Некоторые особенности работы с аутичными детьми в вокальном классе ДМШ

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Широкова Ирина Владимировна

Организация: МБУК ДО ДхорШ №1

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Из опыта работы с учениками-аутистами младшего школьного возраста можно отметить несколько основных моментов, на которые следует обратить внимание преподавателя.

Напомним, что аутизм – это психическое расстройство, сопровождающееся нарушением коммуникации с внешним миром. Музыка же способна оказать глубокое позитивное влияние на умственное и физическое развитие детей, повысить уровень психологической и умственной координации. Музыка может оказаться важным фактором в развитии способности внимательно слушать, воспринимать полученную информацию и быстрее её усваивать. (1,18)

Было замечено также, что дети-аутисты с большим энтузиазмом относятся к музыке и очень к ней восприимчивы. Более того, среди аутистов есть много талантливых и музыкально одарённых людей. Так, профессор Адам Окельфорд утверждает, что каждый двадцатый человек с аутизмом мог бы стать выдающимся музыкантом. (2) Такие дети слышат музыку в повседневных звуках, например, легко определяют высоту звука мотора автомобиля, но при этом не реагируют на опасность. Другие с энтузиазмом управляют оркестром из цветочных горшков или кастрюль. При этом «музыка» воспринимается как своеобразная речь и поток издаваемых звуков может говорить о разных социально-бытовых смыслах, вкладываемых ребёнком. Общеизвестно, что такие дети склонны воспринимать любые повседневные звуки как музыку. Поскольку аутичные дети слышат, как и воспринимают окружающий мир, отдельными фрагментами, то они чаще обладают абсолютным слухом, кроме того, дети слышат музыкальную структуру прежде, чем саму мелодию. Было отмечено, что смысл музыки для ребенка с аутизмом – в закономерности ее звуков. Для него захватывающим является именно то, как звуки связаны между собой, говорит Адам Окельфорд. (2)

Таким образом, через музыкальные способности можно развить то, что пока не поддаётся корректировке, поскольку появляется вспомогательный язык, с помощью которого человек общается с миром. Занятия музыкой активизируют определенные участки мозга, что и помогает ребенку социализироваться, формирует восприятие «себя» и «другого».

Прежде чем приступать к занятиям, следует прилечь внимание ребенка с аутизмом, не напугав его при этом. Выполнить данную задачу помогут пять правил: Не говорить громко, не делать резких движений, не смотреть пристально в глаза ребенку, не обращаться прямо к ребенку, не быть слишком активным и навязчивым. (4,77)

Рассмотрим теперь основные моменты, которые помогут преподавателю вокального класса провести урок с аутичным ребёнком.

1.Прежде всего, необходимо помнить, что такие дети требуют повышенного внимания: учитель должен улавливать малейшие изменения настроения, появление определённых жестов, отслеживать любое проявление ответной активности или коммуникации. Отсюда вытекает необходимость изучить жесты – язык конкретного ребёнка, его привычки, характер. Так, например, когда одной девочке не нравилась определённая песня, она подходила к роялю и начинала произвольно перебирать клавиши, что означало для неё «перестань».

2. Подбирать репертуар следует с учётом особенностей восприятия каждого ребёнка, его предпочтений и реакций. Кроме того, исполняемые произведения должны содержать повторяющиеся элементы, мотивы, иметь простую структуру и чёткий ритм. Так музыка сама может становиться для аутистов языком: через проявления удовольствия-неудовольствия можно понять какая музыка ребёнку больше по душе, какой композитор больше нравится. Дети очень любят выделять свою привязанность к родителям и друзьям посредством музыки. При помощи музыки они учатся выражать и утверждать свои музыкальные вкусы и предпочтения по мере своего взросления. Музыка помогает выражать своё отношение к различным видам культуры.

Кроме того, многие аутичные дети часто повторяют слова. Это происходит потому, что в их мозге язык структурируется как музыка, а музыка основана на повторении. Именно поэтому дети с аутизмом, постоянно повторяя музыкальные фрагменты, задают последовательность событий в своем мозге, тем самым обучаясь и закрепляя причинно-следственные связи и понимая их. С этим же связана любовь к Баху у аутичных детей ведь в его музыке много повторений. В фугах Баха, например, много вариаций на одну и ту же тему — разные способы ее развития, смена тональностей. Кроме того, аутисты очень любят гаммы и распевки, что, несомненно, очень полезно в их обучении.

3. Ещё один момент – выстраивание на уроке своеобразных музыкальных диалогов: это могут быть отдельные слоги пропетые ребёнком и повторенные учителем на фортепиано, словно эхо; проигрывание тех же слогов от разных нот, в разных октавах с разными динамическими оттенками, с разным характером. Полезен приём озвучивания действий ребёнка, например, когда ученик рассматривает часы в классе, подходит к ним, преподаватель это замечает и со своего места говорит или пропевает: «тик-так». Как результат – положительная реакция ребёнка, приглашение его к коммуникации, возврат внимания во внешний мир. Зевающему во весь рот ученику можно спеть или сыграть на фортепиано знаменитую колыбельную Моцарта «Спи, моя радость, усни» или «Колыбельную Умки» из одноимённого мультфильма. Ответная улыбка ребёнка и внимание вам гарантированы.

