Современные подходы к организации занятия в системе дополнительного образования кадетского корпуса

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Елагина Елизавета Александровна

Организация: ФГКОУ СПб КВК имени князя Александра Невского

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Содержание:

 

Содержание: 2

Аннотация. 3

Введение. 4

Глава I. Кто такой педагог будущего. 5

Глава II. Программа студии «ЛАДЫ» - программа будущего кадетского военного корпуса 5

Заключение. 10

Список используемой литературы: 11

 

 

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме переосмысливания и трансформирования роли педагога в соответствии с новыми требованиями, а также проблеме специфики работы педагога в кадетском военном корпусе. Она раскрывает вопрос, каким должен быть педагог будущего в кадетском корпусе. Большинство теоретических материалов взяты из лекций по педагогике, методике образования и психологии, которые преподают в музыкально-педагогическом училище и университете им. А. И. Герцена.

Эта разработка может быть полезна только пришедшим в профессию, а также опытным педагогам дополнительного образования, которые хотели бы расширить свои познания о новых методах и приемах преподнесения материала в довузовских военных образовательных учреждениях. В разработке представлены авторская программа, которая уже была апробирована на практике. Также в данной разработке описываются новшества и особенности программы. Методическая разработка составлена с целью распространения опыта работы с детьми в данной сфере.

 

Введение

 

Современный мир – мир динамичный, цифровой, мобильный, и он требует новых подходов. Перед современным педагогом стоит задача - научить учиться. Педагог, в современном понимании, это не человек, передающий знания напрямую, а скорее человек-помощник, создающий благоприятные условия для самостоятельного развития детей, то есть тьютор - педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития [2].

Новизна методической разработки состоит в том, что здесь рассматриваются особенности работы современного педагога в особых условиях - в кадетском военном корпусе. Обучение происходит не в классическом кружке дополнительного образования, а в особых динамичных условиях военной структуры. В программе, предназначенной для кадетского военного корпуса, в основе лежит военное направление. Работа кружка направлена не только на музыкальное развитие ребенка, она также включает множество задач, одна из которых, стоящих в первом ряду, - ориентирование на будущую военную службу. Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в классическую программу обучения игре на гитаре.

Цель методической разработки – улучшение качества занятий в студии, распространение опыта, методов обучения, элементов современных педагогических технологий среди педагогов дополнительного образования.

Условия применения программы подразумевают собой не только материально-техническую базу (просторный проветриваемый класс, гитары, фортепиано, папка с цифровками), но также природные данные и способности детей. Для их выявления проводится прослушивание. Область применения – дополнительное образование военной структуры. Трудоемкость программы – 5 лет обучения. Ограничения данной методической разработки могут быть поставлены по причине здоровья (период мутации). Риск представленной методической разработки: в силу особенностей группового занятия менее подробное, поверхностное усвоение программы; возможен риск искривления осанки, зажима кисти, срыва голоса при отсутствии контроля деятельности детей педагогом.

 

Глава I. Кто такой педагог будущего

 

Педагог будущего. Каким мы его видим, каким он должен быть? В первую очередь, педагог должен являться интересной личностью для детей: быть активным, всесторонне развитым, настоящим примером для подражания. Педагог должен уметь «зажечь» детское сердце, повести за собой, увлечь, а для этого должен искренне любить свое дело, свой предмет и свою профессию. Педагог должен владеть компьютерными технологиями, шагать в ногу со временем. Педагог должен уметь установить контакт с каждым ребенком, найти подход. Педагог должен интересоваться детскими субкультурами, увлечениями, знать психологические и физиологические особенности детского и подросткового возрастов. В военной организации педагог должен быть особенно мобильным, гибким. Перед педагогом кадетского военного корпуса стоит особая задача: формировать бережное отношение к культуре и традициям нашей страны, уважение к армии, чувство любви и уважения к своей стране и ее истории через подбор репертуара. Если раньше главной целью образования было создание гармонично развитой личности, то сегодня перед современным педагогом стоит задача создания условий, для развития личности в гармонии с самой собой и с социумом. Педагог должен создавать благоприятную среду для самосовершенствования воспитанников.

Педагог должен обладать эмпатией, иметь чувство меры, педагогический такт, чтобы вовремя обратить внимание на настораживающие изменения в поведении ребенка и предотвратить негативные последствия.

Педагог должен сам стремиться к самосовершенствованию, сделать свою деятельность интересной, доступной, увлекательной, запоминающейся, полезной.

