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
-организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:

- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

Использование индивидуального образовательного маршрута не только позволяет создавать условие для каждого конкретного ученика, но и даёт учителю полную картину о личностном развитии ученика. Анализ движения ученика по ИОМ позволяет учителю выяснить причины его слабой учебной мотивации или, наоборот, увидеть причины устойчивой положительной мотивации, что позволит впоследствии корректировать маршрут в соответствии с целью деятельности ученика.

Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации

  • При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
  • Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
  • Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
  • Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
  • Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
  • Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

В течении учебного года следует вести планомерную систематическую работу по реализации ИОМ, периодически проводить мониторинг динамики процесса, корректируя ИОМ, а в конце учебного периода подвести итоги совместно с участниками: родителями, обучающимися, педагогами.

 

Список литературы:

1.Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная школа : плюс-минус. – 2000, №12. – с. 20.

2.Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22.

3.Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с. 107.

Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.

4.Кумарина Г. “Компенсирующее обучение” // Начальная школа. – 1995, №3.– с.72.

5.Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000.

Опубликовано: 08.11.2022