4. Необходимо чутко реагировать на настроение ребёнка и в случае неблагоприятного, нерабочего настроя стараться его изменить сменой песни, либо исполнением классического произведения на фортепиано. При этом музыка должна корректировать эмоционального состояние ребёнка. Так, излишнюю активность можно погасить спокойной мелодией, пением колыбельных и наоборот – разогнать сонливость и вялость помогут энергичные ритмы и весёлые, запоминающиеся музыкальные мотивы. Следует иметь в виду, и это редко упоминается в педагогической литературе об аутизме, что дети очень восприимчивы к переменам погоды, климатическим изменениям. От этого зависит их эмоциональное состояние и данный фактор нужно учитывать в работе. Упомянутое исполнение преподавателем музыкальных произведений на фортепиано (не вокальной, а собственно фортепианной музыки) помогает ребёнку переключиться на иной вид деятельности: заняться рассматриванием механики инструмента, повторением движений пальцев педагога, и тем самым отвлечься от пения, либо неприятного момента, возникшего на уроке, и немного передохнуть. Во время таких передышек хорошо подойдёт музыка Моцарта или Баха.

Можно попробовать и такой приём: положить руки ребёнка на свои и играть упражнение, в то время как ребёнок будет наблюдать и слышать, как музыка льется из-под его собственных пальцев. (2) Это очень полезное упражнение, поскольку дети с аутизмом воспринимают зрительные образы не так хорошо, как тактильные ощущения.

5. Определённую часть урока, лучше всего в середине занятия, посвящаем работе артикуляционного аппарата и его связи с пением. Медленно, чётко и ясно повторяем вначале определённые звуки, заинтересовавшие ребёнка, затем слоги и мотивы. В это время ученик с большим интересом следит за работой артикуляционного аппарата учителя и пытается повторить звуки самостоятельно.

6. На уроках пригодятся хорошо узнаваемые музыкальные приветствия и прощания, которые находят отклик у ребёнка и он повторяет их, пропевая вслед за учителем. Для такой роли хорошо подойдут простейшие попевки, основанные на тоническом трезвучии. Их можно придумать самостоятельно и варьировать в зависимости от ситуации и реакции ребёнка.

7. Важно учесть необходимость движения для аутичных детей. Мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы дети могли свободно перемещаться и чувствовать себя в безопасности. Ребёнок во время занятия редко сидит на месте. Чаще ему требуется движение для самоактивизации, побуждения себя к деятельности, и он будет ходить под музыку, повторяя движениями ритм, а голосом пропевая части музыкальных фраз на своём языке, то есть произвольно произносимыми звуками.

8. На занятии преподаватель должен быть готов пропевать весь репертуар самостоятельно и множество раз повторять вместе с ребёнком (или вслед за ним) только тот фрагмент или отдельную фразу, ритмический рисунок, который ученику понравится. Вначале это может быть повторение ритмического рисунка, затем пропевание голосом выбранного ребёнком слога или гласной из этого слога. Как правило, в каждой песне есть отдельный яркий мотив или запоминающаяся звуковая конструкция, которая привлекает внимание ребёнка. Часто это бывает в припеве песни. Однако может вызвать бурную восторженно-радостную ответную реакцию и ничем не примечательное на первый взгляд слово. Ребёнка здесь занимает звукоритмика, сочетание согласных звуков, необычность звучания, в этот момент происходит переход от музыки к речи и, как следствие, развитие коммуникативных навыков. В подобных случаях также необходимо остановиться и начать серию совместных повторов понравившегося слова или звукосочетания. Тем не менее, преподаватель должен быть готов к тому, что в конечном итоге, после отработки выбранного места, ребёнок может потерять к нему интерес, а также и ко всей песне в целом. В таком случае, чтобы не потерять контакта с учеником, необходимо переключить его внимание на другое музыкальное произведение и продолжить занятие.

В заключение отметим, что музыкальная терапия может служить страдающему аутизмом ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, в чем он мучительно нуждается, а также средством самовыражения себя на доступном ему уровне. (3)

Список использованной литературы:

1. Шеппард Ф. Развивающая музыка. Руководство для родителей. Мн: Попурри, 2009.

2. Н. Кайшаури. Музыканты с аутизмом предпочитают Баха, Москва, 2018 https://www.miloserdie.ru/article/za-kontsert-muzykanta-s-autizmom-tozhe-nado-platit/

3. Аутичный ребенок: проблемы в быту. / Под ред. С.А. Морозова. - М., 1998.

4. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком [кн. для педагогов: метод пособие] / О.С. Рудик. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 189с.

Опубликовано: 22.03.2021