 

Глава II. Программа студии «ЛАДЫ» - программа будущего кадетского военного корпуса

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии гитарного аккомпанемента «ЛАДЫ» уникальна тем, что подразумевает собой групповое обучение аккомпанементу на гитаре, в то время как обычно такие занятия проводятся индивидуально. Во многом это вынужденная мера. Однако, она имеет и свои плюсы: для мотивации обучения детей программа предусматривает использование игровых технологий. Например, для стимулирования и мотивации к совершенствованию технической части используются соревнования (по командам и индивидуальные). Соревнование №1. Выстраивание аккордов.
Воспитанники садятся в круг. Всем детям дается время на подготовку (3 минуты). По истечению времени педагог вызывает детей по одному. Ставится секундомер, засекается время. Педагог называет воспитанникам, участвующим в соревнованиях, одинаковые ранее изученные аккорды, но в разной последовательности. Ребенок должен как можно скорее найти на грифе все указанные аккорды. Результаты записываются в таблицу, и на следующем занятии педагог обращает внимание на трудности и ошибки, которые помешали детям добиться лучшего результата. В первую очередь педагог занимается с наиболее успевающими, оставляя остальным возможность самостоятельно догнать уровень, контролируя их работу и не оставляя без внимания.

Соревнование №2. Совершенствование техники правой руки.

В этом соревновании используется метроном. Педагог делит ребят на группы и даёт время на подготовку. (2 минуты). Каждая группа по команде играет изучаемый ритмический рисунок правой рукой от медленного темпа к быстрому. Деление на группы при соревновании дает возможность педагогу проследить трудности, с которым сталкивается конкретный ребенок, записать их и в дальнейшем выстроить наиболее полезную для него стратегию работы над материалом.
Самые успевающие участвуют в концертах и выступлениях.
Педагог кадетского корпуса не боится трудностей и использует их максимально полезно.

Уникальность программы в том, что она рассчитана на овладение инструментом не только для сценических, но и для «походных» условий. Программа опирается на специфику военных заведений, поэтому задача программы состоит в том, чтобы любой ребенок, обучившийся в студии гитарного аккомпанемента «ЛАДЫ», мог взять гитару и сыграть в любых условиях. Для этого дети изначально привыкают к достаточно свободной постановке, играют без подставки. Педагог предоставляет детям свободу в нахождении удобного положения инструмента и выбора аппликатуры, однако, советуя и корректируя их во избежание негативных последствий для детского здоровья (искривление осанки, зажим кисти). Педагог будущего в кадетском корпусе дает свободу выбора и создает поисковую ситуацию для обучения, не забывая при этом про возможные риски и предотвращая их.

На занятии варьируется форма работы: она может быть групповой и индивидуальной. К каждому ребенку педагог должен найти особый подход. Программа продумана таким образом, что каждая тема проходится по одному и тому же плану. Таким образом, дети получают возможность всестороннего развития и качественного закрепления материала. Занятия проходят таким образом, что сначала педагог знакомит детей с новым приемом, а дальше дает возможность закрепить полученные знания в свободном темпе. При возникновении вопросов воспитанник может их задать, а учитель направить мысль ребенка в нужную сторону, чтобы тот сам нашел ответ. Педагог будущего в кадетском корпусе не дает информацию в готовом виде. Он создает условия и побуждает ребенка самостоятельно добраться до истины.

При подборе репертуара педагог опирается как на специфику военного заведения, так и на интересы ребенка и знакомит с новыми приемами исполнения на песнях, интересных самим детям. Педагог будущего в кадетском корпусе хорошо ориентируется в ценностях и интересах детей и старается сделать занятие максимально интересным для всех. Особого внимания стоит уделить заключительному занятию в конце года. На этом занятии происходит аттестация учащихся, оценка приобретенных навыков, рефлексия педагога и рефлексия детей. Занятие проходит в игровой форме, на нем используются различные атрибуты и раздаточные материалы (карточки с нотами, подарки-блокноты, таблица для баллов, музыкальные инструменты, секундомер, карточки со стихами, карточки с эмоциями). В оцениваемые задания входят: настройка гитары на время, актерское мастерство, сдача партий (исполнение песни). Затем происходит подведение итогов, награждение победителей, выдаются задания на самостоятельное летнее обучение.

Соревнование «Настройка гитары». Каждый ребёнок должен настроить гитару максимально качественно и быстро. Для того, чтобы соревнование было честным, строй каждой гитары перестраивается одинаково, для отсчета времени используется секундомер. Для оперативности работы можно попросить опытного и музыкально осведомленного участника студии помочь с проведением этого задания.

Конкурс-игра «Актерское мастерство». Для качественного, эмоционального исполнения песен начинающим воспитанникам-артистам зачастую не хватает раскрепощенности. Педагог проводит следующий конкурс-игру актёрского мастерства: заранее подготавливаются специальные карточки с нарисованными эмоциями (грусть, радость, восторг, удивление). А также карточки с короткими четверостишиями. Ребенок вытягивает карточку со стихотворением и нарисованной эмоций. Перед ним стоит задача максимально правдоподобно войти в роль и прочитать стихотворение в том же настроении, которое изображено у него на карточке. При выполнении этого задания воспитанникам разрешается жестикулировать и двигаться. Это задание раскрепощает детей и дает возможность самовыражения.

Сдача партий. Этот экзамен также проходит в игровой форме. Ребенок вытягивает бумажку с названием песни, которую нужно сыграть. Оценивается качество игры, артистизм. Дополнительным бонусом идет чистое вокальное исполнение.

Педагог будущего в кадетском корпусе стремится развивать личность ребенка многосторонне и качественно. На данном заключительном занятии происходит рефлексия педагога и рефлексия детей, которая подсказывает, на что стоит больше обратить внимание в будущем, указывает направление для следующих этапов работы.

Педагог-музыкант должен учить детей не просто исполнять музыку, а передавать слушателю дух, мысль, настрой песни, рассказывать ее как историю. Особенное внимание уделяется этому при разучивании и исполнении военных и патриотических песен. Ребенок должен прочувствовать то, что он поет и играет. Для этого педагог должен рассказать и построить беседу с воспитанником так, чтобы она была близкой каждому, найти подход к каждому ребенку.

Педагог через свою программу должен преследовать не только близкие ему цели. Перед ним стоит задача не просто научить ребенка играть аккомпанемент. Задача гораздо глубже. Программа помогает детям успешно социализироваться в обществе, удовлетворить потребности в творческом самовыражении, формировать самостоятельность, инициативу, прививать усидчивость и трудолюбие, дать возможность каждому ребенку проявить индивидуальность. А в дальнейшем, получить профессиональную ориентацию на военную службу в Российской Федерации.

Каждый год авторской программы посвящен одной основной теме, которой подчиняются остальные подтемы. Таким образом, первый год обучения направлен на овладение начальными навыками аккомпанемента и приобретение навыков ориентирования в простых тональностях, то есть на формирование навыка исполнения простейшего сопровождения. Второй год направлен на укрепление приобретенных навыков и овладение более сложными приемами аккомпанемента. Вводится раздел «основы теории музыки», в котором раскрываются необходимые музыкально-теоретические аспекты. Третий год обучения предполагает расширение знаний о ритмах аккомпанемента в различных стилях музыки. Происходит углубление в изучении стилевой окраски произведений и формирование навыков аккомпанемента в изучаемых стилях. На четвертом году обучения делается акцент на тональную логику. Воспитанники знакомятся с новыми тональностями, приобретается свобода исполнения. На пятом году обучения планируется закрепление всех полученных навыков, совершенствование навыка свободы исполнения на сцене, артистизма [1]. Таким образом, обучение детей идет по спирали. Педагог постоянно возвращается к пройденному материалу на новой теме. Такая схема программы дает возможность ребенку погрузиться в мир музыки, углубиться в особенности гитарного аккомпанемента поэтапно, доступно и качественно.

Каждому ребенку дается посильная программа и музыкальная партия в ансамбле. Однако, для успевающих детей применяется перспективный метод. Ребёнок, выучивший партию первее и лучше всех получает усложненное задание. Например, соло в изучаемой песню, новый репертуар и т. д. Перспективный метод дает ребенку возможность идти вперед, опережая программу, таким образом дает стимул для развития. Педагог будущего создает ситуацию успеха для каждого ребенка.

На занятиях используется демократический стиль педагогического общения. Педагог будущего создает оптимальные и свободные условия для детского творчества и самовыражения ребенка.

Занятие проходит динамично, педагог постоянно поддерживает интерес сменой видов деятельности, игровыми технологиями. Педагог обеспечивает активное взаимодействие с каждый воспитанником в удобном для него темпе и форме усвоения материала. Задачи, которые ставятся на занятии, обязательно должны быть выполнены на нем. Это делает занятие логически завершенным.

В связи с пандемией возникла необходимость в проведении дистанционных занятий. Для этого педагог выстраивает занятия таким образом, что на первом этапе - этапе знакомства с новым материалом высылает видеоурок педагогу-организатору (командиру, воспитателю…), дает задания. На этапе закрепления полученных знаний педагог остается на связи, корректирует работу через интернет-ресурсы. На этапе обобщения и систематизации педагог оценивает присылаемое видео, описывает ошибки, дает рекомендации и советы. В дальнейшем при очной работе работает над ошибками, выбирает музыкальный материал для усвоения и закрепления приобретенных навыков. Педагог будущего не боится трудностей и успешно справляется с ними.

 

Заключение
 

Методические новшества, указанные в данной разработке, рекомендуются для дополнительного образования в детских довузовских военных заведениях, так как программа составлена с учетом их специфики. Они обеспечивают заинтересованность воспитанников, их активность, самостоятельность, стремление к самосовершенствованию, прививают любовь к военной службе. Методические приемы способствуют формированию качественных знаний и формированию профессионально значимых качеств будущих офицеров. Программа апробирована на практике и дает свои результаты: в студии большой конкурс, дети стремятся заниматься и выступать. Данная авторская программа опирается на ценный опыт классической педагогики, но в то же время в нее включены новые авторские методики, связанные с особенностями работы в военном учебном заведении, а также с современным взглядом на роль и деятельность педагога.

 

Список используемой литературы:

Библиографический список:

  1. Петерсон А. В. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккомпанемент песен», СПб, изд. «Лань», 2006 г.

 

Интернет-источники:

atlas100.ru

Опубликовано: 27.05.2022